Курс по выбору для 11-го класса "Физическая задача"

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии


Пояснительная записка.

В настоящее время к числу актуальных вопросов физического образования относится умение решать физические задачи. Решение физических задач – один из основных методов обучения физике.

Введение данного курса, как вариативной части учебного плана ОУ, обусловлено тем, что успешность обучения окончательно обеспечивается только при закреплении и углублении знаний и умений. Решение и анализ задач позволяет использовать долговременную память учащихся, способствует развитию межпредметных связей, формируются такие качества личности как целеустремленность, настойчивость, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности.

Поэтому важнейшей целью физического образования является формирование умений работать со школьной учебной физической задачей.

Умение решать разные типы задач – лучший критерий успеваемости и глубины изучения материала.

Программа адресована учащимся 10-11 классов с углубленным изучением предметов, а также может быть использована для работы в общеобразовательных классах.

Программа согласована с содержанием программы основного курса. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний, на формирование углубленных знаний и умений.

В результате изучения курса обучающийся должен

знать:

- понятие физической задачи,
- классификацию задач по различным критериям,
- правила и приемы решения физических задач,
- основные законы и формулы различных разделов физики;

уметь:

- использовать различные способы решения задач,
- применять алгоритмы, аналогии и другие методологические приемы решения задач,
- решать задачи с применением законов и формул, различных разделов физики,
- проводить анализ условия и этапов решения задач,
- классифицировать задачи по определенным признакам.

В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является систематизация и совершенствование уже усвоенных в основном курсе знаний и умений и их углубление, а также развитие интереса к физике.

В ходе ее достижения решаются задачи:

  • познакомить учащихся с классификацией задач по содержанию, целям, способам представления и содержанию информации и т.д.
  • совершенствовать умения решать задачи по алгоритму, аналогии, графические, геометрические и др.
  • отработать алгоритмы решения задач по теме “Динамика”
  • способствовать овладению методами решения задач на относительность движения
  • создать основу для правильного понимания естественнонаучной картины мира при рассмотрении законов сохранения.
  • описывать состояние вещества на основе положений МКТ и их следствий
  • раскрыть термодинамический метод для процессов с идеальным газом.
  • систематизировать знания о существовании электромагнитного поля при решении задач по электродинамике.
  • ввести электродинамическую аналогию при решении задач на описание колебательных процессов.

Программа курса предусматривает проведение лекционных и семинарских занятий. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиадам, набор и составление задач по определенной тематике и др. Курс предполагает выполнение домашних заданий по решению задач.

Данная программа общим объемом в 34 часа изучается в 11 классе.

Учебно-тематический план.

Наименование разделов и тем Количество часов Формы контроля
всего лекции практика
1 Введение 1 1    
2 Правила и приемы решения физических задач 4 2 2 Проверка домашнего задания
3 Механика

Динамика

Законы сохранения

5

4

1 4

4

Проверка домашнего задания

Контрольная работа

4 Молекулярная физика

Строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел

Основы термодинамики

3

 

3

  3

 

3

Проверка домашнего задания

Контрольная работа

5 Электродинамика

Электрическое и магнитное поле

Законы постоянного электрического тока

Электромагнитные колебания и волны.

5

4

5

 

 

 

 

1

5

4

4

Проверка домашнего задания

 

Тест

  Всего 34 5 29  

Содержание программы.

1.Введение.

Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Классификация.

2.Правила и приемы решения физических задач.

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления. Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы.

3.Механика. Динамика.

Решение задач на основные динамические законы (закон Ньютона). Решение задач на движение тела под действием нескольких сил. Задачи на принцип относительности.

Решение задач по интересам: занимательных, экспериментальных и т.д.решение задач на вращение тела.

Законы сохранения.

Решение задач средствами кинематики, динамики и с помощью законов сохранения. Решение задач на закон импульса и реактивное движение. Решение задач на закон сохранения и превращения механической энергии. Решение задач несколькими способами.

4. Молекулярная физика.

Строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел.

Решение задач на описание поведения идеального газа: характеристики состояния газа в изопроцессах. Решение графических задач: изопроцессы в газах. Решение задач на свойства паров.

Основы термодинамики.

Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики. Решение задач на тепловые двигатели.

5. Электродинамика. Электрическое и магнитное поле.

решение задач на закон сохранения заряда и закон Кулона. Решение задач на определение напряженности электрического поля. Решение задач на описание систем конденсаторов. Решение задач на описание магнитного поля. Магнитная индукция, магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца. Решение комбинированных задач.

Законы постоянного электрического тока.

Решение задач на расчет сопротивления сложных электрических цепей. Решение задач на закон Ома для участка цепи, законов последовательного и параллельного соединения проводников. Решение задач на описание законов постоянного тока с использованием закона Джоуля - Ленца. Решение задач на описание постоянного электрического тока в электролитах.

Электромагнитные колебания и волны.

Решение задач на описание колебательного движения. Решение задач на описание свободных колебаний в колебательном контуре. Электромеханическая аналогия при решении задач на описание колебательных процессов. Решение задач на описание волновых процессов в природе. Решение задач на описание различных свойств электромагнитных волн.

Список литературы для учителя

  1. Бершадский М.Е., Бершадская Е.А. Методы решения задач по физике.- М.: Народное образование, 2001.
  2. Кабардин О.Ф. и др. Факультативный курс физики. 10 класс. - М.: Просвещение, 1988.
  3. Козел С.М. Сборник задач по физике, - М.: Наука, 1983.
  4. Мастронас З.П.,Синдеев Ю.Г., Физика: методика и практика преподавания. Серия “Книга для учителя” - Ростов на Дону: Феникс, 2002- 288 с.
  5. Турчина Н.В., Рудакова Л.И., Сурова О.И. и др. Физика: 3800 задач для школьников и поступающих в вузы. – М.: “Дрофа”, 2000.

Список литературы для учащихся

  1. Балашов В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Гольфарб И.И. Сборник вопросов и задач по физике – М.: Высшая школа, 1973.
  3. Задачи по физике для поступающих в вузы.- М.: Наука, 1976.
  4. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. – М.: Просвещение, 1992.

Перечень ключевых слов.

Алгоритм
Размерность
Проекция
Материальная точка
Импульс
Энергия
Модель
Молекулярно-кинетическая теория (МКТ)
Термодинамический подход
Цикл Карно
Закон
Поле
Излучение
Колебательный контур
Класс задач
Метод решения