Проектная деятельность школьного туристического объединения

Разделы: География, Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Для повышения эффективности своей работы и значимости в учебном процессе школьное туристическое объединение должно работать в режиме проектной деятельности, выбрав предварительно свою собственную познавательную и воспитательную цель. В проект вовлекаются не только члены туристического объединения, но и все желающие, т.к. по состоянию здоровья не все ребята могут принимать участие в походах. Помимо туристического опыта и навыков во время похода учащиеся приобретают колоссальный опыт наблюдения за природой и хозяйственной деятельностью человека. Этот опыт можно и нужно использовать в учебном процессе, что сильно оживит уроки и увеличит интерес к предмету. Такая работа способствует формированию устойчивых межпредметных связей и передаче накопленного опыта тем учащимся и учителям, которые не связаны с туристическим объединением. В предложенном алгоритме отсутствует работа, направленная на формирование туристических навыков.

 

Направления работы:

1.Геологическая история района – работа с различными источниками информации, знакомство с горными формами рельефа в теории и на практике, составление фотоматериалов к урокам географии ( фотографии характерных форм рельефа), доклады по этой тематике в младших классах ( курс 7, 8 класса, география);

2.Метеонаблюдения – пользуясь простейшими приборами можно вести наблюдения за погодой, не имея специальной метеоплощадки на территории школы, многим детям нравиться систематическая работа. Здесь возможно разделение на практиков, снимающих показания в полевых условиях, и аналитиков, которые будут составлять графики температур, строить розы ветров. ( Простейшие измерения: температура воздуха в 9.00, 14.00, 19.00 в тени, на солнце; направление ветра и его сила,; облачность ( вид и количество), обучение методам прогнозирования погоды на базе местных признаков, составление каталога облаков с использованием фотографий для уроков географии 7 класса;

3.Внутренние воды – история формирования внутренних вод района ( работа с источниками информации), в полевых условиях – измерение скорости течения в разное время суток, измерение уровня воды в разное время суток и на разных склонах, изучение озерных котловин, степень сохранности ледников и снежников на перевалах, анализ полученных результатов может быть проведен на уроках географии в 8, 9 классе при изучении тем по внутренним водам России или внутренним водам Европейского Севера.

4.Растительность – работа с источниками информации, изучение флоры района ( в течение года в камеральных условиях), составление карты растительности на район похода, наблюдение за сроками созревания тех или иных ягод. Аналитическая работа сводится к установлению причин различных сроков созревания ягод на разных территориях, ответы на вопросы о различном произрастании отдельных видов растений, ботаническое описание растений встречающихся в различных природных зонах : черника в тайге и тундре. Материал можно использовать на уроках ботаники в 7 классе ( видоизменения корней, видоизменения листьев, видоизменения побегов, вегетативное размножение растений, растительное сообщество, взаимосвязи растений в сообществе, влияние факторов природы на растительное сообщество, торфяной мох и образование торфа, шляпочные грибы, лишайники), на уроках географии 8-ого класса (в теме природные зоны России, понятие о природном комплексе, свойства природных комплексов, человек в ландшафте, при изучении природных зон Русской равнины, в разговоре о природе и хозяйстве Кольского полуострова). Возможны простейшие экологические наблюдения за разрушением и восстановлением природы изучаемого района : как она реагирует на транспорт, как она меняется вокруг туристических стоянок и как быстро восстанавливается после повреждений. Составление гербария не приветствуется, лучше обходиться фотографиями, в целях сохранения флоры севера.

5.Животный мир – мы смогли проводить наблюдения только за мелкими грызунами и выявить особенности норных сооружений мелких грызунов в различных условиях.

6. Минералогия – если есть возможность, можно изучать минералогический состав района похода, составить минералогические карты, выяснить сферы использования минеральных богатств территории, происхождение встреченных минералов ( химическое и физическое, т.к. они могут быть принесены реками, ледником), совместно с кабинетом химии создать свою школьную коллекцию минералов, подготовить небольшую экскурсионную программу по этой экспозиции по следующим направлениям: химия, хозяйственное использование, происхождение минералов, условия залегания, история находки. В качестве экскурсоводов могут выступать старшие члены туристического объединения. Экскурсии проводятся как во время уроков так и во время внеклассных занятий по различным предметам. В курсе географии материал может использовать в курсе 9 класса: химический комплекс России, зональная специализация с\х, Европейский Север; в курсе 8 класса: важнейшие особенности рельефа России, современное развитие рельефа России, использование недр, география почв России;

7. Краеведение – посещение с предварительным изучением музеев, памятников природы в районе похода, изучение истории жизни человека в этих краях, подготовка фотовыставки или видеофильма по этой тематике. Материал можно обнародовать в курсе или 9 класса в теме население России, хозяйство Европейского Севера, в курсе истории России.

8. Самодельное снаряжение – в промышленное снаряжение могут быть внесены самодельные изменения не влияющие на безопасность участников. Эти изменения могут быть внесены ребятами. Им нужно только объяснить необходимость каких-то изменений и проконтролировать их выполнение. Примеры: титановый каркас для кухонного тента, разборный. Опоры используются как альпенштоки, вес на маршруте – 5 пластмассовых креплений, которые держат 8 альпенштоков. Крепления позволяют придать тенту разнообразную форму для его подвешивания или установки.

9. Отчетные мероприятия – фотовыставка, тематические выставки, выставки рисунков и зарисовок, тематические уроки проводимые самими учащимися, создание тематических видеоматериалов к различным урокам;