Образование должно обеспечить не только полноценное личностное, социальное, культурное развитие ребенка (и вообще человека), но и готовность к дальнейшему самообразованию.
Последний компонент содержания образования особенно важен для динамично развивающегося современного общества, в котором каждый должен уметь самостоятельно определять содержание своей деятельности, находить средства ее реализации, принимать решения и самостоятельно оценивать себя.
Способность ученика регулировать производимое им действие указывает на наличие самоконтроля, который должен осуществляться не только по окончании, но и в процессе деятельности для предотвращения ошибок.
Чтобы научиться осуществлять самоконтроль, школьникам следует осознать контроль учителя и взаимоконтроль как объективные явления педагогического процесса.
Выдвигаются следующие этапы формирования самоконтроля: (по М.Е. Брейгиной):
- Научиться понимать и принимать контроль учителя;
- Научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность;
- Научиться осуществлять самонаблюдение своей учебной деятельности, анализ, корректировку и оценку.
Формированию навыков контроля и самоконтроля (самоанализа) у учащихся старших классов с углубленным изучением английского языка способствует обучение ИЯ по зарубежному УМК «Knockout FC» издательства «Oxford». (Данный УМК второй год апробируется в школах г. Челябинска.)
Данный курс дает возможность не только переходить от одного уровня сложности к другому во всех аспектах деятельности, но и следить за прогрессом в изучении языка, так как существует преемственность в типах и организации заданий.
А именно, в конце каждого цикла (Unit) представлен раздел «Готовимся к экзамену» (Exam Study Guide), который обучает студентов оценить свою деятельность самостоятельно, отметить слабые стороны и проанализировать, что удалось, а что нет.
Ниже представлены образцы таблиц данных в УМК ««Knockout FC» издательства «Oxford».
ОБРАЗЕЦ 1 ( Unit 1). Готовимся к экзамену
На вопросы а, б поставьте знак (v) по каждому виду деятельности.
Чтение | Лексика | Грамматика | Аудир. | Устная речь | ||
а) Оцени свою работу по каждому заданию: |
хороший | |||||
средний | ||||||
ниже среднего | ||||||
б) Как ты оценишь материал, данный в разделе? |
трудный | |||||
средней трудности | ||||||
легкий | ||||||
в) Сколько часов в неделю тебе требуется для практики каждого вида деятельности? ___________________________________________ |
||||||
г) Напиши шесть ошибок, которые ты всегда допускаешь, общаясь по-английски _____________________ |
||||||
Прежде, чем выполнять следующее задание, взгляни на эти ошибки. |
ОБРАЗЕЦ 2 ( Unit 2). Готовимся к экзамену.
При аудировании текста, какие из приведенных ниже предложений ты считаешь полезными, какие нет. Почему? Если идея неразумна, напиши, что по твоему мнению следует делать дальше.
а) Прочитай задание и подумай, о чем будет текст __________________________________________________________________
б) Прочитай вопросы ко всем четырём частям до того, как услышишь первую часть_________________________________________
в) Постарайся предугадать (по вопросам), о чем будет текст ____________________________________________________________
г) Постарайся переводить каждое слово, когда будешь слушать __________________________________________________________
д) Если текст покажется трудным, выключи запись и начни слушать снова_______________________________________
Выполняя задание данного раздела, учащиеся анализируют свои действия, чтобы в дальнейшем избежать трудностей и выработать алгоритм (план) работы по данному виду речевой деятельности (аудирование) .
ОБРАЗЕЦ 3 (Unit 4). Готовимся к экзамену.
Экстенсивное чтение необходимо не только для совершенствования навыка чтения, но и для расширения своего вокабуляра и знаний грамматики, которые ты можешь использовать в устной и письменной речи.
Подумай и ответь на следующие вопросы:
- Сколько часов в неделю ты тратил, читая дома?
- Какое было бы лучшее время для чтения дома? (Утро, вечер)
- Где еще ты бы смог читать? (На остановке, в очереди и т.д.)
- Сколько дополнительного времени для чтения тебе требуется?
- Где ты можешь найти материал для чтения?
- Какие книги тебе хотелось бы прочитать: как простой читатель, как читатель на уроке?
- Какие другие виды чтения смогут помочь тебе в изучении английского языка?
ОБРАЗЕЦ 4 ( Unit 6). Готовимся к экзамену.
После выполнения письменного задания проверь работу по следующим пунктам:
- Вокабуляр.
- Видо-временные формы глагола, их использование.
- Порядок слов.
- Согласование (число, лицо)
- Предлоги.
- Стиль.
- Правописание.
- Употребление соединительных слов.
- Употребление артиклей.
- Заглавные буквы и пунктуация.
В данных предложениях допущено десять ошибок. Соотнеси их с пунктами 1-10 и затем исправь ошибки.
- I slept when you phoned me.
- I stay in the bed late on Sundays.
- She is happy although all her problems.
- You can buy that book in the library.
- This last two weeks have been wonderful.
- I will not tell you who am I.
- I saw it last night in TV.
- I wish to dance with you, Alex.
- She is greek and she is spanish, I think.
- Please tell me were she is.
Выполняя письменное заданиe, не забывай смотреть в свой список, где указаны типичные ошибки. Проверь еще раз свою работу после того, как закончишь.
Целесообразным считается уделять больше внимания выполнению такого рода заданий, т. к. данный вид деятельности способствует повышению уровня мотивации, ответственности за успех при подготовке к экзамену и изучении иностранного языка в целом.