Урок-КВН по теме: "Текстовый процессор и кодирование текстовой информации"

Разделы: Информатика


Урок – КВН по теме: “Текстовый процессор”. Итоговый урок.

7 класс. 40 мин.

Учебная цель урока: закрепление пройденной темы “Текстовый процессор”.

Воспитательная цель урока: воспитать чувство товарищества, коллективизма.

Учащиеся должны знать: понятия “текста”, “текстового процессора”, “фрагмент текста”, “коды символов”, “кодировочная таблица”; основные возможности текстового процессора Word.

Учащиеся должны уметь: выполнять основные операции в Word: редактирование и форматирование текста, рисунков, формул и таблиц.

План урока.

  1. Приветствие команд. 3 мин.
  2. Разминка – разгадывание ребусов. 5 мин.
  3. 1-ый конкурс – вопросы командам. Каждая команда отвечает по очереди. 7 мин.
  4. 2-ой конкурс – ответить на вопрос: чем Word отличается от печатной машинки? Каждая команда отвечает по очереди. 7 мин.
  5. 3-ий конкурс – работа в редакторе формул. По одному человеку от команды.10 мин
  6. 4-ый конкурс – составить ребусы к словам. По одному человеку от команды.10 мин
  7. 5-ый конкурс – конкурс капитанов. Разгадать кроссворд и оформить его в Word. 10 мин.
  8. 6-ой конкурс – разгадать закодированное слово по таблице ASCII кодов. 10 мин.
  9. 7-ой конкурс – проверка домашнего задания команд: сочинить стихи, оду, песню и т.д., в которой были бы перечислены все основные возможности текстового процессора Word. 10 мин.
  10. Подведение итогов. 5 мин.

Примечание: 3-ий, 4-ый, 5-ый, 6-ой и 7-ой конкурсы проводятся одновременно. По одному человеку от команды идут за компьютеры выполнять 3, 4 и 5 задание. 6 задание выполняют по одному человеку от команды, пользуясь кодировочной таблицей. В это время жюри заслушивает Домашнее задание каждой команды.

Этот урок был проведен в 7 классе. Группа из 14 учащихся была поделена на две команды: “Буквоежки” и “Смайлики”. Приветствия команд соответственно:

“Мы – команда “Буквоежки”. Победить хотим без спешки”.

“Мы улыбку в текст вставляем и победы всем желаем”.

Названия команд и приветствие дети придумывают сами. Каждому учащемуся была выдана эмблема по теме урока. <Рисунок 1>.

Разминка.

Командам было предложено разгадать следующие ребусы:

<Рисунок 2>

АБЗАЦ

<Рисунок 3

СЛОВО

<Рисунок 4>

БУКВА

<Рисунок 5>

ТАБЛИЦА

<Рисунок 6>

КОДИРОВАНИЕ  

<Рисунок 7>

ТЕКСТ

1 конкурс: вопросы командам.

  1. Что такое текстовый процессор?
  2. Что является единицей текста?
  3. Что попадает в память компьютера при нажатии любой клавиши?
  4. Где хранятся коды всех символов?
  5. Сколько бит занимает в памяти ПК код одного символа? Сколько байт?
  6. Сколько символов закодировано в кодировочной таблице? Почему?
  7. На какие части делится кодировочная таблица?
  8. Что такое “курсор” и что он показывает?
  9. Зачем нужна координатная линейка на экране Word?
  10. Что такое панели инструментов и зачем они нужны?
  11. Что такое редактирование текста?
  12. Что такое форматирование текста?
  13. Что такое фрагмент текста?
  14. Какие действия можно выполнить с фрагментом текста?
  15. В каких случаях нажимается клавиша Enter при печати текста?
  16. Что такое документ?

2 конкурс: чем отличается Word от печатной машинки?

Команды отвечают по очереди. Примерные ответы:

  1. Удобное исправление ошибок.
  2. Проверка правописания.
  3. Печать разными шрифтами.
  4. Выделение текста цветом.
  5. Возможность вставки картинки в текст.
  6. Возможность вставки таблиц.
  7. Организация списков.
  8. Удобное редактирование текста (копирование, перенос, удаление фрагментов текста на экране монитора, а не на бумаге).
  9. Возможность предварительного просмотра напечатанного текста на бумаге.
  10. Удобная отмена ненужных операций.
  11. Возможность работы с несколькими документами сразу.
  12. Удобное оформление текста (установка границ, заключение в рамки).
  13. Печать математических формул.
  14. Печать текста в несколько колонок.
  15. Вставка колонтитулов.
  16. Вставка в текст даты и времени.

3 конкурс: напечатать в Wordе формулы:

4 конкурс: составить ребусы к словам:

  • ЛИНЕЙКА

Ребус, придуманный учащимися <Рисунок 8>

  • ВЫРАВНИВАНИЕ

Ребус, придуманный учащимися <Рисунок 9>

5 Конкурс капитанов – оформить в Wordе и разгадать кроссворды:

  1. План решения задачи.
  2. Повторение действий.
  3. Устройство компьютера для вывода информации на печать.
  4. Наука, изучающая способы обработки, передачи и хранения информации.
  5. Одно из основных действий, выполняемых с информацией.

 

  1. Устройство компьютера для хранения информации.
  2. Любые сведения об окружающем мире.
  3. Единица текста.
  4. Устройство компьютера для вывода информации на экран.
  5. Одно из основных действий с информацией.

6-ой конкурс - разгадать закодированное по таблице ASCII кодов слово.

Например:

7-ой конкурс - Домашнее задание.

Вот какие частушки сочинила про текстовый процессор одна из команд.

Как у Wordа нашего,
Столько есть возможностей,
В нём работать так легко,
Никаких нет сложностей.

Захотел рисунок вставить,
Надо мышку лишь направить
И курсором указать,
Кнопку правую нажать.

Заголовки создавать
В Wordе очень просто,
Надо лишь Word Art нажать,
Вот и все вопросы.

И с таблицей нет забот,
Всё в меню находится,
Указал столбцы и строки,
Сразу всё построится.

А еще в таблицах есть
Важное явление:
Хочешь текст ты повернуть,
Щёлкни направление.

Тексты можно набирать
Разными шрифтами,
Размер букв легко менять,
Убедитесь сами.

Если в тексте формулы,
Физики законы
Загрузил редактор формул,
Выбирай шаблоны.

Списки вещь полезная,
Каждому известная,
Хочешь маркированный,
Или нумерованный.

Очень много операций
Можно в Wordе совершить
И границы всех абзацев
Можно там установить.

Мы частушки вам пропели,
Все достоинства воспели,
Нам без Wordа никуда,
Пригодится он всегда!

Урок по теме: Кодирование текстовой информации. 8 класс. 2 часа.

Цели урока: ввести понятие электронного текста, гипертекста, кодировки символов электронного текста, смоделировать процесс кодирования и раскодирования символов текста средствами Бейсика.

Учащиеся должны знать: мощность компьютерного алфавита, количество памяти для кодирования одного символа, понятие кодировочной таблицы, основные операции для работы с символьными переменными в Бейсике.

Учащиеся должны уметь: определять мощность алфавита, количество двоичных разрядов для кодировки одного символа, пользоваться кодировочной таблицей, определять объем памяти для хранения текста, составлять программу для кодирования и раскодирования заданного сообщения.

План урока.

  1. Тексты как способ представления информации. Преимущества электронных текстов. Понятие гипертекста.
  2. Кодирование текстов. Кодировочная таблица.
  3. Игра: разделиться на команды, каждая команда кодирует слово по таблице символов, пишет его на доске, затем другие команды отгадывают слово, пользуясь таблицей.

  4. Практическая работа. Бейсик. Символьные переменные. Функции ASC и CHR$. Составление программы для кодирования и раскодирования введенного с клавиатуры предложения.

1. Множество людей используют компьютер для работы с текстами.

Вопрос учащимся: «Почему?» Возможные варианты ответов:

  • Возможность исправления ошибок;
  • Экономия бумаги, длительное хранение в файле на диске компьютера;
  • Компактное размещение текста;
  • Легкое удаление ненужных текстов;
  • Легкое копирование текстов в любом количестве;
  • Легкая пересылка текстов по электронной почте;
  • Не зависят от почерка человека, создавшего электронный текст.

Единственное неудобство электронных текстов в том, что для работы с ними необходим компьютер.

Гипертекст – это способ организации текста, внутри которого установлены смысловые связи между его различными кусками (гиперссылки).

2. Текстовая информация состоит из символов: букв, цифр, знаков препинания, скобок и др. Все это называется компьютерным алфавитом, а число символов в алфавите – его мощность. В компьютере используется алфавит мощностью 256 символов. 1 символ несет 8 бит информации. 28=256. 8бит=1байт. Двоичный код символа занимает 1 байт памяти. Все символы алфавита ПК пронумерованы от 0 до 255. Каждому символу соответствует 8-ми разрядный двоичный код от 00000000 до 11111111. Этот код – порядковый номер символа в 2-ой системе счисления. Таблица, в которой всем символам ПК поставлены в соответствие их порядковые номера называется таблицей кодировки. В ПК типа IBM PC применяется таблица кодировки ASCII (American Standart Code for Information Interchange) – Американский стандартный код для информационного обмена.

Международной в этой таблице является только 1 часть (символы с кодами от 0 до 127: 0-31 специальные символы; 32-127 знаки препинания, арифметических операций, цифры, большие и маленькие буквы латинского алфавита). 2 часть (символы с кодами от 128 до 255) являются национальными для каждой страны. Все буквы в таблице кодировки располагаются в алфавитном порядке. При нажатии клавиши в память ПК попадает двоичный код этого символа.

Задания:

  • Закодируйте слово “файл”;
  • Раскодируйте слово: 01100100 01101001 01110011 01101011;
  • Какие слова имеют больший суммарный код: “день” или “пень”? Почему?
  • Какой из фрагментов текста имеет наименьший код: “файл”, “file”, “1999”, “2001”, “2d2d”? Почему?
  • Какой объем памяти занимает текст в 500 страниц, если на каждой странице 80 строк по 100 символов в каждой строке? Уместится ли этот текст на дискету, емкостью 1,44Мб?
  • Игра: разделиться на 3 команды. Каждая команда кодирует слово, пишет его на доске. Другие команды отгадывают слово, пользуясь кодировочной таблицей.

3. Бейсик. Символьные переменные. Обозначение. Ввод/вывод символьных переменных Функции ASC и CHR$.

Задания:

  • Составить программу для кодировки любого слова. Обменяться с соседом полученными кодами. Составить программу для получения слова по коду.
  • Составить программу для кодирования введенного с клавиатуры слова.
  • Составить программу для раскодирования слова. Код букв вводится с клавиатуры.

Cls
Print asc(“f”),asc(“i”),asc(“l”),asc(“e”)

Cls
Input a$
For i=1 to len(a$)
Print (asc(mid$(a$,I,1));
Next i

Cls
Data ( , , , …… ) задать коды букв
For i=1 to N N – количество букв в слове
Read x
Print chr$(x)
Next i

Cls
For i=1 to n
Input x
Print chr$(x)
Next i

Cls
For i=1 to n
Input b$
Print asc(b$)
Next i