Современная концепция обучения
иностранным языкам, как известно, развивается в
гуманистическом направлении, которое связано с
новыми подходами к определению содержания,
стратегий, средств, а также реального процесса
обучения.
Изучение иностранного языка на
базовом уровне среднего (полного) общего
образования направлено на развитие и воспитание
способности к самостоятельному и непрерывному
изучению иностранного языка, дальнейшему
самообразованию суворовца. Деятельностный
подход к обучению предполагает развитие всех
фундаментальных качеств личности, таких как
активность, самостоятельность, ответственность,
самоорганизация, а также всех компонентов
учебной деятельности (мотивов, способов, средств
труда, контроля). Формируясь на уроках и во
внеурочной работе, эти качества могут постепенно
превратиться в устойчивое свойство личности.
Целенаправленная работа по
формированию учебной компетенции и способности
суворовца к самостоятельному, гибкому и
творческому осуществлению учебной деятельности
по овладению иностранным языком предполагает
разработку специальных учебных материалов и
различных форм и видов организации учебного
процесса, включая его самостоятельную работу.
Система усложняющихся индивидуально -
дифференцированных заданий, выполняющих функции
диагностики, формирования и развития реальных
учебных возможностей суворовцев создаст
оптимальные условия для включения каждого
обучаемого в активную учебную деятельность на
уровне его потенциальных возможностей. В рамках
данной системы в процессе обучения иностранным
языком должна обеспечиваться устойчивая
привычка к самостоятельной работе над изучаемым
языком, достаточный уровень учебной компетенции
обучаемого, его способность к конструктивной и
творческой учебной деятельности.
Эта система должна быть основана на всестороннем изучении и учете сдедующих аспектов:
- Отношение суворовца к учебе.
Как показывает наше исследование, в поле зрения оказывается объективная сторона отношения: как выполняет суворовец задания на самоподготовке, реагирует на вопросы преподавателя на уроке, какова его позиция в групповой работе, как принимаются и выполняются требование или просьба преподавателя, офицера-воспитателя, товарищей, в какой мере активен на занятии и др. Из разрозненных наблюдений и складывается определенное мнение педагогов об отдельных суворовцах и целых взводах. Однако хорошо известны и такие случаи, когда преподаватели и офицеры-воспитатели расходятся в своих суждениях, оценивая отношение суворовцев к учению. Эти трудности чаще возникают потому, что и те, и другие часто не владеют субъективными показателями отношения, которые характеризуют внутреннюю сторону проблемы, т. е. с позиции самого суворовца. Имеется в виду его самооценка своего отношения к училищу, мотивация познавательной деятельности, причины заинтересованного, безразличного или негативного к ней отношения и др. Без участия самого суворовца правильно и всесторонне оценить его отношение к учению невозможно. - Мотивация учебной деятельности суворовца (цели,
потребности, интересы, эмоции, мотивы).
Необходимо иметь в виду разные ее источники. Для одних суворовцев таким источником является само знание, для других - процесс учения, для третьих — взаимоотношение с товарищами, преподавателями, для четвертых — влияние семьи. Здесь выделяются две большие группы мотивов:
1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;
2) социальные мотивы, в основе которых взаимодействие,
общение, сотрудничество суворовца с другими людьми.
Положительное, постоянно активное отношение к учению наблюдается у тех суворовцев, для которых характерно сочетание разных мотивов. Мотивация учебной деятельности обусловлена также индивидуальными особенностями структуры личности суворовца: его установками, склонностями, жизненными планами и профессиональными намерениями. - Направленность познавательного интереса.
Устойчивый познавательный интерес — важный мотив учения. Знать предметную направленность интересов суворовцев крайне важно, чтобы целенаправленно развивать их и облегчить выбор профессии. Чрезвычайно важно, фиксируя интерес суворовца к тому или иному предмету, выявлять его источники. Если, например, таковым является личность педагога, а не сама область знания, то при смене преподавателя интерес может быстро угаснуть, что нередко и приходится наблюдать. - Особенности процесса самостоятельной
учебной деятельности суворовцев.
Чтобы эффективно управлять действиями суворовцев, необходимо знать их типичные и индивидуальные затруднения при выполнении заданий, потребность в руководстве преподавателя. - Знания и умения.
Диагностика учебной деятельности нацелена прежде всего на выявление качественных характеристик знаний — их глубины, обобщенности, систематичности, установление разных уровней усвоения знаний.
Принято выделять три основных
уровня усвоения знаний: а) репродуктивный
(суворовец умеет лишь воспроизводить знания); б)
реконструктивный (знания применяются в
стандартных и вариативных ситуациях); в)
творческий (суворовец оперирует знаниями и в
условиях переноса, в нестандартных ситуациях).
Выявить качественные характеристики и
уровни знаний суворовцев можно при помощи устных
и письменных форм проверки знаний, которая
предусматривает выполнение ими специально
подобранных в соответствии с целью диагностики
заданий, вопросов.
Идеальным результатом обучения
считается достижение такого уровня развития
познавательной деятельности суворовцев, когда
они могут самостоятельно ставить задачу,
находить способы ее решения, контролировать и
оценивать результаты своей познавательной
деятельности. Переход к внутреннему
самоконтролю обучаемого – задача
первостепенной важности, стоящая перед
преподавателем.
Надо полагать, что важную роль в этой
работе сыграет пересмотр концепции процесса
обучения, приведение её в соответствие с
реальным протеканием всего учебного процесса,
где деятельность преподавателя и деятельность
суворовцев будет связана не только с содержанием
образования, а с учебными заданиями как формой, в
которой это содержание воплощается. Такой подход
выдвигает в центр внимания чрезвычайно важную,
но пока не достаточно реализованную на практике
проблему формирования культуры самостоятельной
работы суворовцев в учебном процессе.
Литература:
“Вестник Образования”// Сборник приказов и инструкций Министерства Образования России – Министерство образования и науки, № 14, 2004