Игра "Спасение математической галактики"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Учитель математики школы №255 СВУО г. Москвы предлагает вашему вниманию сценарий общешкольного праздника математики, проводившегося в рамках предметной недели математики.

Опыт показывает, что проведение масштабных общешкольных мероприятий является мощным стимулом для укрепления интереса к предмету, развития творческих способностей детей, дает возможность поставить перед учащимися вопросы, не предусмотренные темами школьной программы. Поскольку праздники проводятся уже на протяжении нескольких лет, дети с особым энтузиазмом готовятся к ним, т.к. у них есть возможность или подтвердить свое первенство, или исправить впечатление от неудачного выступления в прошлом году.

Буду рада, если этот опыт пригодится другим учителям в их работе.

ИГРА "СПАСЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГАЛАКТИКИ".

Общешкольная игра, проводится в период школьной предметной недели математики. За неделю до игры вывешивается афиша <Рисунок 1>.

Участники: ученики 5,6,7,8 и 9 классов.

От каждого класса в игре участвует команда из 6 человек. Команда – экипаж космического корабля, состоящий из:

- капитана,
- бортинженера,
- космонавта – исследователя,
- бортового врача,
- космонавтов - 2 чел.

Организаторы: ученики 10 классов.

Кроме членов команд и организаторов на праздник приглашаются все ученики 5,6,7,8 и 9 классов школы и их родители. Время игры выбирается таким образом, чтобы все желающие имели возможность присутствовать (обычно это субботний день).

Каждая команда заранее получает домашнее задание:

  1. Придумать название команды.
  2. Придумать и нарисовать эмблему команды. Эмблемами с указанием названия команды и имени участника должны быть обеспечены все члены команды.
  3. Выразить в песне или в “кричалке” цель полета в космос.
  4. Обеспечить всех членов команды “космическими” форменными костюмами.
  5. Заранее сдать в организационный центр (Центр управления полетами – ЦУП) фотографию всей команды или каждого ее члена (вместо фотографий можно представить шутливые изображения участников) для оформления “Листа учета способностей команды” <Рисунок 2>.

Начало игры проходит в виде линейки для всех команд. Ведущий -командир Звездного городка, (для него желательно придумать форменную одежду по типу военной) – ученик 10 класса - проводит линейку с построением всех команд и сдачей рапортов. Командир выясняет цели полетов каждой из команд (домашнее задание), ставит перед экипажами задачи, выдает путевые листы (“Лист учета способностей команды”). В путевых листах указаны названия отсеков (учебных кабинетов) базы “Звездная” (школы №255) в том порядке, в котором должна пройти их каждая из команд. Путевые листы составляются таким образом, чтобы обеспечить равномерную нагрузку по времени на все кабинеты.

После получения путевых листов экипажи отправляются выполнять задания по отсекам.

При подготовке содержания конкурсов учитываются возрастные особенности детей, уровень их математической подготовки. Участвовать в празднике приглашаются все дети (в том числе и из классов коррекции), поэтому почти в каждом конкурсе кроме математической части предусмотрены и нематематические шутливые задания, которые позволяют ребятам, не выполнившим математическую часть, пройти испытание. Серьезные задания сменяют конкурсы-шутки, спортивные состязания.

После прохождения всех конкурсов команды возвращаются к месту общего сбора, где проводится подсчет общего числа набранных ими баллов и определяются победители:

- Спасатели I степени,
- Спасатели II степени,
- Спасатели III степени.

Победителям выдаются удостоверения спасателей разных степеней. Команды–победители по очереди принимают присягу на верность Математической Галактике.

Текст присяги:

“Я, гражданин Математической Галактики, вступая в ряды спасателей, принимаю присягу и торжественно клянусь

- добросовестно изучать математику,
- беречь ее от “АКЙОВДов” и “АКЙОРТов”,
- строго хранить и приумножать знания.

Если я нарушу присягу, то пусть меня настигнет суровая кара школьного закона, всеобщая ненависть и презрение учащихся”

ПРИМЕРНЫЕ НАЗВАНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ИСПЫТАНИЙ.

За каждое испытание можно получить не более 10 баллов. Баллы вносятся ведущими по отсекам в “Лист учета способностей” команды.

1. Отсек капитанов (отсек “КАП”)

В конкурсе участвуют только капитаны команд, члены экипажей могут лишь подсказывать своим капитанам.

Задание: решение задач на движение.

5кл. Расстояние от Земли до Солнца 150млн.км. Сколько времени идет до Земли свет от Солнца, если за секунду солнечный луч проходит расстояние 300тыс.км?

6кл. С одной планеты в противоположных направлениях одновременно стартовали два космических корабля. Первый двигался со скоростью 3км/с, а второй – со скоростью, в 4 раза большей. Какое расстояние будет между ними через 4 часа после старта?

7кл. Во время космического путешествия команда спасателей проделала путь в 1100млн.км на кораблях “Спасатель-225” и “Долой АКЙОВДов”. На первом корабле она пролетела расстояние в 4,5 раза больше, чем на втором корабле. Какое расстояние команда пролетела на первом корабле?

8кл. Два космических корабля одновременно стартовали с двух планет, расстояние между которыми равно 3600км, и направились навстречу друг другу. Через 2 часа корабли встретились и произвели стыковку. Определите скорость каждого из кораблей, если у одного из них она на 2км/ч больше, чем у другого.

9кл. С планеты “Альфа” на планету “Омега”, расстояние между которыми равно 120млн.км, одновременно вылетели два космических корабля. Один из кораблей приземлился на планете “Омега” на 2 дня раньше другого, так как его скорость была на 3км/ч больше, чем у другого корабля. Определите скорости этих кораблей.

2. Отсек бортинженеров (отсек “БИ”)

Задание: решить уравнения, выполнить задание на действия с корнями уравнений и отметить на координатной прямой (5-6 классы) или в координатной плоскости (7-9клссы) соответствующие точки.

5,6 кл. Решить уравнения и отметить на координатной прямой точки с координатами, равными корням уравнений, и точку, координата которой равна сумме корней уравнений:

Уравнения: 1) 12 – а = 11;

2) 16 – 7b = 2;

3) (с+2)·5 = 30.

7,8,9 кл. Решить уравнения и из их корней составить все возможные пары чисел. Отметить в координатной плоскости точки с координатами, равными найденным парам чисел.

Уравнения:

7кл. 1) 2 + 3(а + 2) = 9 + 2а;

2) 4b – 5,5 = 5b – (4b – 0,5);

3) с/4 + с/8 = 3/2.

8 и 9 1) 3(0,5а – 4) + 8,5а = 2а -4;

классы 2) b/3 + b/5 = 16/15;

3) (3с – 2):5 = (2 + с): 3.

3. Отсек подготовки космонавтов - исследователей (отсек “КИ”)

Задания:

5кл. Сколько точек, у которых координатами являются натуральные числа,

лежит на числовом луче между точками А(100) и В(200)?

6кл. Координатой точки А является четырехзначное натуральное число, которое больше 9987 и оканчивается цифрой 6; координатой точки В является натуральное пятизначное число, которое меньше 10016 и оканчивается цифрой 7. Сколько точек с координатами, являющимися натуральными числами, расположено на числовом луче между точками А и В?

7, 8 и 9 классы. Ответить на вопросы по предложенным графикам функций.

4. Отсек подготовки бортовых врачей (отсек “БВ”)

5-6кл.

Если ежедневно заниматься утром гимнастикой, то уже через неделю сопротивляемость к простудным заболеваниям увеличивается в 2 раза. Во сколько раз возрастет сопротивляемость вашего организма по отношению к простуде через месяц (4 недели)?

7, 8 и 9 классы. Ответить на вопросы по предложенным графикам-кардиограммам.

5. Отсек подготовки к работе в невесомости (отсек “РВН”)

В кабинете 6 парт расставлены лучами около столика с заданием, как показано на рисунке <Рисунок 3 >.

Задания подготавливаются следующим образом: на карточке записывается вопрос, затем карточка разрезается на части так, что на каждой из частей находится лишь 1-2 слова или знак препинания. Команда располагается на партах вокруг задания, и, лежа, космонавты должны составить вопрос и ответить на него.

Задания:

5кл. периметр | прямоугольника | со сторонами | 15см и 16см | ? |

6кл. площадь | прямоугольника | со сторонами | 15см и 16см | ? |

7кл. треугольники | равны | по трем | углам | ? |

8кл. в прямоугольном | треугольнике | один угол | 36° 30? | а | другой |

| острый | угол | ? |

9кл. катеты | треугольника | 9см | и | 12см | а | гипотенуза | ? |

6. Отсек подготовки к выходу из нестандартных ситуаций (отсек “НС”).

    Задание: решение логических задач – гарантированный отбор заданных предметов из группы в темной комнате.

7. Отсек испытания команды на совместимость (отсек “СК”).

Вся команда помещается в обруч. В таком положении выполняется задание.

Задание: счет от 1 до 30 с пропуском оговоренных чисел (проверка знаний признаков делимости). Вместо пропускаемых чисел следует произнести фразу “Таблицу умножения знаю” с прискоком.

5,6 кл. ведут счет, пропуская числа, кратные 5.

7,8 и 9кл. ведут счет, пропуская числа, кратные 3.

8. Отсек фотороботов “АКЙОВДа” и “АКЙОРТа” (отсек “ФР”).

Задание: Определить закономерность, связывающую пару чисел в квадратиках с указанным числом, и заполнить пустую клетку <Рисунок 4>.

После выполнения задания команда получает фотороботы “АКЙОВДа” и “АКЙОРТа” <Рисунок 5>.

9. Отсек медицинских показаний (отсек “МП”).

Каждый член команды измеряет пульс, вес, рост. Все показания складываются и находится среднее арифметическое этих чисел. Эти действия выполняют члены команды. Далее, ведущие в этом отсеке полученный результат делят на 25 и округленное до целых число вносят в лист учета способностей команды.

10. Отсек проверки физических способностей команды (отсек “ФС”).

Задания:

- проверка силы: “лопнуть” надутый воздушный шар руками;

- проверка ловкости: попасть мячом в изображение “АКЙОВДа” и

“АКЙОРТа”.

11. Отсек одевания космического скафандра на скорость (отсек “ОКСС”)

Космический скафандр: в качестве скафандра мы использовали рабочий комбинезон, перчатки и противогаз.

Задание: все члены команды по очереди должны полностью одеть и снять “космический скафандр”.

Ведущие засекают время начала испытания и его окончания и следят за качеством выполнения задания. Время в минутах, затраченное командой на выполнение задания, вычитается из 10, и полученный результат заносится в “Лист учета способностей” команды.

12. Отсек определения коэффициента умственных способностей команды (отсек “КУС”).

Задание: Команде предлагается в числовом выражении, стоящем в левой части равенства, расставить скобки таким образом, чтобы данное равенство стало верным. Всего 10 примеров.