Урок-игра "Птицы Якутии"

Разделы: Биология


В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы подчеркнута необходимость совершенствования форм, методов и средств обучения. Как активизировать познавательную деятельность на уроках биологии и сделать процесс обучения наиболее результативными? Наверняка эти и подобные вопросы встают перед каждым учителем, и каждый из них в процессе раздумий, поисков, проб находит свой вариант решения.
Эффективным средством развития творческих способностей учащихся на уроках биологии могут служить различные игровые ситуации. Играя, учащиеся ставят перед собой творческие задачи, в решении которых им помогут знания, разнообразные умения и навыки, воображение, фантазия. Именно в игре ребенок активно мыслит, чувствует и творит свободно.

Цели:

  • расширить знания учащихся о птицах своего родного края, запомнить названия птиц Якутии;
  • поднять интерес к изучению жизни птиц;
  • повышение познавательного интереса учащихся к уроку;
  • сплотиться, сдружиться, проверить себя.

Оборудование:

  • столы, стулья для участников, стол для ведущего;
  • нагрудные эмблемы “ Капитан”;
  • жетоны разноцветные по 5-балльной системе;
  • разноцветные бумажные полоски с надписями на обратной стороне: “Хищные птицы”, “Птицы леса”, “Водоплавающие птицы”, “Птицы культурных ландшафтов”, размер 4 х 12;
  • одного цвета полоски с надписями: хищные птицы. Водоплавающие птицы, водоплавающие птицы, птицы культурных ландшафтов.
  • квадратики бумажные с цифрами от 1 до 8;
  • итоговая таблица, где прикрепляются жетоны по итогам ответов;
  • песочняе часы;
  • колокольчик;
  • приз для лучшей команды.

Ответы оцениваются бумажными жетонами разного цвета красный жетон – 5, синий – 4, зеленый –3, белый –1. Ответ дополнившей команды также обязательно оцениваются. Жетоны вручаются команде сразу или прикрепляются членами жюри к итоговой таблице.

Первый гейм. Командам дается право выбрать одну из тем. Номер вопроса, достают наугад со стола ведущего, квадратик с номером. На обдумывание дается 1 мин. Колокольчик извещает об окончании времени. Ответ каждой команды внимательно слушают другие команды, дополняют ответ, за это получают соответствующие жетоны.

Второй гейм. На столе разложены разноцветные бумажные полоски, на обратной стороне написаны темы вопросов. Командиры подходят к столу, берут сами одну из тем и номер вопроса.

Третий гейм. Командир одной команды говорит тему и номер вопроса для другой команды. При этом ведущий предупреждает о номерах, которые были заданы.

Четвертый гейм. Викторина о птицах (моментальный ответ).

Пятый гейм. Отгадывание загадок.

Вопросы.

1. Птицы культурных ландшафтов.

1. Сколько яиц откладывает самка домового воробья в одну кладку и за сезон? (По 5-6 яиц на 1 кладку, а за сезон выводит птенцов по 2-3 раза)

2. Какие птицы к нам прилетают позже всех и раньше всех улетают? (Ласточки)

3. В народе существует примета: высоко летают ласточки – быть хорошей погоде, низко – к дождю. Объясните это. (Пред ненастьем воздух становится влажным, крылья насекомых более тяжелым, и они опускаются ближе к земле. Вслед за ними, добывая себе пищу, опускаются и ласточки)

4. Какие зерноядные птицы выкармливают своих птенцов насекомыми? (Воробьи, жаворонки)

5. По рисунку угадайте, кто из них ласточка?

6. Что нужно делать, чтобы птицы не гибли зимой?

7. Какая из воробьинообразных зимующих птиц повисает на деревьях зимой вверх ногами вниз спиной. Почему? (Синицы. Зимой ветки сверху покрыты снегом, поэтому птицы добывают насекомых, их яйца и личинок снизу веток.)

8. Почему нельзя трогать яйца птиц, лежащих в гнезде?

2. Птицы леса.

1. Какие приспособления в покровах ног выработались у куриных птиц северных лесов в связи с холодной и снежной зимой?

2. Какую окраску имеет самый большой дятел Якутии? К какому семейству и роду относится?

3. Летящую кукушку можно спутать с ястребом – перепелятником: у нее похожие окраска, размеры тела и характер полета. Какое значение имеет это в жизни кукушки? (Это приспособление к гнездовому паразитизму. Названные особенности позволяют кукушке вспугнуть птиц. Птицы покидают гнездо, а кукушка в него откладывает яйцо)

4. По рисунку расскажите, где живет эта птица, место гнездования, тип гнездования. (Глухарь)

5. В минуту сильного потрясения у рябчика обильно выпадают перья. Чем это можно объяснить? (Это защитное приспособление. Атакующий хищник остается с облачком перьев, а рябчик успевает избежать его когтей)

6. Какая птица, и каким образом может доставать насекомых из- под коры деревьев, из древесины? К какому отряду относится эта птица?

7. Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи улетают на юг на зиму, а дятлы, синицы, рябчики, тетерева, глухари не улетают?

8. Чем можно объяснить, что некоторые птицы (тетерев, глухарь, рябчик) зарываются в снежные сугробы и там проводят иногда по несколько суток? (Снег является плохим проводником тепла, поэтому снежный покров во время больших морозов и метелей защищает птиц от замерзания)

3. Хищные птицы.

1. Составьте краткую характеристику хищных птиц по следующим признакам:

Клюв –
Окраска оперения –
Особенности полета –
Зрение –
Среда обитания –

2. Переведите на русский язык названия хищных птиц: Беркут, лунь полевой, лунь болотный, неясыть бородатая, орлан – белохвост, скопа. (Беркут – хотой, лунь полевой – кутуйахсыт, лунь болотный – кусчут, неясыть бородатая- хаххан, орлан белохвост – боруллуо, скопа – собоцут)

3. По рисунку определите эту птицу. Крупный орел, отличается белым и пестрым хвостом и очень массивным вздутым клювом. (Орлан)

4. Укажите места зимовок хищных птиц Якутии. (Многие виды перелетных хищников зимуют на территориях Китая, Кореи, Японии, полуострова Индокитай и на островах Юго-Восточной Азии. Небольшая часть зимует в Индии и Америке)

5. Сколько видов хищных птиц занесены в Красную Книгу Якутии?

6. Какая птица более других приспособлена для охоты? (Сокол)

7. Этот ночной хищник смеется как человек. (Филин)

8. Греки первым назвали ее птицей мудрости (Сова)

4. Водоплавающие птицы.

1. Почему гуси, журавли и другие крупные птицы летят углом?

2. Ученые-орнитологи заметили, что в кладках птиц, обитающих на севере ареала, бывают больше яиц, чем в кладках того же вида, встречающегося на юге ареала. Чем это объяснить?

3. Каково значение плавательных перепонок на лапах уток и гусей?

4. Переведите на русский язык названия птиц: цапля серая, турухтан, турпан-горбоносый, лысуха, кряква обыкновенная. (Цапля серая – кутан, турухтан – эцэ бараах, кряква обыкновенная – когон, лысуха – ураанай)

5. Эта птица - священная птица Якутии. Занесена в Красную Книгу Якутии. Назовите ее. (Стерх)

6. Почему утки и гуси ходят покачиваясь, переваливаясь с ноги на ногу?

7. Почему утки и другие водоплавающие птицы могут долгое время находиться в холодной воде и при этом не простужаться ? Как согревают себя в мороз дикие утки?

8. По рисунку определите вид птицы. (Шилохвост)

5. Викторина (моментальный ответ).

  1. Назовите птицу, которая летать не умеет, зато плавает не хуже рыбы (Ппингвин)
  2. Назовите птицу, которая имее плохо развитые крылья, но считается лучшим бегуном (Страус. Скорость 80 –100 км /ч)
  3. Чем отличается ворон от вороны? (2 разных биологических вида, отличаются по размерам, раскраске оперения)
  4. Какую птицу называют водяным быком? (Выпь)
  5. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)
  6. Голоса каких птиц сравнивают со звуком флейты? (Иволги, дрозда черного, дрозда дерябы)
  7. Какие птицы улетают на зиму в теплые края? (Соловьи, ласточки, кукушки)
  8. Что помогает выяснить пути перелетов птиц? (Кольцевание)
  9. Назовите птиц, прилетающих в тундру на гнездование? (Морянка, гусь – гуменник, морская чернеть, тундровый лебедь, белолобый лебедь)
  10. У каких птиц самки больше и сильнее самцов? (У хищных птиц)
  11. Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (Кукушка)
  12. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, глухари)
  13. Какая птица резко меняет весной цвет своего оперения? (Белая куропатка)
  14. Какая певчая птица – хищник? (Сорокопут)
  15. Какие птицы не садятся ни на землю, ни в воду? (Стрижи)

 6. Якутские загадки.

  1. Говорят, с южной стороны 9 кусков сало прибыло. (Туллук- пуночки)
  2. Говорят, сын горя- погибели в окровленной шапке ходит. (Дятел)
  3. Каждую весну некто в черной плюшевой шубе щеголяет. (Ворона)
  4. Кто рождается дважды? (Птица)
  5. У сына надменного господина глаза кровью оторочены. (Глухарь)
  6. Серебряное ведерко на гвоздь не повесишь. (Яйцо)
  7. Жиганская дева в трухлявом домишке живет. (Дупло дятла)
  8. Сам чернявый, а нос – белый. (Утка – лысуха)
  9. Говорят, некто глазами очень плохо, лишь темнота наступает – зрячим становится, а день настанет – совсем слепнет. (Сова)
  10. В болотных полях живущий, в камышовых лесах обитающий, по бычьи ревущий кой-что есть говорят. (Выпь)

Подведение итогов урока, вручение приза победившей команде.