ЦЕЛИ:
- Систематизация, закрепление и углубление знаний учащихся о звуках и буквах, об алфавите.
- Формирование навыков чтения.
- Развитие выразительного чтения, умения работать с текстом.
- Воспитание в духе народных традиций, привитие
чувства гордости и любви к своему краю.
УМК: магнитофон, алфавит, рисунки, магнитная азбука, плакаты, альбом “Гжель”, “Хохлома”. Поделки “Матрешка”.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Сообщение темы и цели.
- Сегодня на уроке мы совершим путешествие на ярмарку русской азбуки. Кто знает, что такое “ярмарка”?
- В толковом словаре Ожегова мы прочитаем: ярмарка - “большой торг, обычно с увеселениями, развлечениями”.
- На все праздники принято приглашать гостей. К нам сегодня пришли гости. Как вы их пригласите на нашу ярмарку?
- Откройте “Букварь” на стр. 28. Прочитайте, как
принято приглашать гостей.
А теперь прочитайте так, чтобы всем захотелось побывать на ярмарке (выразительное чтение). - Чтобы мы не заблудились и не потерялись на ярмарке, смогли побывать в самых интересных местах, прочитаем план проведения ярмарки.
ПЛАН.
- Секреты алфавита.
- Русские умельцы.
- Отдохнем.
- Книжки-малышки.
- Театр.
- Буквы расшалились.
- Итоги ярмарки.
“Секреты алфавита”.
1) Ну а какая ярмарка без традиционного русского самовара и чаепития? Поэтому поспешим по странице 28 “букваря” туда, откуда “тянет дымком”.
Прочитайте, как нас зазывают на чаепитие.
(Дети хором)
Всем для радости
Наши сладости.
2) А вот кто разместился у самовара вы узнаете, если отгадаете загадку:
Сели на страничку
33 сестрички.
Сели – не молчат,
Нам загадки говорят.
- Кто это? (Буквы).
- Что такое “буквы”? (Одежда для звука).
- Правильно ли я задала вопрос? (“Сели”, “молчат”, “говорят”, “сестрички” - так говорят о живом, но к буквам эти слова употреблены в переносном значении). Буквы отвечают на вопрос – что?
3) Сколько нужно расставить стульчиков, чтобы сели пить чай все буквы? Почему?
- Что такое русская азбука?
- Как можно сказать по-другому? (Алфавит).
- Почему их так назвали?
(рус.) аз-буки альфа-вита (греч.)
(По первым буквам).
- Самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.
- Сколько букв в татарском алфавите?
- Как рассядутся буквы? (Чтение алфавита по-цепочке).
4)–Но буквы захотели сесть по-другому. Догадайтесь, по какому признаку они поделились? (На гласные и согласные).
- Сколько гласных букв? (10). А звуков? (6).
- Спойте песенку, которую поют гласные звуки. (Пропевают гласные звуки).
- Что означают остальные буквы е, ё, ю, я?
5) – Какая гласная буква может похвастаться, что она может быть буквой, словом и предложением? (я)
а) якорь, язык – буква;
б) Петя и я – друзья. – слово;
в) Кто хочет продолжить путешествие по нашей ярмарке? – Я! – предложение.
6) – Поспешим к другому самовару. Какие буквы вокруг него расположились? (Магнитная азбука – согласные буквы).
- Сколько согласных?
- Знаете ли вы секреты согласных букв? Сколько всего согласных букв? А звуков?
Ответы детей и обобщения учителя.
Согласные буквы обозначают звонкие и глухие
звуки, могут быть мягкими и твердыми: б/п; в/ф;
г/к; ж/ш; з/с.
Непарные и парные согласные
Звонкие непарные: л, м, н, р, й.
Глухие непарные : ч, щ, ц, х.
Всегда мягкие звуки: [й, щ, ч.]
Всегда твердые звуки: [ж, ш, ц.]
- Какие буквы отсутствуют?
- Почему?
- Зачем в русском языке нужны буквы “ъ” и “ь”?
Русские умельцы.
Мы повторили алфавит, его секреты. А скажите,
зачем нужно знать его
(Списки, документация, библиотека, справочники,
словари – в алфавитном порядке). На следующих
уроках мы научимся пользоваться словарями.
Послушаем стихотворение о буквах.
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ…
Но когда с умом, толково
Их построишь четко в ряд, –
Превратятся буквы в слово
И – с тобой заговорят!
А вот о чем нам захотели сказать буквы, построившись в ряд, вы прочитаете на стр. 29:
Покупайте игрушки,
Свистульки и хлопушки,
Мячи и шары –
Все для детворы!
Кто хочет купить шары? Что на них написано? Гжель; Хохлома; Городец; Дымка.
О чем говорят эти слова? Об этом узнаем, прочитав текст на стр. 28
(Хором)
Синее небо, словно в апреле,
Вы увидите на нашей гжели.
Чтение остального текста по абзацам.
Что такое гжель? (Роспись по фарфору и подмосковная деревня).
Чем она знаменита? (Рассмотрите альбом) – Гжель (видео).
Что написано на втором шарике? (Хохлома).
(Хором:)
К вам приехала сама
Золотистая хохлома!
Чтение остального текста по абзацам.
Что такое хохлома? (Село за Волгой, роспись по дереву).
Почему птица – Жар задела золотым крылом чашку у мужика?
Как в тексте называют мужичка? (Мужик – умелец).
Богата земля русская умельцами. Мы уже знакомы с русской матрешкой. Вы сами были умельцами – каждый раскрасил свою матрешку. Вот они (выставка работ детей).
Но есть еще и городецкая роспись, “дымковская
игрушка” и о многом другом вы узнаете,
прочитав книги. (Показ выставки книг).
Удивительные люди – народные мастера. Умели трудиться, да еще как! Но умели и отдыхать. Во все времена (какими бы тяжелыми они ни были) ни одна ярмарка не обходилась без задорной пляски и песни. Поспешим и мы туда, где слышна музыка.
Физминутка.
(Песня А – Б – В – Г – Д – Е и т.д.) – дети пропевают алфавит.
- Что мы пели? (Алфавит).
- Какая “ловушка” в нем скрыта? (Каждая буква имеет свое название и место).
Книжки – малышки.
- Послушайте, что там выкрикивает Петрушка?
Стр. 28 “Букваря” часть В.
Покупайте книжки,
Книжки – малышки!
И для обучения
И для развлеченья!
- Кто желает купить книжки? – (Коробейники – ученики предлагают книжки – малышки. Ребята по одному выходят, берут книжку – малышку, зачитывают один абзац).
- Из какой сказки эти слова? Кто ее автор?
- Кто хорошо разобрался в секретах русской азбуки сможет самостоятельно прочитать их.
Театр.
(Коробейники строят теремок).
- Что это за домик появился? Какая ярмарка без представления? Послушайте и угадайте, герои какой сказки пришли на ярмарку? (Инсценировка сказки “Теремок”, момент появления медведя).
- Что помогло героям сказки построить новый теремок?
- Кто из ребят лучше всех озвучил своего героя?
“Буквы-озорницы”.
Ребята, мы увлеклись инсценировкой сказки, а в
это время наши буквы заскучали и… посмотрите,
что произошло…
Не давали буквам дела,
Им безделье надоело!
Надоело им скучать
И пошли… озорничать!
- Кто сможет составить предложение из рассыпавшихся слов? (Азбука, мудрости, к, ступенька). Азбука – к мудрости ступенька.
- Как вы понимаете смысл пословицы?
- Даже побывав на ярмарке русской азбуки, мы еще не все секреты ее открыли. Впереди нас ждет еще ни одно открытие. Но первую ступеньку (я считаю самую трудную) мы уже преодолели, стали мудрее.
- А кто составит слово из рассыпавшихся букв? (м, о, л, о, д, ц, ы)
- Прочитайте хором. Это вы сегодня молодцы.
Итог урока
- Давайте подведем итоги ярмарки. С чем мы сегодня вернемся домой?
- С ярмарки мы заберем хорошее настроение и сувениры. Сувениры получают ребята, отличившиеся хорошей техникой чтения и активно работавшие во время урока.
- А кто уйдет домой с хорошим настроением? Громко! (Я!)
- Спасибо за работу. До свидания!
Звучит песенка “А – Б – В – Г – Д – Е и т.д.”
Домашнее задание.
Поделиться своими впечатлениями о посещении ярмарки.
Чтение с.28-29