Урок природоведения в 3-м классе, обобщение по теме: "Мы — жители Земли"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: повторения и обобщения.
Форма урока: игра-соревнование “Счастливый случай”.
Цель: развитие познавательного интереса к предмету.
Задачи: повторение и обобщение изученных знаний по данной теме; развитие внимания, мышления, памяти, коммуникативных навыков; воспитание взаимопонимания, умения слушать собеседника, реально оценивать ответы одноклассников, радоваться своему успеху и успеху своих товарищей.
Оборудование: бочонок, склеенный из картона, конверты с письмами-заданиями и задания для капитанов.
Предварительная подготовка детей: каждая команда готовит по два вопроса по данной теме.
Класс делится на 2 команды. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
Членами жюри являются сами учащиеся, учитель.

1 гейм “Разминка”

    Загадки.
В синей чаше алый мяч, он и светел и горяч. (Солнце)
Придет в дом – не выгонишь колом,
Пора придет – сам уйдет.  (Cолнечный луч)
Постелю рогожку,
Посею горошку,
Положу калач –
Никому не взять. (Небо, звезды, месяц)
В голубой станице
Девица круглолица.
Ночью ей не спится –
В зеркало глядится. (Луна)
Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят. (Созвездие Большая Медведица)
Над клубком челнок летает,
На клубок витки мотает. (Спутник, земля)
Чудо – птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд. (Комета)
Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя,
Что это, друзья? (Географическая карта)

 2 гейм “Заморочки из бочки”

Капитаны достают вопросы из бочки.

1.Это раскаленное шарообразное тело. Является самой близкой к Земле звездой. Вокруг этой звезды движется наша планета.
(Солнце)
2.Эта планета вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца с запада на восток, движется по своей орбите. Имеет форму шара. На этой планете растут растения, она населена животными.
(Земля)
3.Категорически запрещается смотреть на солнце в бинокль, школьный телескоп, и просто невооруженным глазом. Почему?
(Солнце светит очень ярко, и это может нарушить зрение.)
4.Из-за наклона оси наша планета движется вокруг Солнца, как бы подставляя ему то северную свою часть, то южную. Что происходит в результате этого явления?
5.Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных обозначений. Что это?
(Географическая карта)
6.Парусные корабли под его командованием пересекли Атлантический океан, проплыли вдоль восточных берегов Южной Америки, обогнули этот материк с юга, пересекли Тихий океан. Кто руководил этой экспедицией?
(Магеллан)

3 гейм “Почтовый ящик”

1 письмо
Я имею форму шара, держусь на металлической ножке, которая слегка наклонена. На мне вы можете найти все материки и океаны, страны и моря. (Глобус)
2 письмо
Я – светящийся раскаленный газовый шар, в центре температура достигает 15 - 20 миллионов градусов, самая близкая к Земле звезда, хотя расстояние до нее 150 миллионов километров (Солнце)
3 письмо
Я – седьмая планета от Солнца. Моим именем римляне называли бога неба, женой которого была богиня земли – Гея. Я имею 15 спутников. (Уран)
4 письмо Я – самая горячая планета во Вселенной. Температура моей поверхности может достигать до 450 градусов. Названа женским именем. В Древнем Риме я являлась богиней любви. У меня нет спутников. (Венера)

4 гейм “Капитанский конкурс”

Капитаны письменно отвечают на вопросы, а в это время проводится гейм “Ты – мне, я – тебе”

1.Самая близкая к Солнцу планета? (Меркурий)
2.Окольцованная планета? (Сатурн)
3.Сколько планет вращается вокруг Солнца? (9)
4.На каком материке расположена наша страна? (Евразия)
5.Какие океаны омывают нашу страну? (Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический)

5 гейм “Ты – мне, я – тебе”

Пока капитаны заполняют карточки с заданиями, команды задают друг другу заранее приготовленные вопросы. По 2 вопроса.

6 гейм “Гонка за лидером”

Вопросы для 1 команды.

Что такое Солнце? (Звезда)
Земля отражает свой собственный свет или свет Солнца? (Свет Солнца)
Какая планета самая маленькая? (Плутон)
Солнце движется вокруг своей оси или вокруг Земли? (Вокруг своей оси)
У какой планеты нет спутников? ( Венера)
За какой промежуток времени Земля совершает полный оборот вокруг Солнца? (За год)
У какой планеты 17 спутников? (Сатурн)
Какой естественный спутник есть у Земли? (Луна)
Что является моделью Земли? (Глобус)
Как называется воображаемая линия, находящаяся на одинаковом расстоянии от полюсов? (Экватор)
Как называются огромные водные пространства? (Океаны)
Сколько океанов на Земле?(4)
Как мы называем сушу, окруженную водой? (Материк)
Какой материк самый большой? (Евразия)
Каким цветом на карте обозначены горы? (Коричневым)
Какой океан омывает нашу страну с севера? (Северный Ледовитый)

Вопросы для 2 команды.

Как называется наука о космических телах? (Астрономия)
Земля по своим размерам больше или меньше Солнца? (МеньшеСолнца)
Какова температура поверхности Солнца? (6000 градусов)
Сколько всего известно планет? (9)
Какая планета самая большая? (Юпитер)
На какой планете существует жизнь? (Земля)
Сколько спутников у земли? (1)
Чем прославился американский астронавт Нил Армстронг? (Первым ступил на лунную поверхность)
Как называется самая северная точка нашей планеты? (Северный полюс)
За какой промежуток времени земля делает оборот вокруг своей оси? (24 часа)
Как называется “глобус” на бумаге? (Карта полушарий)
Что мы называем частью океанов, вдающихся в сушу? (Моря)
Сколько материков на Земле? (6)
Какой материк самый маленький? (Австралия)
Каким цветом на карте обозначаются низменности? (Зеленым)
Назови самый холодный материк? (Антарктида)

Подведение итогов. Поздравление команд. Выставление отметок.