Цели урока:
- сформировать представление о вальсе, развить умения учащихся работать с техническими средствами при знакомстве с музыкой;
- способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, любви к музыке, интереса к жизни и творчеству известных композиторов.
Предварительная подготовка: подбор литературы, аудио и видеозаписей, фотографий с изображением танцев, портрет И.Штрауса.
Урок проходит в компьютерном классе с использованием компьютера и экрана.
ХОД УРОКА
Звучит в записи “Вальс” Ж.Браля.
Учитель: Здравствуйте ребята! Я очень рада, что сегодняшний урок мы с вами начинаем с хорошего настроения. Радостное настроение – почему?! Разумом не поняли, а заулыбались. Музыка! А что можно сказать о ней?
Учащиеся: Вальсовая, танцевальная, радостная, поднимает настроение.
Учитель: Это вальс. А что такое вальс?
Учащиеся: Это танец, когда танцуют вдвоем.
Учитель: А вы умеете танцевать вальс? Это современный танец?
Посмотрите фотографии различных танцев и постарайтесь найти на них вальс.
Во время работы учащихся идет фонограмма мелодии вальса. Учащиеся находят фотографии с изображением вальса.
Учитель: Почему вы выбрали именно эти фотографии?
Учащиеся: Потому что изображенные на них люди танцуют вдвоем, кружась.
Учитель: Так танцевали вальс в начале XIX века (воспроизведение видеодиска “Война и мир”, бал Наташи Ростовой). Вальс в переводе с немецкого – “вращать”. Многие композиторы писали вальс, но только одного из них называли королем вальса. (На экране – портрет И.Штрауса) Посмотрите на портрет. На нем изображен великий король венского вальса – Иоганн Штраус. Его отец – Иоганн Штраус был родоначальником венского вальса. Его путь продолжил сын – Иоганн Штраус, который покорил Вену с первого концерта. А “Аллегорический вальс” был исполнен на “бис” 19 раз! Представляете, какая это должна быть музыка! Давайте попробуем разгадать загадку Иоганна Штрауса.
Звучит вальс “Голубой Дунай”.
Учитель: Вступление к вальсу – это какой-то большой секрет, необыкновенное ожидание, которое приносит всегда больше радости, чем даже самое какое-то радостное событие.
Еще раз звучит вступление к вальсу, но уже большой фрагмент.
– Было ли у вас ощущение, что за время этого выступления вальс мог начаться много раз?
Учащиеся: Да!
Учитель: Подумайте, ребята, откуда Иоганн Штраус брал свои мелодии?
Звучит вальс “Сказки венского леса”
– Ребята, а какую картину представляете вы, слушая эту музыку?
Учащиеся рассказывают о своих эмоциях, переживаниях.
Учитель: А вальс – салонный танец? Где его танцуют?
Учащиеся: Везде: в школе, дома, на улице, в ресторане.
Учитель: Совершенно верно. А какие названия – “Голубой Дунай”, “Сказки венского леса”, “Венские голоса”. И. Штраус написал 16 оперетт, и сейчас мы послушаем вальс из оперетты “Летучая мышь”. А я попрошу вас одним словом ответить, что же такое вальс? Только не говорите мне, что это танец.
Звучит мелодия вальса, на экране идет изображение танца.
Учитель: Что же такое вальс?
Учащиеся: Радость, красота, нежность, душа, задумчивость, жизнь.
Учитель: А разве можно без всего этого жить?
Учащиеся: Конечно, нельзя!
Учитель: Без этого не могут жить только взрослые?
Ученики смущаются.
Учитель: Л.Озеров “Вальс” (Поэт пишет о вальсе Шопена):
Еще звучит в моих ушах
Седьмого вальса легкий шаг.
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк.
Еще звучит тот вальс во мне,
Как облако в голубизне,
Как родничок в траве,
Как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу
С природою в родстве.
Учитель: Итак, ребята, о каком танце мы с вами сегодня говорили?
Учащиеся: О вальсе! О вальсах И.Штрауса. Слушали музыку.
Учитель: На следующих уроках мы продолжим разговор о вальсе, послушаем музыку П.И. Чайковского: “Лебединое озеро”, “Вальс цветов”. Что же вам больше всего запомнилось из нашего урока?
Учащиеся: Красивая музыка, Мы рисовали свои воображаемые картины под музыку, посмотрели отрывок из худ.фильма, искали фотографии с парами, танцующими вальс.
Учитель: А с каким настроением вы уходите с урока? Если с хорошим – поднимите карточки с мажором (радость), а если у вас на душе грусть – с минором (грусть). Карточки готовились заранее. Судя по количеству поднятых карточек с мажором, учащиеся ушли с урока с хорошим настроением.
Вывод: Вальс! Как велика его слава, как радостно раскрывается навстречу ему человеческое сердце. Юноши и девушки, мужчины и женщины разных стран и эпох дарили и дарят ему свою благосклонность. Они выбрали и отличили его среди множества других танцев и сделали королем танцев!