Важным компонентом содержания учебно-методических комплексов по немецкому языку является страноведческая, социокультурная информация, нацеленная на ознакомление школьников с особенностями быта, достопримечательностями страны изучаемого языка. Несмотря на это, современная методическая литература и учебники немецкого языка, на мой взгляд, несут в себе недостаточное количество материалов о праздновании Рождества в Германии. Поэтому предлагаю вниманию читателей план урока по данной лексической теме. Реализации воспитательных, образовательных и развивающих целей способствует приобщение к другой национальной культуре, расширение образовательного кругозора, творческий перенос знаний, полученных ранее, в новую ситуацию.
Урок построен таким образом, чтобы его этапы и упражнения, выполняемые учащимися, способствовали развитию всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма.
Задания в начале урока нацелены на повторение страноведческого материала, который изучался в предыдущих классах. Сначала учащимся предлагается назвать ассоциации со словом „Weihnachten“.
Данное задание предполагает возможность использования и родного языка. Если дети называют какие-либо слова по-русски, я записываю их на доске на немецком языке, и мы проговариваем их хором. Если возникают трудности в выполнении этого задания, я предлагаю учащимся список слов и прошу назвать те, которые, по их мнению, относятся к теме “Рождество”, например Freude, Geschenk, Stille, Erwartung, Träume, Sorgen, Frieden, Wunsch, Glöckchen, Geschenkpapier, Musik, Gl???ck, Fest, Lied и другие. В этом случае можно также включить в список новые слова, не изученные ранее.
После этого детям предстоит прочитать несколько предложений и определить, соответствует ли их содержание действительности. Работу желательно организовать в парах, чтобы у детей была возможность обмена мнениями. Результаты обсуждаются всем классом.
Можно предложить следующие предложения:
- In Deutschland feiert man Weihnachten am 24. Dezember.
- Man schmückt gewöhnlich die Wohnungen zu Weihnachten.
- An den Eingangstären hдngen schöne Kränze aus Tannenzweigen und bunten Bändern.
- In jeder Familie liegt auf dem Tisch der Adventskranz mit 5 Kerzen.
- Man schmückt die Wohnung auch mit Pyramiden, auf denen sich verschiedene Figuren aus der Weihnachtsgeschichte drehen.
- Vier Wochen bereiten sich die Deutschen auf Weihnachten vor, und diese Zeit heißt Adventszeit.
- Am 6. Dezember kommt zu den deutschen Kindern Nikolaus und bringt schöne Geschenke, für die bösen Kinder hat er aber eine Rute bei sich.
- Der 24. Dezember heißt der Heiligabend.
- An diesem Tag besuchen die Deutschen zuerst die Kirche, dann feiern sie Weihnachten mit den Freunden.
Далее я спрашиваю учащихся о том, как еще готовятся в Германии к Рождеству и предлагаю назвать словосочетания, я записываю на доске, например:
-einen Tannenbaum schmьcken
-Einkäufe machen
-einen Tisch decken
-Weihnachtsgebäck backen
Группе слабоуспевающих учащихся я опять-таки оказываю помощь. Они получают список словосочетаний, из которых выбирают те, которые отвечают заданию, например:
-ein festliches Kleid anprobieren
-eine Kerze zünden
-Gäste empfangen
-Einkäufe nach Hause schleppen
-Geschenke machen
-Geschenke bekommen
Теперь мы готовы поиграть. Игра заключается в следующем: один из учащихся выбирает на столе карточку, на которой написано, что он делает, готовясь к Рождеству. Его задача изобразить это с помощью мимики и жестов. Класс должен отгадать, что он делает. В этом задании используется лексика предыдущего упражнения, которая находится перед учениками на доске или на листочках. Детям нужно лишь сформулировать предложения, используя выбранное словосочетание. Ученик, правильно назвавший действие, берет следующую карточку и т.д.
Варианты карточек:
Du probierst ein festliches Kleid an. |
Du schneidest den Kuchen. |
Du bäckst Weihnachtsgebäck. |
Du empfängst Gäste. |
Du schmückst den Weihnachtsbaum. |
Du zündest eine Kerze. |
Du schleppst nach Hause schwere Einkäufe. |
Du bekommst ein Geschenk. |
Я стараюсь организовать работу таким образом, чтобы последней была карточка „ Du bekommst ein Geschenk“, поскольку дальше я задаю вопрос о том, что детям больше нравится, получать подарки или их дарить и что они хотели бы получить на Рождество. Выяснить это предстоит самим учащимся. Каждый ученик получает лист, с которым он должен подойти как минимум к трем одноклассникам, обратиться к ним с вопросом и записать полученную информацию. ( Внизу на листке дается образец вопроса и ответа.) Затем учащиеся сообщают классу результаты своего опроса.
Лист выглядит так:
Wer? |
Was wünscht sich? |
Muster: Was wünschst du dir zu Weihnachten? Ich wünsche mir... |
После этого я спрашиваю детей: Как вы думаете, хотели бы животные получить подарки к празднику, и какие? Следующее задание – прочитать стихотворение, в котором есть пропуски. Надо вставить названия животных, о которых идет речь. В слабом классе я предлагаю список только тех животных, названия которых нужно вставить в текст, в сильном классе я дополню список, усложнив тем самым задачу.
Die Tiere versammeln sich heute
bei der großen Tanne im Wald;
in der Ferne hört man Geläute,
denn Weihnachten wird es bald.
Jedes Tier hat einen Zettel dabei,
darauf kann man die Wünsche lesen:
es wünscht sich zum Beispiel _________
für seinen Käfig einen Besen.
________ braucht einen Rasierapparat.
Warum, wollt ihr gerne wissen ?
Damit er stumpfere Stacheln hat,
will er die Igelfrau küssen.
__________ fährt zum Nordpol bald,
doch ist er schrecklich verfroren:
bekanntlich ist es dort ziemlich kalt;
er braucht Schüzer für seine Ohren.
__________ hat seine Streifen satt,
drum braucht er ein Karokleid.
__________ wünscht sich die Haare glatt,
es hat seine Locken leid.
Einen Reißverschluss braucht _______
fьr seinen Beutel am Bauch.
___________- Kind schläft dann sicher in Ruh
nach altem ___________- Brauch.
___________ , wie immer anspruchsvoll,
wünscht sich zwei Mäusefamilien.
Sie findet den Wunsch besonders toll,
denn sie braucht Freunde zum Spielen.
Zum Schluss liest ________ den Wunschzettel vor,
ich glaube, er macht nur Witze.
Er will mal singen im Kirchenchor
Und erklimmen die Kirchturmspitze.
Das waren die Wünsche der Tiere im Wald,
sie sind genau wie Ihr Kinder!
Sie freuen sich, denn das Christkind kommt bald,
wie ein Lichtlein im dunklen Winter.
( der Affe, der Igel, die Katze, der Tiger, der Papagei, das Känguru, der Elefant)
На уроке мы называли разные ассоциации со словом “Weihnachten”. Теперь я прошу назвать цвет, который ассоциируется у ребят с Рождеством. После этого дети получают текст песни с названием “Silber und Gold”, в котором тоже есть пропущенные слова, но вставлять их нужно во время прослушивания песни. Задание выполняется в парах.
Wir wünschen euch in dieser Zeit ein _______ in jedem Haus,
das in euch selbst erklingen soll und in die __________ hinaus,
mit Worten voller Zuversicht, an die ihr glauben wollt,
und ein Leuchten wie Silber und Gold,
Silber und Gold,
und ein Leuchten wie Silber und Gold.
Vergesst für ein paar__________ nun, was euch bedrängen mag.
Es folgt auf jede Dunkelheit gewiss ein neuer ___________.
In dieser Nacht seht ihr den __________, dem ihr vertrauen sollt
und ein Leuchten wie Silber und Gold,
Silber und Gold,
und ein Leuchten wie Silber und Gold.
Und wem das _________ gegeben ist, zu glauben wie ein Kind,
der findet eine ___________ da, wo sonst nur Fragen sind.
Der in das Dunkel ___________ gebracht hat, all das so gewollt,
und ein Leuchten wie Silber und Gold,
Silber und Gold,
und ein Leuchten wie Silber und Gold.
Lied |
Stunden |
Stern |
Antwort |
Welt |
Tag |
Glück |
Licht |
В заключение нам остается спеть песню всем вместе, желающие учат ее дома наизусть. Такой урок можно провести в 9-11 классе в зависимости от уровня подготовленности детей. Надеюсь, методические идеи этого урока найдут применение в работе моих коллег- учителей немецкого языка.