Цели урока: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни, ознакомить с особенностями простейших из класса саркодовых; продолжить формирование умений сравнивать, обосновывать и делать выводы.
Оборудование: структурно- логические схемы для учащихся, модели амёб желтого, красного, синего цветов для моделирования процессов жизнедеятельности, карточки для закрепления материала, таблицы по зоологии, квадратики цветные для оценивания учащихся, модели водоросли
Оформление: структурно- логическая схема для учителя ( на доске, незаполненная), таблицы по зоологии
Особенности: в течение урока каждый учащийся заполняет структурно-логическую схему параллельно с учителем ( Приложение 1,2) затем схема вкладывается в рабочую тетрадь ученика. За каждый правильный ответ учащемуся выдается цветной квадратик
Ход урока
Вступительное слово учителя:
- Давным - давно, ещё в 1632 году, в городе Дельфте в Голландии родился мальчик- Антоний ван Левенгук. Прошли годы, и отец отправил юношу в Амстердам учиться коммерции. Родителей Антоний почитал, поэтому ослушаться не посмел. Учёбу закончил и дело собственное открыл - торговал тканями. Так и жил бы себе как все, потихоньку, но была у него одна страсть- хобби по-нашему. Уж очень нравилось Левенгуку стёкла увеличительные - линзы шлифовать, в дощечки вставлять, да через те стёкла мир невидимый рассматривать. До чего же вокруг всё интересно!
Вот вы подумайте, капля воды из лужи - ну что казалось - бы в ней такого? А вы на эту каплю через стекло увеличительное посмотрите. Кто в ней только не живёт! И вот однажды Левенгук увидел в капле воды то животное, о котором мы сегодня будем говорить. Это амёба обыкновенная (показать на таблице). А вот теперь подключите своё воображение и уменьшите её мысленно до 0,1 мм – вот такая маленькая она на самом деле.
- Ребята, а что мы должны у амёбы изучить, чтобы всё о ней узнать? (Cоставляют план изучения).
Левенгуку очень хотелось изучить подробно это странное животное, кое-что ему удалось, на какие-то вопросы он не смог дать ответы и до наших дней дошла вот такая интересная схема. Я её на доске увеличила, а у вас на столах точно такие же маленькие. За давностью лет кое-какие слова в схеме стерлись и вместо них стоят точки. Давайте попробуем к концу урока заполнить правильно эту схему. Потом заполненную схему вложите в тетрадь. Каждый ваш правильный ответ я буду оценивать цветным квадратиком. Ваша задача - заработать их как можно больше.
Изучение нового материала
Работа со структурно- логической схемой
- Итак, амёба обыкновенная относится к типу простейшие, класс саркодовые. (Схема)
-Как вы думаете, почему амёба получила такое название- простейшее животное?
Хотя амёба состоит из одной клетки, но клетка целый организм, хоть и микроскопический.
-Кто запомнил, в какой среде обитает амёба? (Cхема)
Если амеба – одноклеточное животное, то какие органоиды должны входить в состав этой клетки? (Cхема)
-В переводе с греческого - амеба означает “ изменчивая”. Как вы думаете, почему она получила такое название? (Cхема)
То на одном, то на другом месте её тела вытягиваются выросты цитоплазмы- ложноножки или псевдоподии. (Схема)
- Подумайте, каким образом может передвигаться амеба?
С одной стороны псевдоподии увеличиваются, а с другой уменьшаются и она медленно “ползет” со скоростью 13 мм/ час. (Схема)
-Как вы думаете, чем питаются амебы?
Теперь представьте, что амеба сталкивается с одноклеточной водорослью или бактерией - это ее пища.
- Что произойдет в результате этого?
Попробуйте смоделировать этот процесс на маленьких красных амебах, которые лежат у вас на столах. Один учащийся выполнит это у доски.
Итак, пищевая частица оказывает давление на амебу, вокруг нее образуются псевдоподии. Этот процесс называется фагоцитозом (схема). Что значит “фагео”- пожирать, происходит захват и поглощение пищи простейшими. В итоге водоросль оказывается внутри тела амебы - в цитоплазме. Как только водоросль “утонет”, сейчас же цитоплазма как бы немного отступает и внутри амебы образуется вокруг водоросли пищеварительная вакуоль - своеобразный желудок (схема).
- Как вы думаете, что в этой вакуоли будет происходить с пищей?
В вакуоли есть вещества, которые будут разлагать пищу. Поэтому через несколько часов водоросль перевариться - разложится на отдельные молекулы.
- Ребята, а полностью ли переварилась водоросль?
Да, то, что осталось в ней - непереваренные остатки пищи, амеба в себе не бережет, выбрасывает наружу. Пищеварительная вакуоль вместе с ненужными веществами подходит к краю амебы и выливается через поверхность тела. (Схема).
А вот теперь, ребята, самое сложное! Процесс, о котором я буду сейчас говорить, вы будете изучать по физике в старших классах. Дело в том, что в цитоплазме амебы растворены соли. Но в теле их гораздо больше, чем в пресном водоеме, в котором амеба живет. Поэтому вода все время просачивается внутрь тела амебы.
- Как вы думаете, к чему это может привести? Что она должна делать с поступающей в неё водой?
Для этого существует сократительная вакуоль - в ней собираются избытки воды и через каждые 3 минуты амеба их удаляет из тела- действует как насос. (Схема)
Амёба - живой организм, значит, она должна дышать.
- Что поглащают организмы в процессе дахания? Где амеба берет кислород?
Вместе с водой из лужи поглощается кислород, растворенный в воде. ОН нужен, т.к. при его участии идет разложение пищи на простые питательные вещества и выделяется энергия, необходимая для жизнедеятельности организма. (Схема).
- А какой газ выделяется в процессе дыхания?
Он удаляется вместе с водой через сократительную вакуоль. Значит, сократительная вакуоль выполняет две функции. Назовите их.
Нам осталось изучить процесс размножения амебы обыкновенной.
Ребята, попробуйте смоделировать этот процесс на амебах желтого цвета. На них стадии размножения. Разложите их в правильном порядке, а один учащийся сделает это у доски.
- С изменения какого органоида начинается деление клетки?
Ядро амебы содержит в среднем 600 маленьких хромосом.
- Но что произойдет с ними перед делением? Кто сможет описать весь процесс размножения амебы?
Если условия благоприятны, то весь процесс длится полчаса. (Схема).
- Представьте, что лужа высохла или вода в пруду замерзла, т.е. наступили неблагоприятные условия. Что может произойти с амебой?
Но на следующий год в воде мы снова можем встретить это животное.
- Как амеба будет переносить неблагоприятные условия?
У вас на столе осталась последняя модель амебы синего цвета - там вы найдете подсказку. С наступлением неблагоприятных условий амеба округляется и на поверхности выделяется защитная оболочка- циста. Когда условия становятся благоприятными, амеба покидает цисту и снова начинает активную жизнь.
- А как происходит расселение амеб? Ведь они передвигаются очень медленно, а расселяться могут на десятки и сотни километров. Почему?
- Молодцы, схему заполнили правильно. А теперь немного поиграем.
Первичное закрепление материала
Игра “ Третий лишний”
- Я называю вам по три понятия, одно из которых к амебе отношения не имеет. Вы находите это понятие и объясняете (можно на карточках).
- ядро, хлоропласты, цитоплазма
- вакуоль с клеточным соком, пищеварительная вакуоль, сократительная вакуоль
- псевдоподии, цитоплазма, оболочка
- пруд, море, лужа
- светочувствительный глазок, ядро, циста
Итог урока
- А теперь подведем итоги урока. Домашнее задание указано на схеме (подсчет числа квадратиков, выставление оценок)