Цели:
- Совершенствовать навыки чтения.
- Развивать речь учащихся.
- Вводить в мир человеческих отношений, воспитывать эстетические, нравственные чувства.
Оборудование: “Букварь”, запись песни кота Леопольда, рисунки мышат, кота Леопольда, призы для учащихся
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
– Сегодня на урок к нам пришли сказочные герои. А узнать мы их сможем только, выполнив несколько заданий.
II. Повторение пройденного материала.
– Первый герой очень пугливый, осторожный, поэтому боится нам открыто показаться. Но мы сможем его найти, если вспомним алфавит от “П” до “Я”. Соединим буквы в алфавитном порядке (с. 27).
– Кто получился? (Мышонок)
– Придумайте родственные слова с корнем: -мыш-
– Выберите схему, которая подходит к слову “мышата”. (На доске вывешены несколько разных схем слов)
– Сделаем звукобуквенный анализ этого слова.
– Сколько слогов? Какой слог ударный? Сколько звуков в каждом слоге?
– Напечатайте его. (На доске появляются мышата)
– Узнать следующего героя поможет загадка:
“Выгнул спинку он дугой,
Замяукал.
Кто такой?
Потянулся сладко –
Вот и вся загадка”.
Звучит песенка кота Леопольда, вывешивается рисунок.
– Как зовут нашего кота?
III. Поcтановка задачи.
– Откроем “Букварь” на с. 26 и вставим пропущенные буквы.
– Какую букву вставили в конце слова “кот”? Докажите.
– Какую букву вставили в конце слова “Леопольд”? Объясните, почему?
– Почему слово “Леопольд” написано с большой буквы?
– Какое самое любимое предложение у нашего кота? (Ребята, давайте жить дружно!)
– Но вот беда, мышата утащили из слов буквы. Вставьте их, пожалуйста.
– Какие буквы вставили? (д, т)
– Что мы знаем о буквах д, т?
– Сегодня на уроке мы будем учиться читать и правильно писать слова с парными согласными буквами д, т.
IV. Группировка слов по определенному признаку.
– Давайте охарактеризуем каждого героя. Для этого прочитаем слова, записанные на отдельных карточках, и поместим их под тем, кому они соответствуют.
– В каких словах встретились парные согласные буквы д, т?
– Найдите лишнее слово. Для этого поставьте к словам вопросы: Какой? Кто? Что делал?
– Прочитаем третий столбик слов (с.26).
– На какие две группы можно разделить данные слова?
– На какой вопрос отвечает первая группа? (Кто? Озорники. Что? Телевизор)
– Вторая группа? (Что сделал? Улизнул, открутил).
V. Физминутка.
Вышли мыши как-то раз
Поглядеть который час.
Раз, два, три, четыре
Мыши дернули за гири,
Тут раздался страшный звон,
Убежали мыши вон!
VI. Работа по Букварю.
– Проказники-мышата и тут, на страницах букваря, не дают коту покоя: шалят, придумывают разные испытания. Давайте же поможем доброму коту Леопольду справиться с ними. А в знак благодарности за каждую вашу помощь он будет дарить самый любимый свой предмет из одежды: бант.
– Озорники придумали стихотворение, но в последних строчках не дописали слова. Наша задача: закончить каждую строку рифмующим словом (с. 26).
“Ти-ди-ти-та,
Два мышонка ждут _________.
Ты-ду-ди-ти,
Встали мыши на ________”.
Слоги читает весь класс, а строчку – один ученик. Последнее слово договаривают и печатают в Букваре.
– Прочитайте первый столбик слов, подумайте, какие задания придумали мыши?
- Поставить ударение.
- Выделить корень.
- Подчеркнуть безударную гласную в корне слова.
- Найти проверочное слово.
– Как понимаете слово “добродушный”?
– Это слово состоит из двух корней, поэтому называется сложным.
– Прочитайте второй столбик слов.
– Выделите корень.
– Найдите слово, в котором согласный звук произносится не так, как пишется.
– Как его можно проверить?
– Найдите слово, в котором есть приставка, выделите ее
– Можно ли слова назвать родственными? Докажите.
– Как еще шалили мышата? Прочитайте стихотворение. (Мышата открутили гайки у телевизора, налили туда воды, поэтому буквы на экране поплыли).
– Поможем коту собрать слова из букв.
Игра “Кто больше соберет слов из данных букв и напечатает их в Букваре.
– Какие же слова у вас получились? (Дети, которые не смогли составить много слов, дописывают при проверке)
– Кажется, мышата поняли, что жить надо дружно, не обижать своих товарищей.
– Прочитайте предложения, которые написаны крупными буквами. (Читают ученики, слабочитающие)
– А вы, ребята, поняли это? Прочитайте стихотворение Б.Заходера на с.27
– В знак примирения мышата пригласили кота Леопольда на ужин и подали на стол… Прочитайте на с.27, что.
– Подчеркните, что выберет кот? (Рыбку, молоко, колбасу)
VII. Итог урока
– Вот и прошли мы все испытания. Кто же больше всего помогал коту? Поднимите свои подарки.
– А на прощание кот Леопольд просил передать пожелания своим новым друзьям, т.е. вам, ребята.
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам не дешево.
(С.Я. Маршак)
Звучит музыка, заканчивается урок.