Цели:
- Повторить и закрепить знания сигналов светофора.
- Познакомить с сигналами регулировщика, группами дорожных знаков (значением некоторых из них).
- Воспитывать личность безопасного типа.
Оборудование:
- Таблицы:
- сигналы светофора;
- сигналы регулировщика;
- названия групп дорожных знаков;
- 23 дорожных знака.
- Учебное пособие для учащихся 4-6 классов: “Правила дорожного движения”. Автор: Ю. Б. Орлов. Москва “Просвещение” 1984
- Жезл, фуражка, разметка пешеходных переходов на перекрёстке.
- Карточки для самостоятельной работы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Тему сегодняшнего урока, я уверена, после стихотворения вы мне назовёте сами, можно хором:
Движенья полон город,
Бегут машины в ряд,
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Чтоб было безопасно,
Всем нужно, без сомнения,
Знать и выполнять ………
Правила дорожного движения.
Верно. Но так как эта тема достаточно большая, сегодня мы остановимся на рассмотрении вопроса: “Регулирование улиц и дорог”. Итак, тема урока: “Регулирование улиц и дорог”.
(Учитель записывает тему на доске, ученики в тетрадях)
2. Повторение: “Сигналы светофора”.
- Кто знает, чем регулируется движение на улицах
и дорогах?
(Светофорами, регулировщиками, дорожными
знаками, дорожной разметкой)
- Остановимся на светофорах. Какие вы знаете
виды светофоров?
(Транспортные и пешеходные)
- При одновременной работе транспортного и пешеходного светофоров, сигналы какого светофора должен выполнять пешеход? (Пешеходного)
- Подчинение сигналам светофора – обязанность
каждого участника дорожного движения. Что
означают основные сигналы светофора?
(Красный – движение запрещено, жёлтый –
внимание (подготовка к движению), зелёный –
движение разрешено)
( Учитель вывешивает на доску соответствующие таблички)
3. Знакомство с сигналами регулировщика.
- Представим ситуацию: на оживленном перекрёстке перестали работать светофоры или в результате аварии, сложилась опасная ситуация. Как в данном случае регулируется движение? (При помощи регулировщика)
- Рассмотрим сигналы регулировщика, соответствующие основным сигналам светофора:
- запрещающий (со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено);
- требующий подготовки к движению (жезл или просто рука поднята вверх – движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях);
- разрешающий (когда регулировщик стоит боком, пешеходам разрешено переходить проезжую часть).
- При регулировании движения одновременно светофором и регулировщиком, чьи сигналы должны выполнять участники дорожного движения? (Сигналы регулировщика)
4. Ролевая игра “Регулировщик”.
- Кто хочет исполнить роль регулировщика? Приглашаю 4-х желающих на роль пешеходов. (Пешеходы выполняют сигналы регулировщика)
5. Знакомство с группами дорожных знаков.
- Чем ещё регулируется движение на улицах и дорогах? (Дорожными знаками)
- Дорожные знаки – это символы (условные обозначения), устанавливаемые на дорогах для ориентации участников дорожного движения. (Определение вывешивается на доске) Дорожные знаки называют международным “языком улиц”. Какие вы знаете группы дорожных знаков? (Ответы учащихся)
- Все дорожные знаки делят на семь групп. Они
различаются как по форме, так и по окраске. На
знаки нанесены различные рисунки, для того чтобы
быстрее определить их назначение. (Учитель
открывает часть доски, где вывешены названия
групп дорожных знаков и по 2 знака каждой группы)
6. Работа с учебным пособием.
Задание 1.
- Откройте стр.39 пособия, найдите и зачитайте сведения о каждой группе дорожных знаков. Например, к знакам седьмой группы относятся знаки дополнительной информации (таблички), которые в сочетании с различными знаками помогают упорядочить движение потоков транспортных средств или уточнить, усилить действия знаков. (Ответы учащихся)
- Назовите общие внешние признаки предупреждающих знаков. (Форма большинства знаков – треугольник белого цвета с красной каймой)
- Назовите общие внешние признаки запрещающих знаков. (Имеют форму круга белого цвета с красной каймой)
- Назовите общие внешние признаки знаков сервиса. (Имеют форму прямоугольника и окрашены в голубой цвет)
Физминутка
Задание 2.
- На доске вам предложены по 2 знака каждой группы. Найдите и зачитайте, как называются и что обозначают эти знаки.
1 ряд: стр. 40-48
Группы (знаки): Предупреждающие: “Прочие
опасности”, “Скользкая дорога”.
Знаки приоритета: “Главная дорога”, “Конец
главной дороги”.
2 ряд: стр. 49-55
Группы (знаки): Запрещающие: “Движение на
велосипедах запрещено”, “Въезд запрещён”.
Предписывающие: “Велосипедная дорожка”,
“Движение направо”.
3 ряд: стр. 56-59
Группы (знаки): Информационно-указательные:
“Дорога с односторонним движением”, “Место
стоянки”.
Знаки сервиса: “Пункт первой медицинской
помощи”, “Пункт питания”.
- Например, к знакам дополнительной информации относится табличка “Зона действия”, которая обозначает зону действия запрещающих знаков, с предупреждающими знаками - протяженность опасного участка; табличка “Направление действия” указывает направление действия знаков, запрещающих движение определённых типов транспортных средств, установленных перед перекрёстками. (Ответы учащихся)
7. Закрепление изученного материала.
- Зная общие внешние признаки каждой группы дорожных знаков, определите, какие относятся к предупреждающим, к запрещающим, к знакам сервиса, и впишите в таблицу номера соответствующих знаков. На карточке подпишите свою фамилию и имя. Первые пять человек сразу получат оценку.
На доске дорожные знаки:
1. “Двустороннее движение” | 2. “Питьевая вода” | 3. “Движение запрещено” |
4. “АЗС” | 5. “Стоянка запрещена” | 6. “Неровная дорога” |
7. “Ограничение максимальной скорости” | 8. “Гостиница или мотель” | 9. “Крутой спуск” |
Ответ:
Предупреждающие | 1 | 6 | 9 |
Запрещающие | 3 | 5 | 7 |
Знаки сервиса | 2 | 4 | 8 |
8. Подведение итогов урока.
- Какую тему мы сегодня изучали на уроке?
(Регулирование улиц и дорог)
- С помощью чего осуществляется регулирование?
(С помощью светофоров, регулировщиков, дорожных
знаков)
- Регулирование улиц и дорог осуществляется ещё и с помощью дорожной разметки, но об этом мы поговорим на следующем уроке.
- С какими группами дорожных знаков вы сегодня
познакомились?
(Ответы учащихся)
9. Самостоятельная работа (повторение ранее изученного материала).
- Предлагаю выполнить словарную работу в форме кроссворда. Все слова вписываются по вертикали (т.е в столбик), если все ответы будут верными, то по горизонтали найдёте ключевое слово. Первые 5 человек сразу получат оценку. В клеточки со * буквы не вписывать. Не забудьте подписать карточки.
1 вариант
|
7. | |||||
5. | р | |||||
1. | 2. | а | е | |||
в | п | в | г | |||
о | о | 3. | 4. | т | 6. | у |
д | в | о | о | о | 3 | л |
и | о | б | с | б | н | и |
т | р | о | т | у | а | р |
е | о | ч | а | с | к | о |
л | т | и | н | * | и | в |
ь | * | н | о | * | * | щ |
* | * | а | в | * | * | и |
* | * | * | к | * | * | к |
* | * | * | а | * | * | * |
По вертикали:
- Тот, кто управляет автомобилем.
- Место, где поворачивают автомобили.
- Боковая часть, край дороги.
- Место, где останавливается городской транспорт.
- Многоместный автомобиль с большим салоном, относящийся к городскому транспорту.
- Символы (условные обозначения), устанавливаемые на дорогах, для ориентации участников дорожного движения.
- Сотрудник ГИБДД, регулирующий дорожное движение.
2 вариант
3. | 6. | |||||
1. | в | т | ||||
о | 2. | о | 4. | 5. | р | 7. |
с | п | д | о | г | о | п |
т | о | и | б | и | т | а |
а | в | т | о | б | у | с |
н | о | е | ч | д | а | с |
о | р | л | и | д | р | а |
в | о | ь | н | * | * | ж |
к | т | * | а | * | * | и |
а | * | * | * | * | * | р |
По вертикали:
- Место, где останавливается городской транспорт.
- Место, где поворачивают автомобили.
- Тот, кто управляет автомобилем.
- Боковая часть, край дороги.
- Государственная инспекция безопасности дорожного движения (сокращённо).
- Пешеходная дорожка, идущая сбоку от проезжей части улицы.
- Тот, кто совершает поездку в транспортном средстве.
10. Завершение урока.
- Урок окончен. Спасибо за работу. Сдайте для проверки таблицу и кроссворд.