Эмоционально-ценностное развитие ребенка-дошкольника

Разделы: Работа с дошкольниками


В процессе роста ребенка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, развивается способность осознавать и контролировать свои эмоции. Но сама по себе эмоциональная сфера не может развиваться. Ее необходимо развивать. Существенную роль в развитии эмоциональной сферы дошкольников могут сыграть целенаправленные занятия. При их разработке необходимо учитывать составляющие эмоциональной характеристики ребенка, выделенные Л.П. Стрелковой, такие как:

  • адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;
  • дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;
  • широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживаний, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;
  • адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

Предлагаю Вашему вниманию два конспекта занятий для детей младшего и среднего возраста, составленных с учетом выше названных составляющих эмоциональной характеристики ребенка.

В ВЕСЕННЕМ ЛЕСУ

Цель: стабилизировать у детей психо-эмоциональное состояние, стимулировать развитие тактильно-кинестетической чувствительности.

Программное содержание:

1. Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, фольклор, изображение предмета нетрадиционным способом.
2. Развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую), пространственную ориентацию.
3. Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета (стопами ног, ладошкой).
4. Стимулировать познавательный интерес и расширять детский кругозор.
5. Разнообразить способы сотрудничества.
6. Воспитывать интерес к деятельности товарища.

Материал: альбомные листы, гуашь желтого и зелёного цвета, 3 таза, поддон для краски, поролоновая дорожка, грамзапись “Дыхание весны”.

Ход занятия:

1. Приветствие “Здравствуй!” (установление эмоционального контакта)

Воспитатель вместе с детьми заходит в группу и читает стихотворение:

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!

На последнюю строчку дети кланяются всем гостям.

Обратить внимание на гостей. Показать себя.

2. Терапевтическое упражнение “Металлофон” (развитие понимания передачи эмоционального состояния, развитие образного мышления)

Дети ходят по группе. Воспитатель обращает внимание на металлофон.

- Ой, что это такое?

Ответы детей: музыкальный инструмент, музыка, металлофон…

- А как играть?

Ответы детей: молоточком…

Воспитатель предлагает поиграть на металлофоне.

- На что похожа музыка?

Ответы детей: зайка скачет, дождик идёт, ручеек бежит, капель…

- А когда бывает капель?

Ответы детей: когда тепло, солнышко пригревает, весной…

3. Речевая закличка “Солнышко появись” (раскрепощение, групповое сотрудничество)

Чтобы быстрей пришла весна, жарче солнышко пригревало, надо солнышко позвать:

Солнышко ясное, нарядись
Солнышко красное покажись
Платье алое надень
Подари нам теплый день

Воспитатель:

Вот оно солнышко, показалось.

– Вы рады солнышку?

- Какое оно?

Ответы детей: да, теплое, лучистое, яркое, желтое…

4. Тактильная игра-массаж “Пригревает солнышко” (снятие телесных зажимов)

Воспитатель: Подставьте солнышку щечки, ладошки.

В небе солнышко играет
Нас ладошкой задевает
Наши ручки, наши щечки
Подрумянились слегка.

5. Имитационное упражнение “Поймай лучик” (эмоциональная разрядка)

Воспитатель: Вот какое солнышко яркое, теплое, лучистое, озорное, весеннее; сколько посылает нам теплых лучиков. Давайте поймаем лучик (имитация ловли лучика). Дети подпрыгивают и ладошками ловят лучик, прячут в ладошках, а педагог заглядывает каждому и восхищается.

6. Рисование ладонью “Солнышко” (развитие положительных эмоций, активизация воображения)

Воспитатель: А теперь посадим на листочек (печатанье ладошкой солнышка)

Воспитатель: Мы с вами рады солнышку?

Ответы детей: да, очень...

7. Психогимнастика (развитие выразительных движений мышц лица и всего тела, возможность для самовыражения)

А) Этюд “ Радость”

Воспитатель: А как вы думаете, кто ещё очень рад солнышку? (Грамзапись с пением птиц)

Ответы детей: звери, птицы…

Воспитатель: А как птички радуются?

Ответы детей: весело прыгают, летают, щебечут, чирикают, купаются в лужах, чистят перышки…

Воспитатель: Покажите, как птички радуются.

Дети имитируют мимику и движения птиц.

Воспитатель: Солнышко пригревает, снег быстро тает, бегут ручейки. Какие ручейки?

Ответы детей: быстрые, веселые, шумные, озорные…

- А один ручеек забежал в берлогу, прямо под спинку лежебоке-мишке.

Б) Этюд “ Недовольство-Удовольствие”

Воспитатель: Стало мишки мокро, сыро, заворочался он, заворчал, рассердился, нахмурился.

Дети имитируют мишку хмурого, сердитого.

Воспитатель: Вылез из берлоги и зажмурился от яркого весеннего солнышка, заулыбался. Потянул носиком воздух: “Ах, весна пришла!”

Дети имитируют довольного, веселого мишку.

Воспитатель: А мимо лисичка бежала, увидела медвежонка, обрадовалась.

Дети имитируют лисичку.

Воспитатель: А недалеко под кустом зайка сидел (на корточках сидят), прислушался: “Что за шум?”

Дети, сидя, имитируют зайца.

Воспитатель: Удивился: “Кто шумит?”

Привстал, увидел медвежонка и лисичку, обрадовался, и весело запрыгал к друзьям. Стали они - Что делать?

Ответы детей: радоваться, обниматься, веселиться, кувыркаться, играть в догонялки, подпрыгивать…

Импровизационные движения животных.

8. Терапевтическое упражнение “Одуванчик” (раскрепощение, объединение, актуализация позитивного опыта)

Песенка:

 

Греет солнышко теплей
Набухают почки
Скоро – скоро расцветут
Желтые цветочки.

Воспитатель: Как называются эти жёлтые цветочки?

Ответы детей: одуванчики…

Воспитатель: На что похожи они?

Ответы детей: на солнышко, на цыпленка, на пушок…

Воспитатель: Пойдемте искать пригорок с одуванчиками:

9. Минута шалости (эмоциональная разрядка)

- Идут по дорожке шаловливые ножки!   - шагают по группе

- Идут по дорожке шаловливые ножки!

- Ой, сняли ножки туфельки!    - снимают обувь

- Идут дальше по дорожке шаловливые ножки!     - дальше шагают

- Праказники-ножки сняли носочки!    - снимают носки, гольфы

- Шлепают босиком по дорожке шаловливые ножки! - дальше шагают

- Ох, устали наши ножки, давайте сядем на этом пригорке на пенечке, отдохнём (садятся на подушки).

10. Гимнастика для ног (снятие мышечного напряжения, расслабление)

а) Пять и пять пошли гулять
Вот их стало дважды пять (двигать ступнями)

б) Вот так пляшет наш большак,
И вот эдак и вот так! (шевелить большим пальцем)

В) Он один впереди,
Остальные позади (шевелить всеми пальцами)

11. Рисование ступнями ног (развитие положительных эмоций, активизация воображения)

Воспитатель: На пригорок мы пришли, а цветочков не нашли (удивление)

А где же одуванчики?

- Т-с-с слышите? Как пробирается из земли трава, растут цветы. Сейчас мы поможем цветочкам.

Дети по очереди печатают листья одуванчика, стопами ног, моют ноги о мокрую губку.

Воспитатель: Посмотрите, вот на нашем пригорке появились листочки одуванчиков, пока одуванчики растут, мы наденем носочки и туфельки (дети обуваются).

Возвращаются к работам.

12. Рисование ладонью “Одуванчик” (развитие положительных эмоций, активизация воображения)

- Расцвели одуванчики?

Ответы детей: Нет

Воспитатель: А почему? Чего не хватает?

Ответы детей: тепла, света, доброты…

Воспитатель: Мы с вами ловили солнечный лучик в ладошку? Там ещё немножко осталось лучика?

Дети складывают ладошки лодочкой, заглядывают.

Воспитатель: обмокнем в желтую краску и напечатаем желтый одуванчик.

13. Этюд-беседа “Желтая полянка” (актуализация позитивного опыта общения с детьми)

Воспитатель: Посмотрите, расцвели у нас на полянке одуванчики? Какая получилась полянка?

Ответы детей: яркая, весенняя, веселая, радостная, чудесная, жёлтая…

Воспитатель с детьми:

Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик
Подрастёт нарядиться
В беленькое платьице
Лёгкое, воздушное
Ветерку послушное.

14. Саморефлексия.

Воспитатель: Ребята мы с вами побывали в весеннем лесу, помогли расцвести одуванчикам. Нам хорошо? Ещё как?

Ответы детей: весело, радостно, тепло...

15. Терапевтическое упражнение “Поделись с другом” (развитие взаимной эмпатии)

Воспитатель: Давайте гостям подарим наши солнышки и пригласим полюбоваться на полянку.

Дети дарят рисунки и приглашают на полянку.

ВЕСЕННИЙ КАЛЕЙДОСКОП

Цель: развивать у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции.

Программное содержание:

  1. Упражнять в умении выражать свои чувства и понимать чувства других. Закреплять умение распознавать и передавать мимикой и позой различные эмоциональные состояния.
  2. Совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику.
  3. Снятие психомышечного напряжения лица, тела, сплочение детского коллектива.
  4. Стимулировать внимание детей.
  5. Развивать навыки общения и речь.
  6. Способствовать развитию воображения детей.

Ход занятия:

1. Коммуникативная игра “Приветствие” (установление эмоционального контакта)

Приветствие гостей. Воспитатель с детьми, заходит и поет:

“Ходим гуляем, друзей встречаем, ходим гуляем, друзей встречаем,
Привет вам!!!”
(дети поворачиваются к гостям и кланяются)

Обратить внимание на гостей. Показать себя.

2. Терапевтическое упражнение “Весенняя мелодия” (развитие понимания передачи эмоционального состояния, развитие образного мышления)

Звучит весенняя мелодия.

Воспитатель: Ой, ребятишки, какая чудесная мелодия звучит! Послушайте. Какая она?

Ответы детей: лёгкая, воздушная, радостная, озорная…

Воспитатель: Что бы вам хотелось в такое чудесное весеннее время года сделать?

Ответы детей: полетать, покружиться, погулять…

Воспитатель: Какие же вы у меня молодцы!!! А мне бы хотелось в такое весеннее время года погулять, подышать свежим воздухом, послушать чириканье, пение птиц.

(Музыка убавляется).

- А вы мне составите компанию? Какая у нас вами будет замечательная прогулка. Давайте будем собираться в дорогу! Ребятки, что одевают, когда отправляются гулять?

Ответы детей: Спортивные брючки, кофту, кроссовки…

3. Тактильная игра-массаж “Собираемся на прогулку” (снятие телесных зажимов)

С помощью имитации одеваем штаны, брюки, носки (легкое поглаживание ног); одеваем кофты, куртки (поглаживание рук, груди, живота); застегиваем пуговицы (точечные движения от шеи до низа живота); завязываем шнурки (можно сидя, поглаживание в области взъема); надеваем шапку, косынку, кепку (легкий массаж головы)

- Ах, какие вы у меня красивые посмотрите друг на друга. Нарядные! Кристина нарядная? Лиза, а Сережа нарядный?

- Ну, что ж отправляемся гулять. (Прошлись)

Воспитатель: Ой, ребятишки я вижу на поляне дом!

4. Пальчиковая игра “На поляне дом стоит” (совершенствование пальцевой моторики, развитие речевой активности)

На полянке дом стоит,
Но, а к дому путь закрыт.
Мы дорогу открываем
В этот домик приглашаем

- Ой, ребятишки замок висит, давайте мы его откроем?!

5. Пальчиковая игра “Замок” (совершенствование пальцевой моторики, развитие речевой активности)

На двери висит замок,
Кто его открыть бы мог?
Покружили, повертели,
Постучали и открыли!!

Воспитатель: Проходите в дом, присаживайтесь на подушечки.

– Ах, как в доме чисто, уютно, светло. Из чего состоит дом?

Ответы детей: крыша, двери, крыльцо, окошки.

Воспитатель: Правильно, в домике есть окошечки. Возьмите их. Какие они красивые, яркие. Выгляните в окошко!

6. Этюд “ Разное настроение” (развитие выразительных движений мышц лица)

- Солнышко выглянуло, у всех настроение поднялось, улыбнулись в окошечко.
- Замечательная улыбка у Алёши! И у Маши, И у Сережи! Глазки у всех сияют, ротик улыбается!
- Ой, мимо грустинка пролетела. Ребяткам моим грустно стало. Запечалились они. У Алеши слезки сейчас покатятся. Вот как сгрустнулось!
- Какое у тебя настроение? А у тебя?

Ответы детей: печальное, грустное, плаксивое.

- И у меня такое же грустное.
- Ой, ребятки мимо окошечек пробежала обидка. Обиделись ребята.
- Ай, а это что? Дразнилка промчалась. Как мы умеем дразниться?
- Ах, она проказница, погрозите ей пальчиком.
- Снова солнышко выглянуло! Улыбнулись, радостные, веселые, настроение прекрасное.

Положите за спинку окошечко и сядьте поудобнее.

7. Психо-эмоциональная игра “Солнечный зайчик” (способствовать эмоциональной разрядке)

Имитация солнечного лучика с помощью фильмоскопа.

- Ай, к нам заглянул солнечный зайчик!

- Солнечный зайчик заглянул тебе в глазки. Закрой их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладь его ладонями. На щеках, на лбу, на носу, шею. Он забрался на животик – погладь животик. Он любит, ласкает тебя, ах, он озорник. Подружись с ним. А теперь вздохнём и улыбнёмся друг другу. Ребятки, вам теперь еще стало теплее, радостнее?

- Ой, замечательно. Он нас куда – то приглашает. Как вы думаете, куда?

Ответы детей: к ручейку.

8. Релаксационное упражнение “Ручеек радости” (снятие мышечного напряжения)

Воспитатель: Возьмитесь за руки, и закройте глазки (сидя на полу)

- Ой, мои хорошие, представьте, что внутри нас течёт ручеёк: весёлый, ласковый, весенний. Он добрый! Водичка в ручейке чистая, весенняя, спокойная.
- Ручеек был совсем маленьким озорником. Чувствуете как он бежит по вашим рукам, переливается друг другу.
- Несёт вам радость, прекрасное настроение. Что ты чувствуешь? А ты?

Ответы детей: тепло, прохладу, удовольствие.

9. Контактная игра “Я веселюсь” (раскрепощение). Дети стоят свободно.

- Ребятишки когда вам весело что хотелось бы сделать?

Ответы детей: похлопать в ладоши, подпрыгнуть, улыбнуться друг другу, гостям. Друзьям, передать радость покружиться.

10. Игра “Собери солнышко” (развитие способности работать рядом, развитие воображения)

- Ой, ребята, что-то наше солнышко спряталось?

… Зубастый крокодил солнце в небе проглотил… .

- Поможем солнышку вернуться на небо. Выложим его из палочек. (можно выкладывать на полу или на столе)

- Какое оно у нас получилось?

Ответы детей: доброе, лучистое, теплое, весеннее, чистое, озорное…

11. Психо-эмоциональное упражнение “Водичка, водичка…” (эмоциональная разрядка, релаксация)

- А нас, озорник ручеек и солнышко приглашают поиграть с водичкой.

Подходят к тазикам с водой. Один на двоих. Рядом приготовлены полотенца.

- Какая вода по цвету?

Ответы детей: прозрачная, чистая, беленькая, блестящая, переливающаяся…

- А на ощупь?

Ответы детей: теплая, мягкая, струящаяся, прохладная, нежная…

- Буря поднялась (мимика удивления, страха)

- А на пристани кораблики стоят. Давайте попускаем кораблики по воде. Подуйте на него. Пусть плывет.

“Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет,
он бежит себе в волнах на раздутых парусах …”

- Доплыли наши кораблики до берега. Осушили руки.

12. Точечный массаж “ Перегонки” (снятие мышечного напряжения)

- “Побежали вдоль реки дети наперегонки” (пальчиками одной руки двигают вдоль другой руки)
- Добежали до берега! А на берегу песочек желтенький нас ждет.

13. Песочная игротерапия “Травка зеленеет, солнышко блестит…” (стабилизация психоэмоционального состояния, совершенствование координации движения мелкой моторики, стимулирование тактильно-кинестетической чувствительности)

На столе приготовлены четыре лотка с песком. Дети самостоятельно выбирают, где им лучше встать.

- Давайте поиграем, нарисуем на песочке: солнышко.
- “Нарисуем ровный круг, много палочек вокруг”
- Яркое, желтое, лучистое…
- Зеленое, что бывает?

Ответы детей: травка.

Воспитатель: Травушка – муравушка со сна поднялась… (рисуют травку)

- По небу плывут кудрявые, воздушные облака (рисуют облака)

Воспитатель:

“Маленькое облачко
Над озером плывёт,
И удивлённо облачко
Приоткрывает рот.”

- А вот на полянке и домик наш стоит. Посмотрите, какая замечательная картина получилась. Весенняя, добрая, лучистая. Как еще можно сказать?

Ответы детей: волшебная, сказочная, радостная, веселая.

- Молодцы ребята. Наша весенняя прогулка подходит к концу. Здорово нам с вами было? И солнечный зайчик к нам прибегал, и ручеек, и солнышко чудесное, ласковое, теплое. Но настало время возвращаться нам домой.

14. Двигательная импровизация “Мы едим, едим, едим…” (создание возможностей для самовыражения, развитие воображения)

- Подумайте ребята, кто, на чем будет возвращаться? Сережа, ты на чем будешь возвращаться? А ты Маша? А ты Лиза?

15. Рефлексия.

- Спасибо вам ребята, за то, что вы составили мне компанию. Какая прогулка получилась?

Ответы детей: чудесная, весенняя, замечательная, веселая…

- Настроение каково?
- ВО! (показать большой пальчик)