Цели для учителя:
- обобщить знания об изученных орфограммах;
- закрепить навыки правописания слов с изученными орфограммами;
- развивать орфографическую зоркость;
Цели для учащихся:
После изучения темы учащиеся должны знать:
- способы образования имен прилагательных;
- правила правописания сложных имен прилагательных;
- правила написания –н-, -нн- в суффиксах имен прилагательных;
- правила написания –к-, -ск- с суффиксах имен прилагательных;
- правила написания букв о-е после шипящих в суффиксах имен прилагательных.
После изучения темы учащиеся должны уметь:
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- графически обозначать орфограммы;
- правильно писать сложные имена прилагательные;
- разбирать слова по составу.
Ход урока.
УЭ-0: 1-2 мин. | Цели и задачи урока- модуля "Словообразование имен прилагательных": закрепить умение определять способ словообразования имен прилагательных. | |||||
УЭ-1: 7-8 мин. | Способы словообразования: 1.Приставочный способ: безлистый,
антисанитарный, неприятный. |
|||||
Индивид. работа. Выполняется в тетради. | От указанных слов по данной модели
образуйте и запишите слова: без
(бес).....н(ый): шум, забота, дом, билет, сердце. Алгоритм работы: 1.Рассмотрите таблицу данную выше. |
|||||
УЭ-2: 4 мин. | Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах имен прилагательных. Цель: закрепить навык правописания и графического обозначения орфограммы. Правописание о –е после шипящих и ц в суффиксах имен прилагательных в зависимости от ударения. |
|||||
Пишется О: под ударением (ежовый (еж)). | Пишется Е: без ударения (вещевой (вещь)). | |||||
Индивид. работа. Выполняется в тетрадях. | Вставьте пропущенные буквы,
графически обозначьте орфограммы: пищ_вой,
пунц_вый, свеж_го, ключ_вой, хорош_го, кумач_вый.
лиц_вой. Алгоритм работы: 1. Рассмотрите таблицу, данную выше. |
|||||
УЭ-3: 7-8 мин. | Правописание суффиксов имен прилагательных –к-,-ск-. Пишется –К-:
Пишется -СК-: в остальных случаях - киргизский (киргиз). |
|||||
Индивид. работа. Выполняется в тетрадях. | Вставьте пропущенные буквы,
графически обозначьте орфограммы. Обозначьте
условия выбора суффиксов –к-, -ск-: вя_кий.
немец_кий, белорус_кий, казац_кий, француз_кий,
одес_кий, украин_кий, матрос_кий. Алгоритм работы. 1. Рассмотрите таблицу, данную выше. |
|||||
УЭ-4: 8-10 мин. | Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных. .Цель: обобщить знания о суффиксах имен прилагательных, закрепить навык правильного написания и графического обозначения орфограмм с одной и двумя Н в суффиксах. Правописание Н или НН в зависимости от суффиксов имен прилагательных. |
|||||
Пишется -Н:
|
Пишется –НН-
|
|||||
Индивид. работа. Выполняется в тетрадях. | Образуйте имена прилагательные,
используя суффиксы с буквой Н, обозначьте
суффиксы: клятва, лебедь, песок, цена,
экскурсии. Алгоритм работы. 1. Рассмотрите таблицу, данную выше. |
|||||
УЭ-5 8-10 мин. | Правописание сложных имен прилагательных. Цель: закрепить навык правописания и графического обозначения орфограммы. Правописание сложных имен прилагательных слитно и через дефис. |
|||||
Дефис употребляется: Если сложное прилагательное:
|
Слитно: Сложные прилагательные, которые образованы от словосочетаний (главное слово + зависимое) (широкоэкранный- широкий экран).
|
|||||
Индивид. работа. Выполняется в тетрадях. | Раскройте скобки, напишите
правильно сложные имена прилагательные: (древне)(русский),
(северо)(восточный), (ярко)(желтый),
(западно)(европейский),(русско)(французский),
(легко)(атлетический). Алгоритм работы. 1.Рассмотрите таблицу, данную выше. |
|||||
УЭ-6: 20 мин. | Комплексное применение знаний. Работа с текстом. Цель: закрепить навык правописания слов с изученными орфограммами. Работа по словообразованию:
|
|||||
Работа в парах. Выполняется в тетради. Проверьте работу по ключу № 7. | 1.Из текста, данного ниже, выпишите слова, заключенные в скобки, сгруппировав их по видам орфограмм, графически обозначьте орфограммы. | |||||
Способы образования | Правописание суффиксов –к-,-ск- | Буквы о-е после шипящих в суффиксах | Одна и две н в суффиксах | Дефисное и слитное написание | ||
имен прилагательных |
||||||
Работа в парах. Взаимопроверкаю | 2.Разберите по составу выделенные
слова: Хорош (сосновый) бор (осен_им) (сентябрь_им) днем. Идешь по старому бору – точно огромные (свинц_вые) свечи возвышаются над головой. Толстым слоем хвои накрылась земля. Через (песча_ую) дорогу протянулись (длин_ы) корни. (Серебря_ым) мхом поросли невысокие кочки. В траве виднеются (ярко)(зеленые) листики брусники, а среди них – (темно)(красные) ягоды и (еж_вый) корм – грибы. Через (зеленоватые) вершины пробиваются (багря_ные) лучи солнца. (Золотистые) солнечные зайчики касаются стволов сосен и перебегают с дерева на дерево. Это придает бору (причудливый), (таинстве_ый ) вид. Тишина в старом (сосновом) бору. Пахнет смолой. Но вот с (северо)(запада) потянул (рез_ий) ветер, и зашумели (сказочные) великаны. |
|||||
УЭ-7: 15-20 мин. | Срез знаний. Тест. 1.Укажите имена прилагательные образованы префиксально-суффиксальным способом: придорожный, утренний, прибрежный, подберезовый. 2.Укажите прилагательные в которых пишется суффикс –ск-: звер_ий, турец_ий, украин_ий, казац_ий, деревен_ий. 3.Укажите имена прилагательные, в которых в суффиксах после шипящих и Ц пишется Е: плюш_вый, песц_вый, кумач_вый, ситц_вый, камыш_вый, морж_вый, глянц_вый, ландыш_вый. 4.Укажите имена прилагательные в которых пишется НН: революцио_ый, орли_ый, восторже_ый, овся_ый, обеде_ый, оловя_ый, кожа_ый, деревя_ый, звери_ый, торфя_ой, письме_ый. 5.Укажите сложные имена прилагательные, которые пишутся слитно: (сельско)(хозяйственный), (русско)(английский), (зеленовато)(серый), (трех)(метровый), (северо)(восточный). |
|||||
Ключи |
||||||
Ключ №1. | Бесшумный, беззаботный, бездомный, безбилетный, бессердечный. | |||||
Ключ №2. | Пищевой, пунцовый, свежего, ключевой, хорошего, кумачовый, лицевой. | |||||
Ключ №3. | Вязкий, немецкий, белорусский, казацкий, французский, одесский, украинский, матросский. | |||||
Ключ №4. | Клятвенный, лебединый, песчаный, ценный, экскурсионный. | |||||
Ключ №5. | Древнерусский, северо-восточный, ярко-желтый, западноевропейский, легкоатлетический. | |||||
Ключ №7. |
|
|||||
Ключ к тесту: | 1.(1,3,4) 2.(1,3,5) 3.(1, 4,7,8) 4. (1,3,5,6,8,11) 5. (1,4) |