Модульный урок по теме: "Словообразование орфография. Повторение и обобщение об имени прилагательном"

Разделы: Русский язык


Цели для учителя:

  • обобщить знания об изученных орфограммах;
  • закрепить навыки правописания слов с изученными орфограммами;
  • развивать орфографическую зоркость;

Цели для учащихся:

После изучения темы учащиеся должны знать:

  • способы образования имен прилагательных;
  • правила правописания сложных имен прилагательных;
  • правила написания –н-, -нн- в суффиксах имен прилагательных;
  • правила написания –к-, -ск- с суффиксах имен прилагательных;
  • правила написания букв о-е после шипящих в суффиксах имен прилагательных.

После изучения темы учащиеся должны уметь:

  • правильно писать слова с изученными орфограммами;
  • графически обозначать орфограммы;
  • правильно писать сложные имена прилагательные;
  • разбирать слова по составу.

Ход урока.

УЭ-0: 1-2 мин. Цели и задачи урока- модуля "Словообразование имен прилагательных": закрепить умение определять способ словообразования имен прилагательных.
УЭ-1: 7-8 мин.

Способы словообразования:

1.Приставочный способ: безлистый, антисанитарный, неприятный.
2.Суффиксальный способ: счастливый, вкусный, серебристый, доверчивый.
3.Приставочно-суффиксальный способ: загородный, прикаспийский, безвкусный, заморский.
4.Сложение с соединительной гласной: засухоустойчивый, хлебобулочный.
5.Сложение с одновременным присоединением суффикса: железнодорожный, правобережный.

Индивид. работа. Выполняется в тетради. От указанных слов по данной модели образуйте и запишите слова: без (бес).....н(ый): шум, забота, дом, билет, сердце.

Алгоритм работы:

1.Рассмотрите таблицу данную выше.
2.Руководствуясь правилами о способах словообразования, образуйте слова.
3.Графически обозначьте способ образования имен прилагательных.
4.Проверьте работу по ключу №1.
5.Оцените свою работу.

УЭ-2: 4 мин.

Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах имен прилагательных.

Цель: закрепить навык правописания и графического обозначения орфограммы.

Правописание о –е после шипящих и ц в суффиксах имен прилагательных в зависимости от ударения.

Пишется О: под ударением (ежовый (еж)). Пишется Е: без ударения (вещевой (вещь)).
Индивид. работа. Выполняется в тетрадях. Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы: пищ_вой, пунц_вый, свеж_го, ключ_вой, хорош_го, кумач_вый. лиц_вой.

Алгоритм работы:

1. Рассмотрите таблицу, данную выше.
2. Руководствуясь правилом о правописании гласных в суффиксах имен прилагательных после шипящих и ц, запишите слова.
3. Графически обозначьте орфограммы (см. форзац учебника, орфограмма №37).
4. Проверьте работу по ключу №2.
5. Оцените свою работу.

УЭ-3: 7-8 мин.

Правописание суффиксов имен прилагательных –к-,-ск-.

Пишется –К-:

  • в именах прилагательных имеющих краткую форму;
  • в именах прилагательных образованных от некоторых имен существительных с основой на -к-, -ч-, -ц-: (резок) резкий, (ткач) ткацкий.

Пишется -СК-: в остальных случаях -  киргизский (киргиз).

Индивид. работа. Выполняется в тетрадях. Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы. Обозначьте условия выбора суффиксов –к-, -ск-: вя_кий. немец_кий, белорус_кий, казац_кий, француз_кий, одес_кий, украин_кий, матрос_кий.

Алгоритм работы.

1. Рассмотрите таблицу, данную выше.
2. Руководствуясь правилом о правописании –к-, -ск- в суффиксах имен прилагательных, запишите слова.
3.Графически обозначьте орфограммы (см. форзац учебника, орфограмма №39)
4.Проверьте работу по ключу №3.
5.Оцените свою работу.

УЭ-4: 8-10 мин.

Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных.

.Цель: обобщить знания о суффиксах имен прилагательных, закрепить навык правильного написания и графического обозначения орфограмм с одной и двумя Н в суффиксах.

Правописание Н или НН в зависимости от суффиксов имен прилагательных.

Пишется -Н:

  • в именах прилагательных, образованных от имен существительных при помощи суффиксов –ан-, -ян-, -ин- (ржаной, серебряный, соколиный).
    Исключение: деревянный. оловянный, стеклянный.
  • в именах прилагательных, образован-ных от существительных при помощи -н- (боль + н = больной).

Пишется –НН-

  • в именах прилагательных образо-  ванных от имен существительных при помощи суффиксов –онн-, -енн- (станционный, таинственный).
    Исключение: ветреный
  • в именах прилагательных, образованных от существительных при помощи -н-,  если основа заканчивается на Н ( луна + н = лунный).
Индивид. работа. Выполняется в тетрадях. Образуйте имена прилагательные, используя суффиксы с буквой Н, обозначьте суффиксы: клятва, лебедь, песок, цена, экскурсии.

Алгоритм работы.

1. Рассмотрите таблицу, данную выше.
2.Руководствуясь правилом о правописании одной или двух Н в суффиксах имен прилагательных, образуйте слова.
3.Графически обозначьте орфограммы (см. форзац учебника, орфограмма № 38).
4. Проверьте работу по ключу №4.
5. Оцените свою работу.

УЭ-5 8-10 мин.

Правописание сложных имен прилагательных.

Цель: закрепить навык правописания и графического обозначения орфограммы.

Правописание сложных имен прилагательных слитно и через дефис.

Дефис употребляется:

Если сложное прилагательное:

  1. Обозначает оттенки цветов (ярко-белый, черно-красный).
  2. Может быть заменено равноправными словами с союзом и (литературно-музыкальный вечер – литературный и музыкальный).
  3. Образовано от сложного имени существительного, которое пишется через дефис (юго-восток -  юго-восточный).

Слитно:

Сложные прилагательные, которые образованы от словосочетаний (главное слово + зависимое) (широкоэкранный- широкий экран).

 

 

 

Индивид. работа. Выполняется в тетрадях. Раскройте скобки, напишите правильно сложные имена прилагательные: (древне)(русский), (северо)(восточный), (ярко)(желтый), (западно)(европейский),(русско)(французский), (легко)(атлетический).

Алгоритм работы.

1.Рассмотрите таблицу, данную выше.
2.Руководствуясь правилом о правописании сложных имен прилагательных, запишите слова.
3.Графически обозначьте орфограммы (см. форзац учебника, орфограмма №40).
4.Проверьте работу по ключу №5.
5.Оцените свою работу.

УЭ-6: 20 мин.

Комплексное применение знаний. Работа с текстом.

Цель: закрепить навык правописания слов с изученными орфограммами.

Работа по словообразованию:

  1. уметь определять суффиксы прилагательных;
  2. уметь разбирать слова по составу.
Работа в парах. Выполняется в тетради. Проверьте работу по ключу № 7. 1.Из текста, данного ниже, выпишите слова, заключенные в скобки, сгруппировав их по видам орфограмм, графически обозначьте орфограммы.
Способы образования Правописание суффиксов   –к-,-ск- Буквы о-е после шипящих в суффиксах Одна и две н в суффиксах Дефисное и слитное написание

имен прилагательных

Работа в парах. Взаимопроверкаю 2.Разберите по составу выделенные слова:

Хорош (сосновый) бор (осен_им) (сентябрь_им) днем. Идешь по старому бору – точно огромные (свинц_вые) свечи возвышаются над головой. Толстым слоем хвои накрылась земля. Через (песча_ую) дорогу протянулись (длин_ы) корни. (Серебря_ым) мхом поросли невысокие кочки. В траве виднеются (ярко)(зеленые) листики брусники, а среди них – (темно)(красные) ягоды и (еж_вый) корм – грибы.

Через (зеленоватые) вершины пробиваются (багря_ные) лучи солнца. (Золотистые) солнечные зайчики касаются стволов сосен и перебегают с дерева на дерево. Это придает бору (причудливый), (таинстве_ый ) вид.

Тишина в старом (сосновом) бору. Пахнет смолой. Но вот с (северо)(запада) потянул (рез_ий) ветер, и зашумели (сказочные) великаны.

УЭ-7: 15-20 мин.

Срез знаний. Тест.

1.Укажите имена прилагательные образованы префиксально-суффиксальным способом: придорожный, утренний, прибрежный, подберезовый.

2.Укажите прилагательные в которых пишется суффикс –ск-: звер_ий, турец_ий, украин_ий, казац_ий, деревен_ий.

3.Укажите имена прилагательные, в которых в суффиксах после шипящих и Ц пишется Е: плюш_вый, песц_вый, кумач_вый, ситц_вый, камыш_вый, морж_вый, глянц_вый, ландыш_вый.

4.Укажите имена прилагательные в которых пишется НН: революцио_ый, орли_ый, восторже_ый, овся_ый, обеде_ый, оловя_ый, кожа_ый, деревя_ый, звери_ый, торфя_ой, письме_ый.

5.Укажите сложные имена прилагательные, которые пишутся слитно: (сельско)(хозяйственный), (русско)(английский), (зеленовато)(серый), (трех)(метровый), (северо)(восточный).

Ключи

Ключ №1. Бесшумный, беззаботный, бездомный, безбилетный, бессердечный.
Ключ №2. Пищевой, пунцовый, свежего, ключевой, хорошего, кумачовый, лицевой.
Ключ №3. Вязкий, немецкий, белорусский, казацкий, французский, одесский, украинский, матросский.
Ключ №4. Клятвенный, лебединый, песчаный, ценный, экскурсионный.
Ключ №5. Древнерусский, северо-восточный, ярко-желтый, западноевропейский, легкоатлетический.
Ключ №7.
  1. Способы образования имен прилагательных: сосновый(суффиксальный способ), причудливый (префиксально-суффиксальный).
  2. Правописание суффиксов –ск-,-к-: резкий. сентябрьский.
  3. Одна и две Н в суффиксах имен прилагательных: осенним, песчаную, серебряный, багряный. таинственный.
  4. Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных: ежовый, свинцовые.
  5. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных: ярко-зеленые, темно-красные, северо-западный.
  6. Разбор по составу:
  • Золотистые – золото.
  • Солнечные – солнце.
  • Невысокие - высь.
Ключ к тесту: 1.(1,3,4)
2.(1,3,5)
3.(1, 4,7,8)
4. (1,3,5,6,8,11)
5. (1,4)