Цели и задачи: познакомить учащихся с книгами: “Кадастр редких и исчезающих животных Иркутского района”, “Редкие животные Иркутской области”. Научить детей определять животных по силуэтам. Развить познавательный интерес в деле охраны животных, привить к учащимся симпатии к братьям нашим меньшим. Содействовать воспитанию у школьников доброты, чуткости, уважения к миру животных.
Оформление класса: на доске вывешиваются иллюстрации и нарисованные картинки с изображением редких животных, цитаты писателей. Для работы используется стенд с изображением схемы Иркутской области, силуэты животных, листы бумаги для рисунков, ножницы, магнитофон, видеокассета, аудиокассета.
Ход занятия:
План занятия:
- Разговор с детьми о животных, отнесённых к редким и исчезающим.
- Пауза – физкультминутка.
- Отгадывание кроссворда.
- Пауза - физкультминутка.
- Просмотр видеофильма “У края чарующей бездны”.
- Пауза – игра.
- Вырезание силуэтов животных и расположение их на карте-схеме Иркутской области.
- Рисование изображения животного из будущего.
Дети рассаживаются за двумя столами, образуя две группы.
Звучит аудиокассета с голосами птиц.
- Ребята, что вы слышите? (Голоса птиц)
- А птицы кто они? Как назвать одним словом? (Животные)
- Как вы думаете, о ком мы будем сегодня вести речь? (О животных)
- Как вы думаете, а много их? Есть ли такие животные, которых стало мало?
- Мы сегодня поговорим о животных, без которых человеческая жизнь немыслима. Все согласны? Будем вести речь не о простых животных, а о животных нашей области, об охраняемых животных.
(Открывается доска с надписью темы, цифрами, рисунками о животных).
- Тема нашего занятия “Охраняемые животные Иркутской Области”. Ребята, кто-нибудь знает, какие животные нашей области нуждаются в охране и защите?
Ответы ребят: - Да!
- Сейчас мы и выясним, кто же нуждается в охране? Послушаем наших ребят, которые подготовили для нас сообщения о редких животных.
Значительная часть редких животных Иркутской области включена в Красную книгу России.
(Прослушиваются подготовленные сообщения ребят, которые дополняют свои рассказы рисунками животных).
1 ученик:
Из млекопитающих к этой категории относятся:
прибайкальский черношапочный сурок и снежный барс (ирбис). Численность прибайкальского черношапочного сурка очень низка и до сих пор неизвестна.
Из – за распашки лесостепи быстро сокращается численность светлого хоря.
Случаи постоянного обитания снежного барса на территории области до сих пор неизвестны, хотя появились сведения, что барс может размножаться на территории области.
2 ученик:
Из птиц к краснокнижным видам относятся ряд очень редких видов, которые встречаются в области во время пролёта и залётом: кудрявый пеликан, горный гусь, степной лунь, орлан – долгохвост, стерх, восточная дрофа, белая чайка и некоторые другие. А вот лебедь-клоктун, ранее обычный и даже многочисленный вид, в настоящее время стал очень редким.
3 ученик:
Многие виды краснокнижных хищных птиц: скопа, степной орёл, орлан – белохвост, кречет, балабан и сапсан – снижают свою численность. Численность балабана очень низка (нелегальный отлов на продажу).
- В целом для хищных птиц ситуация в области улучшилась. Как вы думаете, ребята, почему? (Ответы учащихся). Это связано с уменьшением количества удобрений и химикатов, используемых для обработки полей, ростом численности длиннохвостого суслика и других видов мелких грызунов.
Численность чёрного аиста особенно в Байкало-Ленском заповеднике начала заметно расти. В южных районах чаще стала встречаться журавль красавка. Не вызывает опасений и состояние филина.
4 ученик:
Редкими видами птиц являются камышовая овсянка, серая цапля, бородатая куропатка, перепел, белая лазоревка, голубая сорока, огарь, клинтух, серый журавль, малый перепелятник, чёрная крачка, таёжный гуменник и др.
5 ученик:
Низкая численность характерна и для земноводных (монгольская и серая жаба). Из пресмыкающихся (прыткая ящерица, обыкновенный уж, узорчатый полоз).
6 ученик:
Последние годы на территории области отмечено снижение численности косули, причиной является рост численности волка, браконьерство. Поэтому администрация Иркутской области запретила охоту на косулю сроком на 3 года с 2000 – 2003г.
- А из рыб, ребята, есть редкие виды?
Из рыб малочисленны таймень и осётр.
- А есть такие насекомые, которые относятся к редким? Назовите!
Из насекомых – шмель.
- Молодцы, ребята! Много животных можно перечислять, которые нуждаются в нашей защите. Животный мир Иркутской области богат и разнообразен. Он представляет 68 видов млекопитающих, 335 видов птиц, 6 рептилий, и 5 видов земноводных. Из них к числу особо охраняемых, включённых в основной перечень Красной книги России, а также нуждающихся в особом внимании к их состоянию в природной среде относится 35 видов. Всего в регионе требуют особой охраны и повышенного внимания к состоянию численности 137 видов.
Общая ситуация с охраной животного мира в области очень сложна. Основными причинами являются антропогенная нагрузка, сплошные рубки, строительство транспортных магистралей, ЛЭП и многие др.
Я хочу обратить ваше внимание на две книги, которые называются “Кадастр редких и исчезающих животных Иркутской области” и “Редкие животные Иркутской области”.
Основной целью “Кадастра…” является обеспечение необходимой информацией специалистов, занимающихся вопросами сохранения биоразнообразия, и нас с вами, чтобы, обращаясь к этой книге, мы почувствовали боль за наших братьев меньших. Эта книга содержит информацию по редким и исчезающим видам животных нашего района, учёт которых проводится каждые 10 лет.
И вторая книга “Редкие животные Иркутской области”. В эту книгу занесены животные тех видов, которые занесены в Международную Красную книгу и редкие виды, относящиеся к нашему региону. Мы поработаем с этими книгами на занятии чуть позже. А сейчас можете ли вы привести примеры проявления сочувствия, доброты к животным из вашей жизни?
(Ответы детей).
- Ну а сейчас проведём небольшую физкультминутку?
(Зачитываются строки из физкультминутки, ребята повторяют движения за руководителем).
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим, на носочках побежим.
Руки в сторону, вперёд,
На опушке зайка ждёт…
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх.
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс.
Поиграем мы сейчас.
- Отдохнули? А сейчас предлагаю вам разгадать кроссворды на тему “Животные”. Разгадав кроссворды, определите и назовите редких животных (Рисунок 1).
1. Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
6. С ветки на ветку, быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал.
7. Внешне с белочкою схожий,
Ценный мех имеет тоже,
Полосатый, небольшой,
Наш сибирский зверь лесной.
8. Хочешь – верь, хочешь – не верь:
Пробегал по лесу зверь.
Нёс на лбу он неспроста
Два развесистых куста.
9. Самих не видно,
а песню слышно.
11. Шёл я осенью с охоты,
Вдруг тревожно свистнул кто-то.
Оглянулся я - зверёк
Встал у норки, как пенёк.
Я не стал взводить курок –
Пусть живёт себе …
12. Под корягой в жирном иле
Великан находит дом.
С вами мы его ловили,
Знаем все, что это …
14. Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
В оставшиеся клетки впиши следующие названия животных: кабарга, соболь, горностай, бурозубка, выдра, язь, солонгой.
(Рисунок 2).
Подумай, как распределить в кроссворде следующие названия птиц, обитающих на Байкале: пеночка, орлан, дрозд, поползень, тетерев, желна, лебедь, вальдшнеп, клёст. Придумай и допиши в клеточки недостающее название птицы.
- Молодцы! Сделаем паузу! Для этого вы должны, закрыв глаза представить себя каким – то животным? Расскажите, кем вы были!
- Молодцы! А сейчас мы посмотрим фрагменты видеофильма, который называется “У края чарующей бездны”. Расскажите, каких животных нашей области вы видели? Какие животные из просмотренного фильма занесены в Красную книгу?
(Показываются фрагменты из фильма М. Степанцова “У края чарующей бездны”)
- Сейчас мы приступим к ответственной работе. Нам необходимо вырезать силуэты животных, и поработав с книгой “Редкие животные Иркутской области”, прикрепить силуэты на карту-схему Иркутской области в тех местах, где эти виды животных распространены.
(Учащиеся сравнивают подготовленные силуэты животных с книжными образами животных и наносят на подготовленную карту – схему Иркутской области).
- Молодцы, ребята!
- Проведём физкультминутку!
(Зачитываются строки из физкультминутки, ребята повторяют движения за руководителем).
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили,
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так.
Из речки воду пили,
Вот так, вот так.
А потом они плясали,
Выше ноги поднимали,
Вперевалочку ходили.
- Спасибо всем, молодцы!
Теперь мы поиграем в игру, которая называется “Узнай себя”. На листах ватмана нарисованы животные, у которых вместо головы вырезаны отверстия. Доброволец-ученик вставляет голову в отверстие и задаёт вопросы для определения животного, дети должны ответить двумя словами “Да” или “Нет”.
- Молодцы! А сейчас следующее задание, давайте представим себе животное будущего, которое заселит нашу планету, если мы не будем проявлять заботу о животных! Вам (двум группам) предлагается нарисовать такое животное.
(Ребята рисуют животное из будущего).
- А теперь расскажите, пожалуйста, о нём! Молодцы! Спасибо! Вам нравятся такие животные? Хотите, чтобы в будущем такие животные заселяли нашу планету?
(Дети не согласны).
(Нарисованные картинки ребята быстро прячут).
Хочу закончить наше занятие стихотворением Рождественского “Просьба”, замечательные слова в этом стихотворении.
“Птицы, розы и звери в души людям смотрят,
Вы их жалейте, люди, не убивайте зверя,
Ведь небо без птиц – не небо,
И море без рыб – не море,
И земля без зверей – не земля”.
- А сейчас самая приятная процедура – награждение. Этими замечательными нагрудными медальонами, подготовленными руками наших ребят с изображением самой мудрой птицы – совы, награждаются, самые активные ребята это: ……….
- Спасибо всем! Все молодцы!