Развитие современного общества ставит воспитательно-образовательный процесс школы на путь преобразования и нового понимания целей и задач обучения и воспитания. В последнее время остро стоит вопрос о здоровьесбережении всех субъектов воспитательно-образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей. Влияние стрессогенных факторов заставляют человека постоянно пребывать в состоянии стресса, напряжения, агрессии, что не может не сказываться на соматическом и психическом здоровье. Для того, чтобы найти гармонию с окружающим миром, необходимы знания, помогающие решать возникающие проблемы и, соответственно, сохраняющие здоровье личности. В связи с этим нами разработана программа эдоровьесберегающего сопровождения родителей, которая предоставляет необходимые знания, дающие возможность при минимальных затратах получать максимальные результаты в воспитании детей.
Ниже мы предлагаем разработку проведения родительского собрания в 8-ом классе. Желательно, чтобы такое собрание было проведено в первой четвери учебного года.
Разработка родительского собранияв 8 классе.
Подготовка к родительскому собранию: проведение методик:
а) "Шкала агрессивности" Басса – Дарки;
б) СПА (социально – психологическая адаптация);
в) изучение уровня школьной тревожности (Прихожан А.В.);
г) изучение мотивационной сферы; социометрия.
Цели:
- знакомство родителей друг с другом и классным руководителем;
- сплочение родительского коллектива;
- ознакомление с особенностями подросткового возраста и особенностями развития своих детей (при помощи приведенных выше методик);
- оптимизация детско – родительских отношений.
Форма: тренинг.
Оформление и оснащение кабинета: парты расположены в форме круга, магнитофон с аудиозаписями спокойной, классической музыки. (Музыка может звучать в течение всего собрания.) Талисман: мяч, мягкая игрушка или др.
Время проведения: 2 – 2,5 часа.
Ход собрания.1 Этап.
а). Постановка целей родительского собрания.
б). Упражнение "Знакомство".
Цели:
- познакомить родителей друг с другом, с классным руководителем и педагогом-психологом;
- сплотить присутствующих на родительском собрании.
Участники представляются (можно воспользоваться планом представления, написанном на доске) и высказывают свои ожидания и опасения.
План представления (написан на доске):
- Мои увлечения.
- Моя семья.
- Моя работа.
- Мои ожидания.
- Мои опасения.
- Интересные моменты моей жизни.
- Я могу назвать себя…
(Практика показывает, что этот план является очень хорошим помощником как для родителей, так и для классного руководителя и психолога, так как он помогает раскрыться каждому участнику тренинга и сплачивает всех присутствующих.)
После этого упражнения ощущается теплая атмосфера, устанавливается атмосфера открытости и доверия, что немаловажно для дальнейшей работы.
Прежде чем перейти к основной части собрания проводим психологическую разминку.
Упражнение "Дипломатический прием".
Цель: создать эмоционально теплую, располагающую к открытости и доверию атмосферу в общении.
- Участники встают в круг и рассчитываются на "первый — второй".
- Все "первые" номера приобретают в игре статус "иностранных гостей", "вторые" номера – дипломатические работники.
Задается такой сценарий: "Вы встречаете в аэропорту иностранного гостя из дружественной страны. В течение пяти минут необходимо сделать так, чтобы ваш гость почувствовал себя комфортно, в центре внимания и заботы".
Члены группы разбиваются на пары и в каждой паре начинается разговор. Время строго фиксируется (по 2 минуты – поменялись ролями).
Обсуждение:
- В какой роли вам приятнее было находиться и почему?
- Хотелось ли вам в этой роли конфликтовать или устраивать скандалы?
- Кто из иностранных гостей почувствовал к себе искреннее и теплое внимание?
- О чем вы говорили?
- В разговоре вам было свободно, или вы были смущены чем-либо?
План:
- Беседа об особенностях подросткового возраста.
- Индивидуально-психологические особенности подростков данного класса.
В подростковом возрасте дети напоминают тех самых иностранных гостей, в роли которых вы сейчас побывали. И чтобы наладить теплые взаимоотношения с ними, необходимо приложить усилия, окружить их заботой и вниманием.
Подростковый период является периодом изменений, преобразований в жизни ребенка. Во время подростничества изменяется все: тело, характер, мышление, идеалы, нормы, ценности и т.д. Изменения охватывают четыре сферы развития: тело, мышление, социальную жизнь, самосознание.
Изменение телесных форм и его внутреннего строения влечет за собой необходимость перестройки сознания подростка, ему важно принять свой новый облик.
Одним из новообразований этого периода можно назвать чувство взрослости. Это означает, что во время самого этого периода, у подростка нет чуткого ощущения "кто он?". Ему еще предстоит в этом разобраться. Он уже чувствует себя "не ребенком", но еще и не взрослым. И этот фактор является одним из тех, что заставляют подростка вступать в конфликты со взрослыми, так как он (подросток) стремится попробовать быть взрослым. Именно попробовать сам, ему недостаточно того, что он видит вокруг себя.
Социальная сфера. Подростку необходимо занять определенное место в своей референтной группе. Влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, где молодой человек приобретает новые формы поведения и получает, соответственно, определенный статус. Именно в этот период взрослые, в частности родители, обижаются на своих детей, думая, что те совсем отходят от них, ощущая себя безразличными для своих детей. Это не совсем верно. Подростку важен взрослый, ему важно его признание, понимание, поддержка, однако взрослеющему человеку важно еще понять, по каким нормам живут люди во взрослом мире. Поэтому некоторые начинают курить, особенно, если в семье есть курящий родитель, некоторые пробуют алкогольные напитки, "пропадают" где-то допоздна. Они тем самым воспроизводят модель поведения взрослого человека (может, кто-то из членов семьи ведет себя подобным образом, может, эта модель поведения увидена подростком где-то из окружения, взята из фильма…). Но своим поведением подросток изучает и вашу реакцию. Ему важно знать, как вы поведете себя в той или иной ситуации, чтобы сделать для себя вывод – хочет он быть похожим на вас или нет. Это и есть путь становления индивидуальности.
И тут родители делают первые ошибки в воспитании своих детей, говоря ребенку: "Не выставляйся, будь таким, как все". А ребенок не хочет, да и не может быть таким, как все. Он стремится к индивидуальности, и все вокруг в таком же состоянии. Каким же ему быть? Это первый повод для разногласий между подростками и родителями.
Во-вторых, в этот период ребенком особенно остро воспринимаются словесно передаваемые негативные предписания взрослых. Эти предписания имеют разрушительное содержание. Они подобны проклятиям, которые околдовывают подростка, особенно, если он очень восприимчив. Среди словесно передаваемых предписаний можно выделить заклятия, проклятия, негативные пророчества, стопперы.
Заклятия – негативные определения типа: "Ты – грязнуля!", "Болван!", "Тупица!", "Ты ужасный ребенок!" и т.д.
Проклятия — пожелание ущерба, имеющие характер прямого приказания: "Чтоб ты провалился!", "Нам было бы намного лучше без тебя!", "Почему ты не можешь быть человеком!".
Негативные пророчества – ребенку сообщают, что его ждет в будущем: "Из тебя ничего толкового не выйдет!", "Тюрьма по тебе плачет!", "Ты никогда ничего не достигнешь!", "Ты никогда не станешь настоящим мужчиной!", "Будешь бомжом!".
Стопперы (от слова стоп) – сообщения, в том или ином виде указывающие, чего нельзя делать: "Не умничай!", "Не сердись!", "Не думай о…", "Не трогай, у тебя все равно ничего не получится! Дай, лучше я!".
Соотнесите эти фразы с теми, которые вы проговариваете своему ребенку. Неужели вы хотите, чтобы все, что вы говорите негативного, сбылось? А ведь не случайно в руссом языке есть поговорка "Слово, да не мимо идет"! Возможно, вы знаете и такие строки:
"Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести!"
Будьте осторожны со словами, проговариваемыми своим детям. Они могут сбыться!
А для того, чтобы почувствовать силу слова, выполним следующее упражнение.
Упражнение "Сила слова". Выполняется в парах.
Запишите 3 предложения, каждое из которых будет начинаться со слов "Я должен(должна)". Поговорите их в парах. (После того, как все в парах проговорили свои предложения, следует инструкция.) А сейчас замените слова "Я должен" словами "Мне нравится", все остальное предложение при этом оставив без изменения. (Далее следует рефлексия).
Подведем итог вышесказанному. За что и против чего ведет борьбу ребенок в подростковом возрасте?
Прежде всего:
- за то, чтобы перестать быть ребенком;
- за прекращение посягательства на его физическое начало, неприкосновенность;
- за утверждение своего статуса среди сверстников;
- против замечаний, обсуждений его личностных особенностей, внешности, стремления казаться взрослым.
2 Этап. Работа с родителями по результатам проведенных методик. Каждый родитель получает индивидуально-психологическую карту своего ребенка, где внесены данные методик.
3 Этап. Заключительный.
Что же является самым главным для подростка в столь сложный для него период жизни? Думаю, что, во-первых, подросток должен знать, что родители его любят. Любовь рождает доверие друг к другу. Доверие является основой понимания и поддержки.
На доске запись: ЛЮБОВЬ — ДОВЕРИЕ— ПОНИМАНИЕ — ПОДДЕРЖКА
Родителям подростков психологи советуют:
- Все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне;
- Не использовать ярлыки;
- Помочь ребенку найти компромисс души и тела;
- Познакомить подростка с устройством и функционированием организма;
- Помнить, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее;
- В самостоятельности ребенка не следует видеть угрозу лишиться его самого;
- Не перегружать подростка опекой и контролем;
- Хотите, чтобы подросток сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтоб он сам этого захотел (Карнеги);
- Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
4 Этап. Рефлексия. Получение обратной связи от всех присутствующих на собрании.
По кругу передается талисман и каждый участник делится своими мыслями, впечатлениями, открытиями, делает выводы, дает советы… Могут высказываться предложения.
Хочется привести несколько высказываний родителей по окончании собрания.
"Я очень много узнала о своем ребенке, о чем раньше даже не догадывалась. Постараюсь приложить все силы, чтобы исправить свое отношение к ребенку". "Сегодня на собрании я сделала первые шаги к взаимопониманию. Мы вместе с психологом можем сделать счастливее, умнее, увереннее в своих силах и успешнее наших детей". "От собрания, проведенного Вами сегодня, у меня в душе остались одни хорошие чувства. Хотелось, чтобы такие встречи проходили как можно чаще. От них у меня возникают вопросы к себе, своему ребенку. Я познаю ребенка с другой стороны". "Сегодняшняя встреча помогла мне глубже разобраться не только в своем ребенке, но и в самом себе. Я увидела хорошие качества своего ребенка, и не очень хорошие".