Цели.
- Дать представление о ледниках, условиях их образования.
- Продолжить работу по определению учебных задач самими учащимися.
- Развивать умение учащихся анализировать по дополнительным источникам материал, доказывать свою точку зрения, вступать в диалог и полилог.
- Продолжить работу по развитию креативных способностей учащихся через творческое выполнение заданий по теме.
Оборудование: физическая карта России, физическая карта полушарий, атласы, дополнительные тексты по теме.
Ход урока:
- Организация класса, постановка учебной задачи:
- Беседа с учащимися, по ходу которой фиксируется на доске логический опорный конспект. (Можно фиксировать мелом схему, или заранее подготовить материал с использованием магнитной доски)
- Самостоятельная работа с текстом учебника в параграфе “Ледники” о покровных и горных ледниках.
- Закрепление материала происходит через выполнение творческого задания.
- Итог урока: Учащиеся ещё раз работают по определению понятия “Ледники” с использованием условий игры “Светофор”. Учитель выставляет оценки.
Учитель: Сегодня на уроке мы откроем ещё одну тайну природы, которую она создавала тысячелетиями. Имя этой тайны – ледники. А что вы уже знаете о ледниках? (Ответы учащихся) А теперь давайте прочитаем определение “Ледники”, используя Большой энциклопедический словарь и поиграем в игру “Светофор”: зеленым мелом на доске подчеркнем то, что мы уже знаем – “Сигнал-путь открыт”, а красным мелом то, что нам пока неизвестно, но мы это узнаем сегодня на уроке – “Сигнал стоп”.
На доске записано определение понятия
“Ледники”:
Ледники, движущиеся естественные скопления
льда атмосферного происхождения на земной
поверхности; образуются в тех районах, где
твердых атмосферных осадков отлагается больше,
чем стаивает и испаряется. В пределах ледника
выделяют области питания и абляции. Ледники
делятся на наземные ледниковые покровы,
шельфовые и горные (Большой энциклопедический
словарь).
Примерные вопросы: Какие условия необходимы для образования ледника? Где на планете такие условия можно наблюдать в настоящее время (и как называются такие ледники)? Как вы понимаете, что такое область питания ледника (используя принцип разложения на противоположности, попробуйте выдвинуть свое предположение, что такое область абляции)? Что такое “снеговая линия”? Где проходит снеговая линия? и др.
Данная самостоятельная работа так же может быть предложена учащимся в зависимости от их подготовки в разных вариантах, например в виде ролевой игры: Вы исследовали покровные и горные ледники и сдали на научный совет свои исследовательские материалы, просмотрите и уточните все свои записи, коротко прокомментируйте свои наблюдения и исследования (с показом на карте). По итогам отчетов групп (или отдельных учащихся) продолжаем беседу и составление логического опорного конспекта.
Примерные вопросы:
С какой скоростью движется ледник?
Что такое морена? айсберг? и др.
Учащиеся читают дополнительные тексты (можно организовать по группам, вариантам), который необходимо продолжить, используя ключевые слова темы: приход, расход, область питания, область абляции и др.
Текст 1: Лето 1675 года выдалось в Западной Европе очень холодным. В Савойе горные ледники дружно двинулись вперед и уничтожили несколько деревень в долине Шамони. То же самое происходило в Швейцарии, Скандинавии, Исландии. Подо льдом оставались дома и имущество крестьян. Дороги и возделанные поля. Существует легенда. Что в Альпах льды поглотили даже часовню, построенную у края льда, чтобы молитвами задержать губительное продвижение ледника. В ясную погоду ещё долго можно было разглядеть темный прямоугольник входа…
Текст 2: Во время Великой
Отечественной войны на Кавказе шли тяжелые бои с
отборными егерскими частями гитлеровцев. В их
распоряжении было все вплоть до детальных
топографических карт – трехверсток,
составленных ещё в царской России и неизвестно
каким образом попавших в руки немецкой разведки.
Казалось, на этих картах была предусмотрена
каждая мелочь. Но там, где на них были показаны
тропы через ледники, егеря встретились с
обрывами и зияющими трещинами.
Даже самые дальновидные стратеги не смогли
предвидеть, что начавшееся в первых десятилетиях
XX века потепление приведет к сокращению горных
ледников Кавказа. Льды, отступившие от скальных
стенок, разорвали старые дороги и изменили
подходы к провалам…