Урок в личном музее учителя географии

Разделы: География


Дели – олицетворение истории Индии с ее чередованием славы и разрушений и с ее великой способностью вбирать многие культуры, оставаясь самой собою… Здесь даже камни шепчут о давно прошедших веках, и воздух, которым мы дышим, полон пыли и аромата прошлого и свежего, пронизывающего ветра настоящего. Мы встречаем хорошее и плохое Индии в Дели, который стал могилой многих империй и местом рождения республики”.
Джавахарлал Неру

Я побывал в двадцати странах мира, объездил почти всю нашу огромную страну (Советский Союз, Россию), и где бы я ни бывал, никогда не забывал о приобретении сувениров, рассказывающих об иностранных государствах, республиках, краях, областях, городах, интересных географических объектах. Мои постоянные спутники - фотоаппарат и записная книжка.
В моем домашнем музее находятся:
- около десяти тысяч томов энциклопедической, словарной, географической, исторической, художественной литературы;
- девять тысяч значков (из тех мест, где я бывал);
- двенадцать тысяч монет и банкнот СССР, России и разных стран мира;
- около восьми тысяч почтовых марок;
- более тысячи сувениров из разных уголков Советского Союза, России, зарубежных стран;
- пятьсот пятьдесят автографов знатных людей Советского Союза, России, зарубежных стран;
- тысяча спичечных коробков – отечественных и привезенных из-за рубежа (этикетки рассказывают о географии, истории и др.);
- две тысячи пятьсот конвертов (географической направленности);
- пятьсот пятьдесят разнообразных сувенирных ручек;
- тысячи газет и журналов (интересные), которые я коллекционирую с 1956 года;
- около шестисот открыток, рассказывающих о растительном, животном мире и разнообразных природных достопримечательностях;
- несколько тысяч фотографий из всех уголков нашей огромной страны, многих зарубежных стран;
- мини – зоопарк (детям очень нравится);
- уголок экспонатов, повествующих о Великой Отечественной войне (гильзы, гранаты, пулеметные ленты, мины, котелки, фляжки, пулемет Дегтярева, каски, саперные лопатки и многое другое – все они безопасны);
- несколько сот слайдов.

Нетрадиционное проведение урока по теме “Индия”

Из Индии я привез для домашнего музея: статуэтки богов индийской мифологии – Будды (имя, данное принцу Гаутаме Сиддхартхе; 623-544 г. до н.э., основатель буддизма), Шивы (бог созидания и разрушения), Ганеши (слоноголовый бог удачи и процветания), Ганга (богиня воды), Вишны (бог правды, добра и закона), два миниатюрных “Тадж-Махала”, 15 минералов – самоцветов, браслет из слоновой кости, статуэтки слонов, несколько сумочек и сумок, пачки чая разных сортов, монеты и банкноты, веер из перьев павлина, 140 слайдов, маски, мумие( храню как экспонат), бусы и другие украшения, щепки сандалового дерева, несколько журналов, газет, открыток, других сувениров на память о городах Дели, Калькутте, Бомбее, Агре, Джайпуре, “мертвом городе” Фатехпур – Сикри и др.
Чтобы провести интересные уроки по Индии для десятиклассников, я оборудовал свою библиотеку-музей под класс, где старался показать максимум экспонатов об Индии. Помимо перечисленных выше, в музее были флаг и герб Индии, политическая карта мира, выставка книг, газет, журналов, огромное количество фотографий об этой чудесной стране. Национальные: животное – тигр, птица – павлин, цветок – лотос, дерево – баньян (будучи в Индии, я сделал фото самого большого баньяна Индии), фрукт – манго.
Изложение темы начал с общей характеристики Индии.
Первая незабываемая экскурсия по Дели началась с осмотра развалин всемирно известного храма Куват – уль – Ислам, где сохранился Кутаб – Минар (башня победы) – самая высокая каменная башня в Индии (72,5 м). Со стороны Кутаб – Минар похож на пучок толстых, чуть красноватых стеблей камыша, перевязанных в четырех местах узорчатыми лентами – этажами.
За стенами мечети, высится знаменитая нержавеющая железная колонна, отлитая индусскими мастерами в V веке. Но время не изменило ее первоначального вида, она и сейчас стоит такой же блестящей и отполированной, какой была в то далекое время. Специалисты до сих пор не могут определить состав этого металла. Существует поверье, что каждому, кто станет спиной к этой колонне, и обхватит ее, соединив руки и загадав желание, оно обязательно сбудется.
Осмотрели крепость “красный Форт”, построенный из красного песчаника императором Шах Джаханом. Форт имеет форму неправильного восьмиугольника, все грани которого различны по длине. На его территории много дворцов. Особенно хороши “Жемчужная мечеть”, “Общая приемная”, “Особая приемная”, знаменитый базар Чанди-Чоук, одну из красивейших мечетей мира Джама – Масджит, дворец президента, триумфальную арку, национальный стадион и др.
Впервые в Дели я увидел священное животное… корову. Я много читал в книгах и журналах об этом, но не верилось, чтобы животное могло спокойно “разгуливать” по улицам столицы. Она может подойти к прилавку с фруктами и овощами, зайти в сквер или на газон, полакомится, и никто не имеет права ее прогнать или ударить. Мясо коровы в пищу не употребляют – это считается тягчайшим грехом. Если же корова престает давать молоко ее выгоняют на свободу, где она бродит и погибает. Кстати. в Индии коров доят обычно мужчины. Молока в стране пьют мало – его обычно потребляют лишь с чаем. В основном пьют буйволиное молоко.

Приведенная мной в рассказе лучшая похвала для индийской женщины “Идет как корова” была встречена ироничными улыбками десятиклассниц.
Женщины Индии, по традиции украшены с головы до ног. Головные украшения из золота, серебра, драгоценных камней, включающие шпильки с розетками, налобные и височные подвески и гирлянды, серьги и др. Качество и стоимость украшений зависит от материального благополучия.
Женщины состоятельных семей надевают украшения в дни праздников и семейных торжеств, а деревенские женщины носят дешевые бусы и другие украшения ежедневно
Традиционным и наиболее распространенным типом женской одежды в Индии является сари – прямая и широкая полоса ткани длиной 5-10 метров. Узор каждого сари является неповторимой композицией. Узоры бывают набивные, вытканные, вышитые, нанесенные краской. Сари ткется на ручном станке как самостоятельное изделие, а не как часть длинномерной ткани (процесс смотрели на фабрике в Дели).
Посещая город Агра я осмотрел мавзолей Тадж-Махал. Выстроенный из ослепительно белого мрамора, высотой 75 метров, он представляет собой чудо архитектурного искусства. Его строил Шах Джахан для своей жены Мумтаз Махал с 1631 по 1653 годы двадцатью тысячами рабочих. Это изумительнейшее по своему архитектурному замыслу и исполнению сооружение можно по праву отнести к восьмому чуду света. Как говорят о нем – это “песня в мраморе”, “Белый сон, застывший над рекой”. Каждый сантиметр этой жемчужины отделан тончайшей резьбой по мрамору, украшен ажурными мраморными решетками, все инструктировано золотом, серебром, драгоценными камнями. Красота Тадж-Махала многогранна. Минареты, купола, решетки мавзолея предстают каждый раз в прекрасном новом, чудесном свете: при ясном солнечном дне мавзолей ослепляет белизной стен, в пасмурный день - излучает легкий желтовато – молочный свет, ночью, при свете лучей прожекторов. со смотровой площадки гостиницы вырисовывается величественной громадой таинственной неземной цивилизации.
При подъезде к городу – крепости Амбер (недалеко от г. Джайпур), которая находится на горе высотой более километра, я увидел более тридцати слонов. Нам предстояло подняться на этих слонах в гору к знаменитым дворцам. Погонщики стали один за другим подводить животных к “причалу”. Это площадка высотой 5-6 метров, к которой ведет лестница. Подходит слон, в манеж садятся четыре человека – двое с одной стороны, двое с другой, затем садится погонщик на голову слона, между егоогромными ушами, с трезубцем для управления слоном. Рядом идет музыкант с самодельной скрипкой и все время развлекает нас. Поездку на слоне можно сравнить с ездой на телеге без рессор по булыжнику.
В Джайпуре видели знаменитый “Дворец ветров”. Это здание состоит из тысяч небольших окошек. Они устроены так, что во дворце всегда сквозняки и гудит ветер. Побывал здесь на знаменитой “толкучке”, на которой продают и меняют драгоценные и полудрагоценные камни. Сюда приезжают ювелиры со всех стран мира, за бесценок скупают камни, а у себя получают огромные прибыли. Мне в жизни никогда не приходилось видеть только количества разнообразных драгоценных камней.
Летим из Калькутты в Катманду (столица Непала). Уже через полчаса передо мной открылось величественная панорама Гималаев. Перед ними блекнут Кавказ, Альпы, Карпаты, Крымские и Уральские горы. Мне посчастливилось во всей красоте видеть самую высокую вершину Гималаев Джомолунгму (Эверест), высота которой 8848 метров – это действительно настоящая Королева гор, “Мать Богов”.

Потом – показ экспонатов с необходимыми географическими комментариями. По ходу рассказа я использовал многочисленные наблюдения, сделанные в городах Индии, и во время экскурсии по территории экзотической стране. Вместе рассматриваем фотографии, на которых изображены разнообразные импровизированные цирковые представления самодеятельных артистов, заклинателей кобр, удавов, управляемые бои мангуст с кобрами, семья обезьян в г. Джайпуре, индийские обряды сжигания умерших людей, “башни молчания”, йоги, разнообразные индийские танцы, богатый растительный мир ботанического сада в Калькутте и других районов Индии, животных, нашедших себе пристанище в кустарниковых зарослях городов и мн. др.
Я не даю подробного описания хода урока. только показываю частичку фрагментов рассказа об удивительной стране Индии, и хочу подчеркнуть, что учителям географии нужно по возможности собирать свои собственные домашние музеи, которые так необходимы детям. Работа в домашнем музее оживляет уроки, заражает детей страстью к страноведческому коллекционированию, приучает к умению систематизировать собранные экспонаты, делать их подробный анализ, пробуждает желание узнать больше.
К этому я и стараюсь приучить своих учеников. В нашей школе сейчас более трети обучающихся занимаются познавательным коллекционированием.
Почти на каждый урок географии я приношу свои коллекции и в специальном шкафу устраиваю выставку или просто по ходу изложения материала показываю несколько экспонатов по какой-либо теме, стране, республике, области (на перемене учащиеся более детально рассматривают экспонаты выставки)
Если по какой- либо причине я не показал ученикам экспонаты по два – три дня, они мне тут же напоминают: “Николай Филиппович, а почему Вы нам не показываете свои коллекции?” приходится подчиняться детям!
Схожие материалы (экспонаты) у меня есть по Италии, Франции, Испании, Греции, Болгарии и другим странам.
Как правило, урок в домашнем музее проходит более непринужденно, раскованно, чем традиционный урок. Дети могут внимательно рассмотреть каждый экспонат, подержать его в руках, задать вопросы. Беру обычно последние уроки, чтобы продлить общение с учениками.
Заканчиваю урок выдержками из книги Афанасия Никитина “Хождение за три моря”
“….. И есть тут Индийская страна, и люди ходят все нагие: голова непокрыта, груди голые, волосы в одну косу плетены. Все ходят брюхаты, детей родят каждый год, и детей у них много. Мужи и жены все нагие и все черные…”
“… Дабул – пристань весьма великая, и привозят сюда коней из Египта, Аравии, Хоросана, Кашгарии и Чагатайской земли. А Каликут – есть пристань для всего Индийского моря…. А родится в нем перец , имбирь, цвет мускат, цинамон, корица. гвоздика, пряное коренье, да всякого коренья родится в нем много…”
“…а князь их – фата на голове, а другая на бедрах; бояре у них ходят – фата на плече, а другая – на бедрах; княгини ходят – фата на плече, а другая на бедрах…”
“…В Бидаре происходит торг на коней и на товар: на камки (парча), на шелк и на всякий другой товар; можно купить на нем также черных людей. Другой купли здесь нет…”
Предаваясь воспоминаниями о виденных им ранее странах и сравнивая их между собой, Афанасий Никитин в заключении восклицает: “А Русскую землю бог да сохранит! На этом свете нет страны подобной ей”

После таких уроков стараюсь выпустить фотогазету, которую потом вывешиваю в школе, как бы продлевая жизнь урока.
На уроки в домашнем музее я обычно приглашаю гостей. Частые гости на “индийских” уроках - директор Войновской СОШ №9 В.Е. Дежа, ее заместители, учителя. В подготовке уроков принимала участие моя дочь – учитель географии Егорлыкской СОШ №1, дважды лауреат Всеобщей заочной олимпиады по географии Г.Н.Ступак.