Формирование культуры самостоятельной работы суворовца – как учебная цель

Разделы: Общепедагогические технологии


    Современная концепция обучения иностранным языкам, как известно, развивается в гуманистическом направлении, которое связано с новыми подходами к определению содержания, стратегий, средств, а также реального процесса обучения.    
    Изучение иностранного языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на развитие и воспитание способности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию суворовца. Деятельностный подход к обучению предполагает развитие всех фундаментальных качеств личности, таких как активность, самостоятельность, ответственность, самоорганизация, а также всех компонентов учебной деятельности (мотивов, способов, средств труда, контроля). Формируясь на уроках и во внеурочной работе, эти качества могут постепенно превратиться в устойчивое свойство личности.
    Целенаправленная работа по формированию учебной компетенции и способности суворовца к самостоятельному, гибкому и творческому осуществлению учебной деятельности по овладению иностранным языком предполагает разработку специальных учебных материалов и различных форм и видов организации учебного процесса, включая его самостоятельную работу. Система усложняющихся индивидуально - дифференцированных заданий, выполняющих функции диагностики, формирования и развития реальных учебных возможностей суворовцев создаст оптимальные условия для включения каждого обучаемого в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей. В рамках данной системы в процессе обучения иностранным языком должна обеспечиваться устойчивая привычка к самостоятельной работе над изучаемым языком, достаточный уровень учебной компетенции обучаемого, его способность к конструктивной и творческой учебной деятельности.

Эта система должна быть основана на всестороннем изучении и учете сдедующих аспектов:

  1. Отношение суворовца к учебе.
       Как показывает наше исследование, в поле зрения оказывается объективная сторона отношения: как выполняет суворовец задания на самоподготовке, реагирует на вопросы преподавателя на уроке, какова его позиция в групповой работе, как принимаются и выполняются требование или просьба преподавателя, офицера-воспитателя, товарищей, в какой мере активен на занятии и др. Из разрозненных наблюдений и складывается определенное мнение педагогов об отдельных суворовцах и целых взводах. Однако хорошо известны и такие случаи, когда преподаватели и офицеры-воспитатели расходятся в своих суждениях, оценивая отношение суворовцев к учению. Эти трудности чаще возникают потому, что и те, и другие часто не владеют субъективными показателями отношения, которые характеризуют внутреннюю сторону проблемы, т. е. с позиции самого суворовца. Имеется в виду его самооценка своего отношения к училищу, мотивация познавательной деятельности, причины заинтересованного, безразличного или негативного к ней отношения и др. Без участия самого суворовца правильно и всесторонне оценить его отношение к учению невозможно.
  2. Мотивация учебной деятельности суворовца (цели, потребности, интересы, эмоции, мотивы).
       Необходимо иметь в виду разные ее источники. Для одних суворовцев таким источником является само знание, для других  - процесс учения, для третьих — взаимоотношение с товарищами, преподавателями, для четвертых — влияние семьи. Здесь выделяются две большие группы мотивов:
        1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;
        2) социальные мотивы, в основе которых взаимодействие,
    общение, сотрудничество суворовца с другими людьми.
        Положительное, постоянно активное отношение к учению наблюдается у тех суворовцев, для которых характерно сочетание разных мотивов. Мотивация учебной деятельности обусловлена также индивидуальными особенностями структуры личности суворовца: его установками, склонностями, жизненными планами и профессиональными намерениями.
  3. Направленность познавательного интереса.
        Устойчивый познавательный интерес — важный мотив учения. Знать предметную направленность интересов суворовцев крайне важно, чтобы целенаправленно развивать их и облегчить выбор профессии. Чрезвычайно важно, фиксируя интерес суворовца к тому или иному предмету, выявлять его источники. Если, например, таковым является личность педагога, а не сама область знания, то при смене преподавателя интерес может быстро угаснуть, что нередко и приходится наблюдать.
  4. Особенности процесса самостоятельной учебной деятельности суворовцев.
       Чтобы эффективно управлять действиями суворовцев, необходимо знать их типичные и индивидуальные затруднения при выполнении заданий, потребность в руководстве преподавателя.
  5. Знания и умения.
       Диагностика учебной деятельности нацелена прежде всего на выявление качественных характеристик знаний — их глубины, обобщенности, систематичности, установление разных уровней усвоения знаний.

    Принято выделять три основных уровня усвоения знаний: а) репродуктивный (суворовец умеет лишь воспроизводить знания); б) реконструктивный (знания применяются в стандартных и вариативных ситуациях); в) творческий (суворовец оперирует знаниями и в условиях переноса, в нестандартных ситуациях).
    Выявить качественные характеристики и уровни знаний суворовцев можно при помощи устных и письменных форм проверки знаний, которая предусматривает выполнение ими специально подобранных в соответствии с целью диагностики заданий, вопросов.
    Идеальным результатом обучения считается достижение такого уровня развития познавательной деятельности суворовцев, когда они могут самостоятельно ставить задачу, находить способы ее решения, контролировать и оценивать результаты своей познавательной деятельности. Переход к внутреннему самоконтролю обучаемого – задача первостепенной важности, стоящая перед преподавателем.
    Надо полагать, что важную роль в этой работе сыграет пересмотр концепции процесса обучения, приведение её в соответствие с реальным протеканием всего учебного процесса, где деятельность преподавателя и деятельность суворовцев будет связана не только с содержанием образования, а с учебными заданиями как формой, в которой это содержание воплощается. Такой подход выдвигает в центр внимания чрезвычайно важную, но пока не достаточно реализованную на практике проблему формирования культуры самостоятельной работы суворовцев в учебном процессе.

Литература:

“Вестник Образования”// Сборник приказов и инструкций Министерства Образования России – Министерство образования и науки, № 14, 2004