Урок – КВН по теме: “Текстовый процессор”. Итоговый урок.
7 класс. 40 мин.
Учебная цель урока: закрепление пройденной темы “Текстовый процессор”.
Воспитательная цель урока: воспитать чувство товарищества, коллективизма.
Учащиеся должны знать: понятия “текста”, “текстового процессора”, “фрагмент текста”, “коды символов”, “кодировочная таблица”; основные возможности текстового процессора Word.
Учащиеся должны уметь: выполнять основные операции в Word: редактирование и форматирование текста, рисунков, формул и таблиц.
План урока.
- Приветствие команд. 3 мин.
- Разминка – разгадывание ребусов. 5 мин.
- 1-ый конкурс – вопросы командам. Каждая команда отвечает по очереди. 7 мин.
- 2-ой конкурс – ответить на вопрос: чем Word отличается от печатной машинки? Каждая команда отвечает по очереди. 7 мин.
- 3-ий конкурс – работа в редакторе формул. По одному человеку от команды.10 мин
- 4-ый конкурс – составить ребусы к словам. По одному человеку от команды.10 мин
- 5-ый конкурс – конкурс капитанов. Разгадать кроссворд и оформить его в Word. 10 мин.
- 6-ой конкурс – разгадать закодированное слово по таблице ASCII кодов. 10 мин.
- 7-ой конкурс – проверка домашнего задания команд: сочинить стихи, оду, песню и т.д., в которой были бы перечислены все основные возможности текстового процессора Word. 10 мин.
- Подведение итогов. 5 мин.
Примечание: 3-ий, 4-ый, 5-ый, 6-ой и 7-ой конкурсы проводятся одновременно. По одному человеку от команды идут за компьютеры выполнять 3, 4 и 5 задание. 6 задание выполняют по одному человеку от команды, пользуясь кодировочной таблицей. В это время жюри заслушивает Домашнее задание каждой команды.
Этот урок был проведен в 7 классе. Группа из 14 учащихся была поделена на две команды: “Буквоежки” и “Смайлики”. Приветствия команд соответственно:
“Мы – команда “Буквоежки”. Победить хотим без спешки”.
“Мы улыбку в текст вставляем и победы всем желаем”.
Названия команд и приветствие дети придумывают сами. Каждому учащемуся была выдана эмблема по теме урока. <Рисунок 1>.
Разминка.
Командам было предложено разгадать следующие ребусы:
<Рисунок 2> АБЗАЦ |
<Рисунок 3> СЛОВО |
<Рисунок 4> БУКВА |
<Рисунок 5> ТАБЛИЦА |
<Рисунок 6> КОДИРОВАНИЕ |
<Рисунок 7> ТЕКСТ |
1 конкурс: вопросы командам.
2 конкурс: чем отличается Word от печатной машинки?
Команды отвечают по очереди. Примерные ответы:
- Удобное исправление ошибок.
- Проверка правописания.
- Печать разными шрифтами.
- Выделение текста цветом.
- Возможность вставки картинки в текст.
- Возможность вставки таблиц.
- Организация списков.
- Удобное редактирование текста (копирование, перенос, удаление фрагментов текста на экране монитора, а не на бумаге).
- Возможность предварительного просмотра напечатанного текста на бумаге.
- Удобная отмена ненужных операций.
- Возможность работы с несколькими документами сразу.
- Удобное оформление текста (установка границ, заключение в рамки).
- Печать математических формул.
- Печать текста в несколько колонок.
- Вставка колонтитулов.
- Вставка в текст даты и времени.
3 конкурс
: напечатать в Wordе формулы:4 конкурс: составить ребусы к словам
:- ЛИНЕЙКА
Ребус, придуманный учащимися <Рисунок 8>
- ВЫРАВНИВАНИЕ
Ребус, придуманный учащимися <Рисунок 9>
5 Конкурс капитанов – оформить в Wordе и разгадать кроссворды:
- План решения задачи.
- Повторение действий.
- Устройство компьютера для вывода информации на печать.
- Наука, изучающая способы обработки, передачи и хранения информации.
- Одно из основных действий, выполняемых с информацией.
- Устройство компьютера для хранения информации.
- Любые сведения об окружающем мире.
- Единица текста.
- Устройство компьютера для вывода информации на экран.
- Одно из основных действий с информацией.
6-ой конкурс - разгадать закодированное по таблице ASCII кодов слово.
Например:
7-ой конкурс - Домашнее задание.
Вот какие частушки сочинила про текстовый процессор одна из команд.
Как у Wordа нашего,
Столько есть возможностей,
В нём работать так легко,
Никаких нет сложностей.
Захотел рисунок вставить,
Надо мышку лишь направить
И курсором указать,
Кнопку правую нажать.
Заголовки создавать
В Wordе очень просто,
Надо лишь Word Art нажать,
Вот и все вопросы.
И с таблицей нет забот,
Всё в меню находится,
Указал столбцы и строки,
Сразу всё построится.
А еще в таблицах есть
Важное явление:
Хочешь текст ты повернуть,
Щёлкни направление.
Тексты можно набирать
Разными шрифтами,
Размер букв легко менять,
Убедитесь сами.
Если в тексте формулы,
Физики законы
Загрузил редактор формул,
Выбирай шаблоны.
Списки вещь полезная,
Каждому известная,
Хочешь маркированный,
Или нумерованный.
Очень много операций
Можно в Wordе совершить
И границы всех абзацев
Можно там установить.
Мы частушки вам пропели,
Все достоинства воспели,
Нам без Wordа никуда,
Пригодится он всегда!
Урок по теме: Кодирование текстовой информации. 8 класс. 2 часа.
Цели урока: ввести понятие электронного текста, гипертекста, кодировки символов электронного текста, смоделировать процесс кодирования и раскодирования символов текста средствами Бейсика.
Учащиеся должны знать: мощность компьютерного алфавита, количество памяти для кодирования одного символа, понятие кодировочной таблицы, основные операции для работы с символьными переменными в Бейсике.
Учащиеся должны уметь: определять мощность алфавита, количество двоичных разрядов для кодировки одного символа, пользоваться кодировочной таблицей, определять объем памяти для хранения текста, составлять программу для кодирования и раскодирования заданного сообщения.
План урока.
- Тексты как способ представления информации. Преимущества электронных текстов. Понятие гипертекста.
- Кодирование текстов. Кодировочная таблица.
- Практическая работа. Бейсик. Символьные переменные. Функции ASC и CHR$. Составление программы для кодирования и раскодирования введенного с клавиатуры предложения.
Игра: разделиться на команды, каждая команда кодирует слово по таблице символов, пишет его на доске, затем другие команды отгадывают слово, пользуясь таблицей.
1. Множество людей используют компьютер для работы с текстами.
Вопрос учащимся: «Почему?» Возможные варианты ответов:
- Возможность исправления ошибок;
- Экономия бумаги, длительное хранение в файле на диске компьютера;
- Компактное размещение текста;
- Легкое удаление ненужных текстов;
- Легкое копирование текстов в любом количестве;
- Легкая пересылка текстов по электронной почте;
- Не зависят от почерка человека, создавшего электронный текст.
Единственное неудобство электронных текстов в том, что для работы с ними необходим компьютер.
Гипертекст – это способ организации текста, внутри которого установлены смысловые связи между его различными кусками (гиперссылки).
2. Текстовая информация состоит из символов: букв, цифр, знаков препинания, скобок и др. Все это называется компьютерным алфавитом, а число символов в алфавите – его мощность. В компьютере используется алфавит мощностью 256 символов. 1 символ несет 8 бит информации. 28=256. 8бит=1байт. Двоичный код символа занимает 1 байт памяти. Все символы алфавита ПК пронумерованы от 0 до 255. Каждому символу соответствует 8-ми разрядный двоичный код от 00000000 до 11111111. Этот код – порядковый номер символа в 2-ой системе счисления. Таблица, в которой всем символам ПК поставлены в соответствие их порядковые номера называется таблицей кодировки. В ПК типа IBM PC применяется таблица кодировки ASCII (American Standart Code for Information Interchange) – Американский стандартный код для информационного обмена.
Международной в этой таблице является только 1 часть (символы с кодами от 0 до 127: 0-31 специальные символы; 32-127 знаки препинания, арифметических операций, цифры, большие и маленькие буквы латинского алфавита). 2 часть (символы с кодами от 128 до 255) являются национальными для каждой страны. Все буквы в таблице кодировки располагаются в алфавитном порядке. При нажатии клавиши в память ПК попадает двоичный код этого символа.
Задания:
- Закодируйте слово “файл”;
- Раскодируйте слово: 01100100 01101001 01110011 01101011;
- Какие слова имеют больший суммарный код: “день” или “пень”? Почему?
- Какой из фрагментов текста имеет наименьший код: “файл”, “file”, “1999”, “2001”, “2d2d”? Почему?
- Какой объем памяти занимает текст в 500 страниц, если на каждой странице 80 строк по 100 символов в каждой строке? Уместится ли этот текст на дискету, емкостью 1,44Мб?
- Игра: разделиться на 3 команды. Каждая команда кодирует слово, пишет его на доске. Другие команды отгадывают слово, пользуясь кодировочной таблицей.
3. Бейсик. Символьные переменные. Обозначение. Ввод/вывод символьных переменных Функции ASC и CHR$.
Задания:
- Составить программу для кодировки любого слова. Обменяться с соседом полученными кодами. Составить программу для получения слова по коду.
- Составить программу для кодирования введенного с клавиатуры слова.
- Составить программу для раскодирования слова. Код букв вводится с клавиатуры.
Cls
Print asc(“f”),asc(“i”),asc(“l”),asc(“e”)
Cls
Input a$
For i=1 to len(a$)
Print (asc(mid$(a$,I,1));
Next i
Cls
Data ( , , , …… ) задать коды букв
For i=1 to N N – количество букв в слове
Read x
Print chr$(x)
Next i
Cls
For i=1 to n
Input x
Print chr$(x)
Next i
Cls
For i=1 to n
Input b$
Print asc(b$)
Next i