Образовательным учреждениям предъявлен крупнейший социальный заказ – заказ на поиск путей сохранения здоровья подрастающего поколения. Эта задача в нашей школе решается на существенно новой методической основе. Для целенаправленного управления процессом создания благоприятных условий развития личности в школе создан координационно-валеологический совет.
Негативные тенденции в состоянии здоровья обучающихся диктуют необходимость концентрации усилий специалистов служб школы и педагогического коллектива по решению данных проблем. Задача совета – создание единой службы по охране здоровья обучающихся.
Восточная мудрость гласит: “Будем подобны тем линиям, которые идут к центру круга и соединяются там, а не параллельным линиям, которые не сходятся никогда".
ПОЛОЖЕНИЕ
о координационно-валеологическом совете
образовательного учреждения
1. Общие положения.
1.1. Координационно-валеологический совет является структурным подразделением образовательного учреждения.
1.2. Создание координационно-валеологического совета обусловлено неудовлетворительным состоянием здоровья всех участников образовательного процесса и потребностью в новых подходах к формированию здоровьесохраняющего образования на всех этапах образовательного процесса.
1.3. Координационно-валеологический совет охватывает все звенья образовательной системы учреждения на всех этапах возрастного развития школьников.
1.4. Координационно-валеологический Совет руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, Законами РФ: “Об образовании”, основами законодательства о здравоохранении, нормативными документами, Министерствами образования и здравоохранения РФ, документами, регламентирующими вопросы охраны труда, социальной защиты и настоящим Положением, а также приказами, распоряжениями, инструктивными материалами Департамента образования и науки ХМАО, управления образования Администрации Сургутского района, касающимися вопросов здоровья детей и не противоречащими соответствующим федеральным документам.
1.5. Координационно-валеологический совет осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с органами государственной власти, учреждениями здравохранения, социальной защиты Сургутского района и поселка.
1.6. Координационно-валеологический совет реализует подходы и стратегии, разрабатываемые входящими в него специалистами школы, направленные на сохранение психического, физического, соматического здоровья и социального благополучия, профилактику заболеваний, пропаганду основ медицинских знаний и здорового образа жизни, предотвращение дезадаптации обучающихся.
2. Цели и задачи.
2.1. Цель Координационно-валеологического совета – сохранение, укрепление и формирование здоровья и здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.
2.2. Задачи координационно-валеологического совета:
- формирование у всех участников образовательного процесса устойчивой мотивации в области укрепления здоровья и обучение основам здорового образа жизни;
- рассмотрение и внедрение разработанных организационно-педагогических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса на валеологической основе, индивидуальных и коллективных программ оздоровления и реабилитации;
- формирование базы данных по мониторингу здоровья для использования этих данных в работе всех звеньев образовательной системы;
- способствование внедрению немедикаментозных традиционных и нетрадиционных методов и технологий корригирования нарушений здоровья школьников в условиях непрерывного образовательного процесса;
- экспертиза всех видов деятельности и учебно-методических материалов, направленная на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса.
3. Состав совета.
3.1. Координационно-валеологический совет возглавляется руководителем образовательного учреждения.
3.2. Текущую деятельность осуществляет заместитель руководителя по оздоровительной работе, имеющий соответствующую подготовку.
3.3. В состав Координационно-валеологического совета входят заместители директора, руководители методических объединений, специалисты службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.
4. Содержание работы.
4.1. Координация деятельности всех специалистов образовательного учреждения в учебно-воспитательной работе с целью формирования валеологического пространства учреждения.
4.2. Разработка и внедрение организационно-педагогических рекомендаций по оптимизации условий и режима обучения и воспитания обучающихся.
4.3. Организация мониторинга здоровья и создание банка данных уровня здоровья обучающихся школы (соматического, физического, психологического, социального благополучия) с целью научного подхода к управлению здоровьем.
4.4 Организация валеологической оценки образовательного процесса, условий обучения и воспитания в учреждении.
4.5. Формирование учебно-методической и технической базы валеологического образования и корригирование нарушений в здоровье.
4.6. Изучение и обобщение существующего передового опыта валеологического образования, реабилитационных программ.
4.7 Оказание содействия в создании детских общественных организаций, движения за здоровый образ жизни.
4.8. Организация учебно-воспитательных внеклассных и внешкольных мероприятий по формированию, сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса.
4.9 Проведение конференций, съездов, совещаний, семинаров по вопросам здоровья.
4.10. Охрана здоровья.
5. Организация деятельности совета.
5.1. Заседания Координационно-валеологического совета проходят один раз в четверть.
5.2. Между заседаниями совета работают службы и специалисты, входящие в состав совета, согласно утвержденным планам и своим должностным обязанностям в соответствии с функциональными требованиями.
5.3. Для принятия оперативных решений еженедельно проводится планерка специалистов службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.
5.4. Изменения в составе Координационно-валеологического совета производятся приказом директора образовательного учреждения.
5.5. План работы Координационно-валеологического совета принимается на его заседании.
5.6. Решения Координационно-валеологического совета принимаются большинством членов простым подсчетом голосов на его заседании путем открытого голосования и оформляются в виде протокола.
6. Документы Совета.
6.1. План работы Координационно-валеологического совета.
6.2. Материалы, фиксирующие процесс и результаты деятельности совета.
6.3. Протоколы заседаний и решений совета.
СТРУКТУРА
оздоровительной работы на основе деятельности Координационно-валеологического
совета
Ежегодно на Координационно-валеологическом совете заслушивается анализ результатов медицинского осмотра обучающихся и составляется совместный план оздоровительных мероприятий школы и медицинских учреждений. Кроме этого рассматриваются вопросы диагностики психологического, физического, логопедического, социального здоровья, разрабатывается система консультаций для обучающихся и их родителей по выявленным проблемам. Например, одна из традиционных тем групповых консультаций – “Здоровье юношей призывного возраста”.
Здоровье обучающихся рассматривается как элемент единой системы – во взаимосвязи с учебной деятельностью, воспитанием и развитием ребенка. Таким образом, Координационно-валеологический совет является интегральной и многогранной системой, осуществляющей научно организованное управление здоровьем обучающихся.