Цели.
- Помочь родителям понять суть таких вспомогательных средств обучения как индивидуальная шпаргалка.
- Показать родителям возможные способы работы со шпаргалкой на уроке и дома.
- Убедить родителей в необходимости их помощи в случае, если у ребёнка возникают трудности при работе со шпаргалкой.
ХОД СОБРАНИЯ.
– В связи с переходом школы на пути обновления
образования, с возникновением необходимости
введения компетентностного подхода в обучении,
перед учителем стоят задачи: как дать ученику
знания, так и помочь приобрести способы
получения и усвоения этих знаний. Это необходимо
для того, чтобы научить детей ориентироваться в
огромном мире современной информации.
Сегодня мы с вами поговорим о таких
вспомогательных средствах обучения, которые
призваны помочь приобрести способы получения и
усвоения знаний.
Как вы думаете, что можно включить в это понятие?
Ответы родителей.
– Да, сейчас на рынке книгоиздания
действительно очень большой выбор “помощников”
обучения. Это и всевозможные ГДЗ (готовые
домашние задания по разным предметам), и пособия
для родителей и учителей, и несчётное количество
энциклопедий, таблиц, шпаргалок. Как уж тут не
обрадоваться – взял ГДЗ и списал решение… Или
купил "супер-пупер" шпаргалку и решай по ней
все задачи, что уж тут сложного. Благодать для
учения, да и только… Благодать-то благодать, да
только вот вопрос: “Действительно ли всё это
разнообразие помогает? Если помогает, то кому?
Если – нет, то почему? Кто и как должен им
пользоваться?”
– А как вы, уважаемые родители, ответите на эти
вопросы?
После того как учитель выслушал мнение родителей, можно обобщить сказанное.
– По ГДЗ удобно проверять выполнение домашних
работ родителям, которые уже не помнят школьную
программу и давно не сталкивались с новшествами
в образовании, а вот детям увлекаться чем-то
“готовым” чревато…
Энциклопедии – это кладезь дополнительных
знаний, таких, каких в учебнике не встретишь.
Единственное, чем стоит руководствоваться при
выборе энциклопедии для ребёнка – это
доступность восприятия материала в данном
возрасте. Интересная книга, написанная понятным
для ребёнка языком, обычно прочитывается от
корки до корки, и тогда информация легко
запоминается и усваивается…
А вот на использование таблиц и шпаргалок стоит
обратить особое внимание.
Увы, не все даже самые универсальные готовые
таблицы и шпаргалки могут оказать ребёнку
помощь, чаще всего они его просто запутывают. У
этой проблемы есть несколько причин:
- Современная начальная школа предполагает возможность обучения по пяти учебным комплектам: “Гармония”, Начальная школа XXI века, “Школа 2000-2100”, по системе Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова, по системе Л. В. Занкова. В современной школе нет единого стандарта преподаваемых предметов, нет уже и пресловутой школьной наглядности, общеклассных таблиц, которые могли бы использоваться при работе по любым системам.
- Литература разных авторов имеет свою специфику. Каждый из них желает показать свои умственные способности и не думает о том, что читатели могут его не понять.
- Главным в обучении можно считать то, что информация легко усваивается только тогда, когда человек произвёл умозаключения самостоятельно, так же самостоятельно сформулировал его в виде знаковой подсказки и соответственно без труда этой подсказкой воспользовался.
– Исходя из вышеперечисленного, возникла необходимость создания учащимися собственных шпаргалок (опорных тетрадей) под руководством учителя. Через некоторое время после того, как мы создали и стали использовать в учёбе шпаргалки, у меня как учителя возникла необходимость проверить осознанность и рациональность использования детьми шпаргалок по русскому языку и математике. Поэтому в классе был проведён мониторинг, результаты которого приводятся ниже.
Анкета “Шпаргалки в твоей жизни”. (В классе 16 человек)
1. Я пользуюсь шпаргалкой в классе:
А) постоянно – 3 ч. – 18,75 %
Б) редко – 10 ч. – 62, 5 %
В) не пользуюсь – 3 ч. – 18, 75 %
2. Я пользуюсь шпаргалкой при выполнении домашних заданий:
А) постоянно – 2 ч. – 12,5 %
Б) редко – 10 ч. – 62,5 %
В) не пользуюсь – 4 ч. – 25 %
3. Когда, всё-таки пользуюсь шпаргалкой, то мне:
А) удобно и легко выполнять задания – 13 ч. – 81, 25 %
Б) не удобно – 1 ч. – 6,25 %
В) безразлично – 2 ч. – 12,5 %
4. Учить правило легче по шпаргалке:
А) да – 13 ч. – 81,25 %
Б) нет – 3 ч. – 18,75 %
5. Я считаю, что шпаргалка мне в работе:
А) нужна и помогает – 14 ч. – 87,5 %
Б) не нужна – 0 ч.
В) я ею просто не пользуюсь – 2 ч. – 12,5 %
6. В подготовке домашних работ по разным предметам я дополнительную литературу (справочники, схемы, энциклопедии, таблицы):
А) использую – 13 ч. – 81, 25 %
Б) не использую – 3 ч. – 18,75 %
7. Что бы вам хотелось изменить в работе со шпаргалками:
– завести шпаргалки по всем (другим) предметам – 9 ч. – 56.25 %
– чаще пользоваться имеющимися шпаргалками – 2 ч. – 12,5 %
– учителю устраивать проверку знания информации, которая содержится в шпаргалках – 1 ч.
– провести конкурс на лучшую шпаргалку – 1 ч.
– побольше информации записывать – 1 ч.
– завести новые шпаргалки – 1 ч.
– пусть всё остается так, как есть – 1 ч.
– На основании анализа анкет можно сделать
вывод о том, что большинство ребят хотя бы
изредка пользуются шпаргалками, понимают, что
они оказывают помощь, готовы завести шпаргалки
по другим предметам. То, что шпаргалку не
использует девочка со стабильными знаниями,
понять можно. Отличница, она всё быстро усваивает
и, должно быть, не нуждается в дополнительной
помощи. Но то, что шпаргалкой не пользуются трое
ребят со средним и низким уровнем знаний,
настораживает. Хотелось бы узнать причины, по
которым шпаргалка “не работает”. Возможно, не
постоянно ведутся записи, или ребята не могут
понять, как пользоваться ими, или действительно
считают шпаргалку ненужной, а может быть, есть и
другие причины?
Итак, уважаемые родители, мы очередной раз
задумались над возникшей проблемой, а значит,
должны попытаться разобраться в сути работы со
шпаргалкой, чтобы потом помочь нашим детям
использовать её более эффективно в учебной
деятельности.
Структура работы со шпаргалкой.
Начало работы по шпаргалке:
2 класс.
Назначение шпаргалки: хранить основные понятия, определения, правила, алгоритмы в виде таблиц, схем, знаков, которые отражают содержание обучения русскому языку и математике.
Цель: дать возможность каждому ученику в любой момент повторить любое правило, выполнить “пошаговое” решение, закрепить и обобщить знания по темам.
Задачи:
- обучить сознательным способам “кодировки” имеющейся информации в виде символов, знаков, таблиц;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать. Развивать память при помощи мнемонических приёмов. Развивать речевую деятельность;
- воспитывать самостоятельность, самоорганизованность, стремление умело использовать полученные в школе знания.
Порядок работы: в ходе урока учитель создаёт условия поисковой деятельности, когда ученик анализирует, исследует предложенное задание, делает собственные выводы (учитель направляет в нужное русло) и кратко записывает формулировку правила, чаще всего в виде алгоритма. Также с помощью учителя вместо алгоритма записываются знаковые схемы.
Например:
3 класс. Русский язык (автор Т.Г. Рамзаева). Страницы учебника 152 – 154.
Тема “Род имён существительных”.
В учебнике даны правила, в которых подробно объясняется, как определять род существительных в единственном и множественном числе. Если помните, это правило представляет собою большое текстовое сообщение, к тому же с одними и теми же повторяющимися фразами. Следовательно, усваивается оно с трудом.
А вот схема, которую мы записали в шпаргалку на уроке русского языка. Она представляет собой синтез правила и алгоритма рассуждения при определении рода имени существительного.
Определение рода И.сущ:
Ребёнок рассуждает примерно так: “Определяю
число имени существительного. Если это
существительное единственного числа, то
подставляю местоимения ОН, ОНА, или ОНО, чтобы
определить род, соответственно мужской, женский
или средний. Если существительное стоит во
множественном числе, то изменяю слово так, чтобы
оно стояло в единственном числе”.
Практика показывает, что такое развёрнутое
объяснение дети используют на первых уроках
изучения новой темы, а затем работают по
алгоритму мысленно и выдают правильный ответ
автоматически. Согласитесь, что легче запомнить
девять слов по порядку (количество сокращенных
слов в схеме), чем 55 слов, которые даны виде двух
правил в учебнике.
Тот же приём используем на уроке математики при изучении темы “Порядок выполнения действий”:
Приведём пример знаковой записи правила.
Правило “Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную букву, перед гласными Е, Ё, Я” после зашифровки выглядит так:
Считаю, что польза от знаковой записи велика. Во-первых, зашифровывая и расшифровывая правило, ребёнок учится говорить подробно, объяснять. Во-вторых, при переходе в старшее звено он столкнётся с математическими формулами, которые потребуют от него умения не только объяснять, но и умения доказывать. В-третьих, мы развиваем все три типа восприятия информации: и зрительный (фиксация маленькой схемы в памяти), и слуховой (многократное объяснение написания слов с данной орфограммой), и кинестетический, то есть двигательный (приведённая выше схема является порядком выделения орфограммы “Разделительный твёрдый знак” на письме). Значит, всему этому ребёнка надо учить.
Рассмотрим случай, когда в запись правила-алгоритма входят только “ключевые” слова. Даже зазубрив такое правило, ребёнок запомнит нужную информацию, а не пустые слова, которые необходимы только для связи слов в предложении.
Например:
В учебнике (автор Т.Г. Рамзаева) по русскому языку для 3 класса имеется такое правило: “Чтобы определить падеж существительного, найди слово, с которым связано имя существительное, поставь от него вопрос. По вопросу (и по предлогу) определи падеж”. Дети же в шпаргалку записали следующее:
Определение падежа и.сущ. х
1. Найди главное слово нашли под кустом
2. Задай ? под чем?
3. Вопрос + предлог = падеж П.п.
Этот же приём использования “ключевых” слов можно применить и при изучении математики. В третьем классе, рассматривая тему “Приём деления для случаев вида 46 : 2” в шпаргалке оформляем следующую запись:
1. Заменю суммой разрядных слагаемых. 46 – это 40
+ 6
2. Разделю каждое слагаемое на 2. 40 : 2 и 6 : 2
3. Результаты прибавлю. 20 + 3 = 23.
Если существует необходимость обобщения знаний по нескольким темам, которые имеют между собой нечто общее, то полезно, на основе уже имеющихся правил, составлять обобщённый алгоритм рассуждения.
Например. Русский язык.
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ОРФОГРАММ КОРНЯ |
||
ИЗМЕНИТЬ СЛОВО ИЛИ ПОДОБРАТЬ РОДСТВЕННОЕ ТАК, ЧТОБЫ |
||
Безударный стал ударным | После парного согласного стоял гласный |
Непроизносимый согласный хорошо слышался |
воды – вода |
труд – труды |
счастливый – счастье |
Математика.
Решение многих видов задач можно свести к обобщённой краткой записи в виде таблички. Взаимосвязь колонок в табличке подчиняется законам умножения. Если у ребёнка возникают трудности в решении задач, то необходимо напомнить ему о способах нахождения неизвестного множителя.
МНОЖИТЕЛЬ | МНОЖИТЕЛЬ | ПРОИЗВЕДЕНИЕ |
В 1 “ А” по _ “Б” | КОЛИЧЕСТВО, “А” | ВСЕГО, “Б” |
ЦЕНА | КОЛИЧЕСТВО | СТОИМОСТЬ |
СКОРОСТЬ | ВРЕМЯ | РАССТОЯНИЕ |
Конечно, не всегда и не все алгоритмы даются в
сокращённом виде. Часто, особенно на уроках
математики, возникает необходимость детального
объяснения, но такие алгоритмы выполняют другую
роль. Во время закрепления материала подробно
составленный алгоритм показывает
последовательность выполнения действий,
исключая ошибки в момент первичного запоминания.
Далее если ребёнок усвоил последовательность
работы, то он может перейти на этап “мысленного”
проговаривания, а затем уже навык доводится до
автоматизма.
Если ребёнок допускает ошибку в решении
примеров, можно предложить решить его с
подробным объяснением и проследить на каком
этапе произошёл сбой. Можно посоветовать
повторять работу по алгоритму, и тогда ошибки
будут сведены к минимуму.
Например:
Математика. Тема “Письменныё приёмы деления многозначных чисел”.
Данный алгоритм довольно объёмный, поэтому мы записываем его во внеурочное время, но, поверьте, результат того стоит. Итак, 964 (делимое) : 2 (делитель).
1. Определяю количество цифр в частном. Первое неполное делимое “9 сотен”, сотни – это третий разряд, значит, в частном будет 3 цифры. Ставлю в частном 3 точки.
2. Делю сотни. “9 сотен делю на 2, получаю 4 сотни”. Записываю в частном первую цифру “4” – столько сотен будет в частном.
3. Умножаю. “4 х 2 = 8, пишу под сотнями цифру 8” – столько сотен разделили.
4. Вычитаю. “9 – 8 = 1. Один – это остаток” – столько сотен осталось разделить.
5. Сравниваю. “Остаток 1 сравниваю с делителем 2”. Сотен осталось меньше, чем 2.
ОСТАТОК ВСЕГДА ДОЛЖЕН БЫТЬ МЕНЬШЕ ДЕЛИТЕЛЯ! ОСТАТОК ДЕЛИТЬ НЕЛЬЗЯ!
(Если остаток равен нулю, то ноль под сотнями не пишу, так как деление ещё не окончено.)
6. Образую второе неполное делимое “16 десятков”. Делю десятки…(порядок рассуждения тот же)
7. Образую третье неполное делимое. Делю единицы…
8. Читаю ответ.
9. Могу проверить деление с помощью умножения.
В процессе работы на уроке я прошу ребят не закрывать шпаргалки и работать по ним. Сильные ученики, используя алгоритмы рассуждения в шпаргалке, могут выполнять задания самостоятельно. Ребятам послабее приходится обращать внимание на доску, работать по алгоритму вместе с другими учениками, в результате чего постепенно происходит запоминание.
Ученикам, которые владеют знаниями правил “на отлично”, я доверяю проверять своих товарищей. Проверка проводится в форме игры “Снежный ком”. Суть её заключается в том, что я сначала проверяю одного, двух или трёх ребят. Если они справились с мини-опросом (тест-вопросы с обязательным объяснением или доказательством выбора правильного ответа) без ошибок, то им предоставляется возможность проверить по одному человеку. Далее имеют право проверять только те ребята, которые, так же как и предыдущие, ответили без ошибок. Те же, кто ошибся, повторяют правила или получают карточку с письменным заданием. Игра проходит немного шумно, зато очень динамично и быстро. Детям очень нравится выступать в роли учителя, они и проверяют строже, и оценивают объективнее.
Поэтому я призываю вас, уважаемые родители, помогите ребёнку осмысленно пользоваться шпаргалкой. Почаще проверяйте, какие записи сделаны ребёнком в шпаргалке, просите о том, чтобы он объяснил вам, “расшифровал, расколдовал” написанное. Если возникают затруднения, помогите изучить сначала правило, которое дано в учебнике, затем вместе с ребёнком сравните его с тем, что было записано в классе, а уж потом предоставьте ребёнку право выбора. Пусть он сам решит, что для него более понятно и удобно в работе: правило в учебнике или схема в шпаргалке. Ведь никто же не приказывает пользоваться шпаргалкой, мы только помогаем ребёнку выбрать более рациональные и удобные способы обучения.
И всё же хочу заметить, что для ребёнка, у которого возникают трудности с запоминанием, шпаргалка – это необходимая индивидуальная наглядность, его “палочка-выручалочка”.