Тип: урок изучения нового материала.
Вид: урок-панорама.
Цели урока:
- научить выделять новый звук [К к] в словах, познакомить с печатной и прописной буквой;
- развивать фонематический слух и речь, умение выделять общее и видеть детали;
- прививать любовь и ответственность перед теми, кого приручили.
ХОД УРОКА
Учитель: Ребята, давайте сейчас все вместе отправимся в мир животных. Как бы с нами поздоровались слоны?
Дети: Поднимают хоботы, вот так (показывают).
У: А лошади, собаки, ваши кошки? (Дети показывают)
У: А как приветствуют друг друга или гостей люди?
Д: Здравствуйте!
На доске вывешиваются картинки: стадо коз, табун лошадей, стадо коров, семейство кошек.
У: Что вы можете сказать об этих картинках? Что заметили?
Д: Это все животные на букву К.
Вывешиваю печатные буквы Кк.
Д: Все домашние животные.
Д: У кошек нет общего названия. Вот козы – стадо, кони – табун, коровы –стадо, а вот кошки – они разные. Там не только кошки, но и тигры, рысь, лев. Я знаю, это – семейство кошек.
У: Где же ты узнала об этом?
Мая: У меня есть такая книжка "Семейство кошачьих", я сама читала.
Учитель вывешивает табличку №1.
Д: Мы знаем припевочку про этих животных.
У: Давайте споем.
Д: Далеко, далеко на лугу пасутся ко …
– Козы?
– Нет, не козы. Далеко, далеко на лугу пасутся ко
…
– Кони?
– Нет, не кони. Далеко, далеко на лугу пасутся ко…
– Коровы?
– Правильно, коровы. Пейте, дети молоко, будете
здоровы!
У: А можем ли мы включить в эту песенку и кошку?
Д: Да. Можем. Потому что кошка тоже начинается на ко…
Вадик: Нет, не можем, потому что кошка не пасется, не ест траву.
Д: Да, кошка – хищник, а остальные травоядные.
Сардана: Я согласна. Все другие дают молоко, а кошка его пьет.
У: Вот, оказывается, где главное отличие (вывешиваю рисунок миски с молоком). А что еще любит наша кошка?
Д: Рыбу, мышей ловит, мясо как все хищники.
Пририсовываю на миске рыбу, мышку.
Д: Они все кормят своих детей молоком.
У: Если вы найдете все отличия кошачьих, то у нас получится опорный рисунок на букву Кк.
Рядом с буквой Кк начинаю рисовать части кошки по мере их проговаривания. Рисование побуждает детей находить все новые и новые признаки, не повторяясь.
Д: Кошка хищник, у нее когти, а у коровы, коня и козы – копыта.
На том месте, где должны быть лапы, рисую когти. Ребят это удивляет, и они сразу высказывают следующие отличительные детали.
Д: У кошки лапы, а у других – ноги. (Рисую
лапы кошки)
У кошки тело гибкое, она потягивается,
изгибается, а у других – нет.
Коровы, лошади хвостом отмахиваются, отгоняют
комаров, ос, мух, а кошка показывает свое
настроение. Когда сердится, хвост – трубой.
Когда кошка встречает собаку, шерсть дыбом стоит.
У кошки глаза видят ночью, они ночью горят.
Кошка – хищник, у нее есть клыки.
Она еще чувствует усами.
Кошка, "разговаривает", мурлыкает, орет,
фыркает, мяукает.
У: Вот наш опорный рисунок на букву Кк почти готов. Но достаточно ли? Кто у нас получился?
Д: Кот или кошка.
У: Что можете сказать о первом звуке?
Д: Твердый, глухой согласный.
У: А если смягчим звук [К], какие слова у нас получатся?
Д: Киска или кит.
У: Какой опорный рисунок выберете для мягкого звука [к]?
Д: Давайте "кита" возьмем, он больше подходит. Кот и кит. Еще книжка есть такая "Кот и кит". (Вывешиваю рядом рисунок кита)
У: Итак, что же вы можете рассказать о звуке [к]?
Д: [Кк] – согласный звук, потому что когда
произносим, звук застревает в горле. Он глухой,
потому что не звенит, (проверяют, положив ладонь
к темени).
Он может быть мягким и твердым. Кот – кит.
У: Вот Мая сказала, что это семейство кошек.
И здесь мы видим и тигра и льва, леопарда и рысь. Кто из этих зверей самый главный?
Д: Лев – царь зверей. Потому что он самый, сильный и быстрый.
У: Откуда вы это знаете?
Д: Есть такой мультфильм, книга такая есть.
У: А почему тогда семейство назвали именем кота, а не льва?
Оля: А, наверное, потому что, люди хорошо знали только кота, он был диким, но пришел к людям жить. Остальные все остались дикими.
Д: Все они очень похожи, только размеры разные, большие и маленькие.
У: Вот у вас на столах рисунки кота, льва и тигра.
Давайте сделаем звуковую рубашку каждого слова.
Каждый самостоятельно делает звуковой анализ слов. Учитель проверяет.
У: Закончили? Что же вы заметили?
Д: Слово "тигр" "лишнее", потому
что длиннее всех.
Слово "кот" тоже "лишнее", потому что
все согласные твердые, а у других есть мягкие
согласные.
У: Говорят, в древние времена в пещеру древних людей повадился ходить кот. Человек думал, что кот голодный, поэтому подкидывал ему разные остатки своей пищи. А что думала кошка?
Д: Что в той пещере много съедобного. Она ходила туда кушать, добывать себе пищу.
У: Значит, сначала он ходил туда на охоту? Но со временем он перестал бояться человека, жил в той же пещере, ходил куда хотел, когда хотел.
У: А бывает ли кошка железной?
Д: Нет.
У: А это мы узнаем, если поиграем в игру "Придумай задания". Встали в круг. Вот у вас рисунки разных предметов.
Внимательно посмотрите друг на друга, на какие группы мы можем делиться?
Д: Живые и не живые, т.е. одушевленные и неодушевленные.
У: Хорошо, одушевленные предметы – встали справа от меня, неодушевленные – слева.
Дьулус: А я могу и в первую группу и во вторую, потому что у меня не рисунок, а слово " Луна". Это может быть рыба-луна, или луна на небе.
Даяна: У меня тоже слово "пила", это может быть рыба-пила, или инструмент пила.
Люда: Можно еще разделить на две группы: созданные людьми и природой.
У: Молодец, Люда. Предметы, созданные людьми – идут направо, природой – налево.
Даяна: Я могу в обе группы, потому что слово "пила" может быть и природной и инструментом.
У: А теперь поищите и найдите свои пары. Кто найдет, становится у доски.
Дети образуют пары:
Ласточка – птица и ласточка
Манеж детский и манеж цирковой
Молоток – рыба и молот
Кран строительный и кран водопроводный
Луна – рыба и луна
Пила – рыба и пила
Раковина жемчужная и раковина
Гладит утюгом и гладит кошку
Остаются кошка и монтерская железная кошка с
"когтями".
У: Ребята, а кто знает, что за инструмент у Сережи? На кого или на что похоже?
Костя: А, монтеры это на ноги одевают и на столб забираются…
У: ... и называют монтеры их "кошкой". Почему?
Д: Похоже на лапы кошек с когтями.
У: Значит, бывают ли железные кошки?
Д: Да. Это монтерские кошки.
Физминутка:
Мыши водят хоровод
На лежанке дремлет кот
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот
Разобьет весь хоровод.
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть который час.
Вдруг раздался страшный звон –
Разбежались мышки вон!
Ребята рассаживаются по своим местам.
У: Вот у вас на дощечках прописные буквы Кк. Что вы можете о них сказать?
Д: Одна большая, заглавная. С нее начинаются имена и предложения. Вторая маленькая, строчная.
Костя: Я знаю, это моя буква. Мое имя начинается с большой буквы К, Костя.
У: Из каких элементов состоит заглавная буква "К"?
Д: Носик, петля вниз, змейка.
У (показывает на доске, дети "прописывают" на дощечках): Давайте поводим по этой буковке пальчиками три раза с проговариванием каждого элемента.
У: Из каких элементов состоит строчная буква к?
Д: Маленькая палочка с птичкой и маленькая змейка.
У: А теперь поводим пальчиками по строчной буковке "к" три раза с проговариванием элементов букв.
У: Какие же звуки обозначает буква Кк?
Д: Мягкие и твердые согласные.
У: Но на букве же не написано, как ее читать в слогах-слияниях, как быть?
Д: Нужно знать, какая следующая буква. Если и, е, ё, я, ю – мягко [к'], если а, о, у, ы, э – читаем твердо [к].
У: Давайте потренируемся в чтении слогов слияний:
ка ко ку кэ кы |
кя кё кю ке ки |
Дети читают хором построчно, затем в столбик, смотря в зеркальце.
Еще раз прочитайте про себя и почаще заглядывайте в зеркальце. Что вы заметили?
Д: При произношении мягкого звука [к'] губы как бы улыбаются.
У: А вам хочется улыбаться при встрече с черной кошкой?
Д: Нет, говорят, если черный кот дорогу перейдет – это плохая примета, что-то плохое случится. Надо идти другой дорогой.
Сардана: У меня дома есть кошка. Она вся черная, только лапы и грудь белые. Мы же ее не боимся, потому что она наша кошка.
У: А почему люди боятся черных кошек? Ведь они же такие кошки как все другие.
Вася: Мне кажется, что только из-за цвета. Потому что черный цвет плохой цвет.
У: Представьте себе, что в темной комнате рядом с вами окажутся светлая и черная кошки. Какая из них вам покажется страшнее?
Д: Черная, потому что ее не будет видно, а глаза только горят. Это очень страшно.
У: Действительно, давным-давно, когда люди всего боялись, их это очень пугало. Они думали, что черная кошка связана с черными силами, силами зла. Но это только народная примета, кто верит – поверит, кто нет – нет. Да и любая кошка даже в сказках связана с волшебством, обладает магией. Вот у Пушкина есть замечательное стихотворение:
У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том;
И днем, и ночью кот ученый,
Всё ходит по цепи кругом.
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит…
Но об этом мы с вами будем говорить на следующем уроке, если вы найдете и принесете эти стихи и иллюстрации, узнаете у своих родителей, бабушек, дедушек еще о разных народных приметах, связанные с кошкой.