Конференция по здоровому образу жизни

Разделы: Биология, Спорт в школе и здоровье детей


В последние годы отмечен повышенный интерес населения к собственному здоровью. Однако, обращает на себя внимание, что интерес к собственному здоровью просыпается в зрелом возрасте, чаще всего уже тогда, когда организм можно только лечить. И вся информация, находящаяся в газетах, журналах, телепрограммах, направлена именно на это.

Крепкое здоровье нации свидетельствует о стабильном и устойчивом экономическом росте государства. Всем известно, что сохранить легче, чем построить заново. Это можно отнести и к состоянию нашего здоровья. Профилактика заболеваний, пропаганда здорового образа жизни должны занять доминирующее положение, что является одной из первейших задач работы Всемирной организации здоровья.

По результатам опроса ребят 11 – 14 лет (всего было опрошено 108 человек) 29,63% считают, что здоровье это “спорт”, 23,15% считают, что здоровье это “полноценная, веселая жизнь”, 21,3% говорят, что “здоровье – это когда мало или вовсе не болеют”.

На вопрос “Что нужно делать, чтобы быть здоровым?” 60,19% опрошенных ответили: “Заниматься спортом”, 25,93% посоветовали не пить, не курить, не принимать наркотики.

Последним вопросом мы пытались выяснить, что каждый из опрошенных готов сделать для сохранения своего здоровья. Самое большее количество детей (42,6%) готовы заниматься спортом, 17,6% согласны делать “все, что нужно”, возможно, не зная при этом, а что же на самом деле нужно, 13,9% готовы для сохранения здоровья закаляться, 13% - отказаться от курения и приема алкоголя. Обращает на себя внимание тот факт, что представления о составляющих здоровья разрозненны, не систематизированы, а ответы на последний вопрос не дают оснований верить, что отвечавшие действительно будут прилагать те усилия по сохранению своего здоровья, о которых говорят.

Предлагаемая конференция призвана обратить внимание ребят на несоответствие между интересом к здоровью и отсутствием реальных действий со стороны каждого человека по укреплению и сохранению собственного здоровья, а также создать условия для возникновения потребности эти реальные действия осуществлять.

Цель: создание условий для возникновения потребности сохранения собственного здоровья у детей 12 –15 лет.

Задачи:

    • поиск и систематизация информации о здоровье и здоровом образе жизни
    • анализ полученной информации
    • формирование собственной точки зрения на проблему
    • организация дискуссии о путях сохранения здоровья
    • создание социально значимой продукции: плакатов, буклетов, статей о здоровом образе жизни
    • использование результатов дискуссии на уроках биологии.

Необходимые термины:

Здоровый образ жизни (Healthy life style) – категория общего понятия “образ жизни”, включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни.

Здоровье (Health) согласно Уставу ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (Устав ВОЗ, 1948). ВОЗ провозглашен принцип, что “обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека”.

Примечание: это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном или индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний (на индивидуальном уровне) или процесс снижения уровней смертности, заболеваемости и инвалидности (на популяционном уровне) и повышения ощущаемого уровня здоровья. Здоровье общества следует рассматривать как ресурс национальной безопасности, средство, позволяющее людям жить благополучной, продуктивной и качественной жизнью. Здоровье рассматривается ВОЗ как одно из основных прав человека. Все люди должны иметь доступ к необходимым для обеспечения здоровья ресурсам.

Здоровье психическое (Mental health) - состояние, характеризующееся динамическим процессом психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические (включая биологические) условия жизнедеятельности, благодаря способности личности самоконтролировать поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде.

Здоровье физическое – состояние, характеризующееся уровнем физического развития, физических возможностей и адаптационных способностей отдельных индивидуумов, групп людей и общества в целом, обеспечивающее достижение качества жизни, благополучия общества и обеспечивающее сохранение и укрепление общественного здоровья.

Мотивация к формированию потребности в здоровье (health motivation)побуждение индивидуумов к действиям, направленным на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, профилактику заболеваний и других нарушений здоровья.

Отношение к здоровью позитивное (positive health attitude) – относительно стабильная позиция, установка (индивида, социальной группы, общества в целом) на оздоровление образа жизни, изменения привычек, вредных для здоровья, формирование условий для достижения оптимального уровня здоровья. Отражает познавательность, эмоциональную и психологическую готовность к изменениям, направленным на оздоровление, восстановление здоровья. Один из важнейших компонентов и целей профилактики заболеваний и укрепления здоровья.

Примечание: отношение к здоровью рассматривается как этап формирования мотивации, готовности к изменениям в поведении в сторону оздоровления. Оценка отношения к здоровью осуществляется с применением статистических, экспертных и социологических методов исследования.

Профилактика заболеваний (Diseases Prevention)система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных последствий.

Примечание: система профилактических мер, реализуемая через систему здравоохранения, классифицируется как медицинская профилактика. Медицинская профилактика по отношению к населению определяется как индивидуальная - профилактические мероприятия, проводимые с отдельными индивидуумами, групповая - профилактические мероприятия, проводимые с группами лиц, имеющих сходные симптомы и факторы риска (целевые группы), и популяционная (массовая) - профилактические мероприятия, охватывающие большие группы населения (популяцию) или все население в целом. Популяционный уровень профилактики, как правило, не ограничивается медицинскими мероприятиями – это коммунальные программы профилактики или массовые кампании, направленные на укрепление здоровья и профилактику заболеваний. По определению ВОЗ стратегия профилактики заболеваний может быть массовой или популяционной, высокого риска. Оптимальным является сочетание этих стратегий.

Реабилитация (восстановление здоровья) (rehabilitation) - комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, утраченных функций, с целью возможно более полного восстановления социального и профессионального статуса. Синоним используемого за рубежом понятия третичная профилактика.

Укрепление здоровья (Health promotion) – это процесс, позволяющий людям повысить контроль за своим здоровьем, а также улучшить его (ВОЗ, 1986, Оттавская Хартия укрепления здоровья). Лежит в основе разработки и формирования политики и стратегии государства и общества, направленной на улучшение состояния здоровья населения и повышение качества жизни (син. поддержка, продвижение здоровья).

1 этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

Цель:

    • поиск и систематизация информации о здоровом образе жизни
    • анализ полученной информации
    • формирование собственной точки зрения на проблему
  1. За две недели до предполагаемой дискуссии перед детьми ставится проблема: “В мировом сообществе степень успешности государства оценивается по состоянию здоровья его граждан. На данном этапе правительство России принимает активные меры по укреплению и сохранению здоровья своих граждан: принят закон о запрете курения, организовано министерство по физкультуре и спорту, выпускаются газеты, журналы, телевизионные и радиопередачи на тему здоровья, выпускается реклама. Однако статистика остается плачевной: количество заболеваний и травм неумолимо растет. Вот только несколько фактов: в 1990 году количество неинфекционных заболеваний составляло 55% от числа всех зарегистрированных заболеваний, а к 2020 году прогнозируется увеличение их числа до 73% (если ситуация и скорость роста заболеваемости останутся прежними). Самая распространенная форма рака – это рак легких (чаще всего встречается у курильщиков). Основной причиной потери трудоспособности у мужчин на сегодняшний день является алкоголизм. Таким образом, с одной стороны государство прилагает определенные усилия по изменению сложившейся ситуации, с другой стороны – ситуация ухудшается”.
  2. Педагогом формулируется первый проблемный вопрос: “Каковы причины возникновения этой ситуации?”, на который дети тут же спонтанно пытаются дать ответы. В процессе возникшей дискуссии, как правило, дети сами задают второй проблемный вопрос: “Каковы пути выхода из этой ситуации?”. Если этого не происходит, на вопрос их может вывести преподаватель. Данные вопросы записываются на доске.
  3. Педагог отмечает существование различных социальных и профессиональных групп людей, которые могут иметь свое мнение, и задает вопрос: “Кто может быть заинтересован в решении этой проблемы?”. После чего дети называют различные группы людей, которые фиксируются на доске.
  4. Примечание. В зависимости от возраста и подготовленности детей к подобной работе могут называться различные группы людей. Мы считаем, что количество сформированных впоследствии групп зависит от времени, уделенного проекту, и количества детей, в нем участвующих. Педагог может в процессе дискуссии “подтолкнуть” детей к называнию некоторых групп. В нашем случае детьми были названы врачи, пациенты, ученые, психологи, спортсмены, политики, экономисты, журналисты.

  5. Затем педагог предлагает детям выбрать наиболее интересную для них группу.
  6. Примечание. Некоторые группы могут остаться незаполненными. Мы считаем, что принуждать детей к работе в этих группах не стоит, так как выход на значимость этих групп возможен в процессе дальнейшей работы, или возможно пригласить на дискуссию представителя данной профессии в качестве гостя.

  7. После разделения группам выдается задание: рассмотреть проблему с точки зрения представителей выбранной ими группы и подготовить краткое выступление (5 – 7 минут), которое содержало бы ответы на поставленные вопросы:
  8. - Почему здоровье граждан не улучшается, невзирая на все усилия государства?

    • Каковы пути выхода из этой ситуации?
    • Что же такое “здоровье” и “здоровый образ жизни”?

    Примечание. В течение подготовительного периода педагог регулярно интересуется процессом работы в группах, давая консультации по мере необходимости.

    1. Для того, чтобы показать, что эта проблема не нова и имеет исторические корни, на дискуссию приглашается гость, которым может быть учитель истории или ребенок, интересующийся историей. В его задачу входит подготовка информационного сообщения.
    2. Отдельное задание выдается группе журналистов: подготовить и провести социологический опрос, выясняющий уровень представлений граждан о здоровом образе жизни и их отношение к проблеме сохранения здоровья.

2 этап. ДИСКУССИЯ.

Цель:

    • корректировка и формирование собственной точки зрения на проблему
    • определение понятия “здоровье” и “здоровый образ жизни”

Дискуссия проводится в форме конференции “Здоровый образ жизни” с участием групп и приглашенных гостей.

Конференция оформляется, исходя из ресурсов места ее проведения. Обязательным в оформлении являются результаты проведенного группой журналистов социологического опроса и вопросы, над которыми работали группы.

Минимальное время конференции – 120 минут.

  1. Ведущий выступает с приветственным словом, в котором отмечается актуальность темы конференции и регламентируется ход конференции:
  2. - каждая группа для выступления получает 5 - 7 минут;

      • после каждого выступления в течение 1 – 2 минут группы обсуждают и записывают в специальном листе появившиеся у них вопросы по этому выступлению;
      • после всех выступлений организуются прения: группы задают друг другу вопросы и имеют право предложить свои варианты ответов на них. Вопросы также могут задавать гости.
      • участники дискуссии уважают чужое мнение и выслушивают все приводимые аргументы.
  3. Выступление историка с информационным сообщением.
  4. Представление групп и их выступления.
  5. Прения, результатом которых является определение понятий “здоровье” и “здоровый образ жизни” с точки зрения представителей разных социальных и профессиональных групп. Формулировка единых определений предложенных понятий. Здесь же определяются пути сохранения здоровья.
  6. Примечание. Процесс дискуссии, по нашему мнению, во многом зависит от подготовленности самого ведущего к подобной групповой работе.

  7. Участникам конференции в заключение предлагается создать образ здоровья из подручных материалов (цветной бумаги, газет, журналов, упаковок от витаминов, лекарств, этикеток от бутылок с минеральной водой и т.д.). Представление группами своих работ.
  8. Заключительное слово ведущего, вручение дипломов участникам конференции.

3 этап. ЗАВЕРШАЮЩИЙ.

Цель:

    • создание социально значимой продукции: плакатов, буклетов, статей о здоровом образе жизни
    • использование результатов дискуссии на уроках биологии.

Название данного этапа условно, поскольку нами предполагается проведение ряда мероприятий с использованием результатов групповой работы. На сегодняшний день это создание “журналистами” газеты по итогам конференции, подготовка и защита рефератов на школьной научно-практической конференции (темы: “Вредные привычки и их влияние на организм человека”, “Здоровый образ жизни и его формирование”), практические работы и обобщающие уроки по курсу “Анатомия и физиология человека” с акцентом на сохранение здоровья. В планах проведение Недели здоровья, социальная акция “Здоровый образ жизни”.

    Анкета для учащихся, проводившаяся по окончании конференции, и ответы на нее.

Всего опрошено 39 учащихся.

    1. Была ли тебе интересна подобная форма работы (работа по группам, дискуссия)?да, очень 76,9%
      да 15,38%
      не очень 7,72%
      работа по группам 51,28%
      дискуссия 48,72%
    2. Запиши, пожалуйста, “плюсы” той формы проведения занятия, которую ты выбрал во втором вопросе.
    3. свободное общение 17,95%
      интересно 53,85%
      учит думать 12,82%
      учит самостоятельности 7,69%
      можно проявить себя 25,64%
      можно работать вместе 25,64%
      в спорах рождается истина 2,56%
      можно самому выбрать, с кем работать 23,08%
      можно придумать что-то интересное 12,82%
      приятно почувствовать себя взрослым 10,26%
      это весело 30,77%

    4. Интересна ли была тема конференции и почему?
    5. А) да 33,33%
      я часто болею 2,56%
      это важно 10,26%
      это современно 20,51%
      Б) сначала не очень, потом да 33,33%
      узнали новое 28,21%
      интересный материал 17,95%
      это связано с моими родителями 2,56%
      совместная работа интереснее 5,13%
      вы на многое открыли глаза 2,56%
      В) нет, не очень 28,21%
      я пока здоров 2,56%
      это неактуально 10,26%
      просто так 10,26%
      все и так об этом говорят, сколько можно 4

    6. Что полезного для себя вы узнали в процессе работы?
    7. о психологическом здоровье 48,72%
      надо думать об этом раньше 35,9%
      только спорта недостаточно 20,51%
      общение тоже должно быть здоровым 7,69%
      данные о вредных привычках 17,95%
      лучше узнала своих друзей и родителей 2,56%
      что здоровье зависит от экономики и политики 5,13%
      что спортсмены – больные 2,56%
      что болеть – “выгодно” 2,56%
      я все это знал 5,13%
      многое зависит от моего отношения 25,64%
      все взаимосвязано 30,77%
      если хочешь сохранить здоровье, надо перестраивать всю жизнь 10,26%
      это должно стать регулярным и постоянным 15,38%

    8. Изменилось ли ваше отношение к здоровью? Если “да”, то каким образом?
    9. А) да 92,31%
      я понял, что за ним нужно следить 20,51%
      я понял, что беречь здоровье надо начинать рано 20,51%
      каждый в ответе за свое здоровье 51,28%
      Б) нет 7,69%
      я здоров 2,56%
      я за ним слежу 5,13%

    10. Что вы сейчас готовы сделать для сохранения собственного здоровья?
    11. правильно питаться 89,74%
      заниматься спортом 82,05%
      отказаться от вредных привычек 48,72%
      соблюдать гигиену 46,15%
      посещать врачей, прислушиваться к их рекомендациям 17,95%
      правильно отдыхать 2,56%
      вести здоровый образ жизни 53,85%
      уехать в здоровую страну 2,56%
      все, что надо 2,56%

    12. Что вы реально с сегодняшнего дня будете делать для сохранения собственного здоровья?
    13. правильно питаться 66,67%
      делать зарядку 46,15%
      ходить в спортзал 10,26%
      ходить в бассейн 5,13%
      носить шапку 2,56%
      выполнять простейшие гигиенические требования 43,59%