Обучение грамоте (по системе Занкова): "Парные согласные буквы "Д - Т"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Совершенствовать навыки чтения.
  • Развивать речь учащихся.
  • Вводить в мир человеческих отношений, воспитывать эстетические, нравственные чувства.

Оборудование: “Букварь”, запись песни кота Леопольда, рисунки мышат, кота Леопольда, призы для учащихся

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

– Сегодня на урок к нам пришли сказочные герои. А узнать мы их сможем только, выполнив несколько заданий.

II. Повторение пройденного материала.

– Первый герой очень пугливый, осторожный, поэтому боится нам открыто показаться. Но мы сможем его найти, если вспомним алфавит от “П” до “Я”. Соединим буквы в алфавитном порядке (с. 27).

– Кто получился? (Мышонок)

– Придумайте родственные слова с корнем: -мыш-

– Выберите схему, которая подходит к слову “мышата”. (На доске вывешены несколько разных схем слов)

– Сделаем звукобуквенный анализ этого слова.

– Сколько слогов? Какой слог ударный? Сколько звуков в каждом слоге?

– Напечатайте его. (На доске появляются мышата)

– Узнать следующего героя поможет загадка:

“Выгнул спинку он дугой,
Замяукал.
Кто такой?
Потянулся сладко –
Вот и вся загадка”.

Звучит песенка кота Леопольда, вывешивается рисунок.

– Как зовут нашего кота?

III. Поcтановка задачи.

– Откроем “Букварь” на с. 26 и вставим пропущенные буквы.

– Какую букву вставили в конце слова “кот”? Докажите.

– Какую букву вставили в конце слова “Леопольд”? Объясните, почему?

– Почему слово “Леопольд” написано с большой буквы?

– Какое самое любимое предложение у нашего кота? (Ребята, давайте жить дружно!)

– Но вот беда, мышата утащили из слов буквы. Вставьте их, пожалуйста.

– Какие буквы вставили? (д, т)

– Что мы знаем о буквах д, т?

– Сегодня на уроке мы будем учиться читать и правильно писать слова с парными согласными буквами д, т.

IV. Группировка слов по определенному признаку.

– Давайте охарактеризуем каждого героя. Для этого прочитаем слова, записанные на отдельных карточках, и поместим их под тем, кому они соответствуют.

– В каких словах встретились парные согласные буквы д, т?

– Найдите лишнее слово. Для этого поставьте к словам вопросы: Какой? Кто? Что делал?

– Прочитаем третий столбик слов (с.26).

– На какие две группы можно разделить данные слова?

– На какой вопрос отвечает первая группа? (Кто? Озорники. Что? Телевизор)

– Вторая группа? (Что сделал? Улизнул, открутил).

V. Физминутка.

Вышли мыши как-то раз
Поглядеть который час.
Раз, два, три, четыре
Мыши дернули за гири,
Тут раздался страшный звон,
Убежали мыши вон!

VI. Работа по Букварю.

– Проказники-мышата и тут, на страницах букваря, не дают коту покоя: шалят, придумывают разные испытания. Давайте же поможем доброму коту Леопольду справиться с ними. А в знак благодарности за каждую вашу помощь он будет дарить самый любимый свой предмет из одежды: бант.

– Озорники придумали стихотворение, но в последних строчках не дописали слова. Наша задача: закончить каждую строку рифмующим словом (с. 26).

“Ти-ди-ти-та,
Два мышонка ждут _________.
Ты-ду-ди-ти,
Встали мыши на ________”.

Слоги читает весь класс, а строчку – один ученик. Последнее слово договаривают и печатают в Букваре.

– Прочитайте первый столбик слов, подумайте, какие задания придумали мыши?

  • Поставить ударение.
  • Выделить корень.
  • Подчеркнуть безударную гласную в корне слова.
  • Найти проверочное слово.

– Как понимаете слово “добродушный”?

– Это слово состоит из двух корней, поэтому называется сложным.

– Прочитайте второй столбик слов.

– Выделите корень.

– Найдите слово, в котором согласный звук произносится не так, как пишется.

– Как его можно проверить?

– Найдите слово, в котором есть приставка, выделите ее

– Можно ли слова назвать родственными? Докажите.

– Как еще шалили мышата? Прочитайте стихотворение. (Мышата открутили гайки у телевизора, налили туда воды, поэтому буквы на экране поплыли).

– Поможем коту собрать слова из букв.

Игра “Кто больше соберет слов из данных букв и напечатает их в Букваре.

– Какие же слова у вас получились? (Дети, которые не смогли составить много слов, дописывают при проверке)

– Кажется, мышата поняли, что жить надо дружно, не обижать своих товарищей.

– Прочитайте предложения, которые написаны крупными буквами. (Читают ученики, слабочитающие)

– А вы, ребята, поняли это? Прочитайте стихотворение Б.Заходера на с.27

– В знак примирения мышата пригласили кота Леопольда на ужин и подали на стол… Прочитайте на с.27, что.

– Подчеркните, что выберет кот? (Рыбку, молоко, колбасу)

VII. Итог урока

– Вот и прошли мы все испытания. Кто же больше всего помогал коту? Поднимите свои подарки.

– А на прощание кот Леопольд просил передать пожелания своим новым друзьям, т.е. вам, ребята.

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам не дешево.

(С.Я. Маршак)

Звучит музыка, заканчивается урок.