Цель: закрепить знания детей о том, что в природе все взаимосвязано, что здоровье человека зависит не только от его отношения к самому себе, но и от отношения к окружающей среде.
Оборудование: магнитофон, аудиокассеты с записями для проведения оздоровительных минуток, иллюстрации ядовитых растений и грибов, выставка детских рисунков ядовитых растений, плакат “Так я мою руки”, Красная книга природы России и Башкортостана, костюмы для детей: Волк, Красная шапочка, Поганки, Здоровье, Грязнуля, Полезная бактерия, Вредная бактерия, Мойдодыр, Боровик, Ромашка, Травяная ведьма, Витамины: А, B, С.
Мойдодыр:
Все Чуковского читали и меня давно узнали.
Я – Великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр,
Умывальников начальник и мочалок командир
(Поворачивается к другим ведущим)
Со мной мои хорошие надежные помощники:
Старый друг проверенный - Полезная Бактерия.
Она и просто и легко превращает молоко
В простоквашу и кефир.
(Бактерия протягивает Мойдодыру стакан кефира)
Бактерия: Поправляйся, Мойдодыр!
(Мойдодыр выпивает кефир, благодарит Бактерию)
Мойдодыр: Познакомьтесь витамины: А - вот этот, С и В.
Витамин С: Нынче к доброй медицине мы покажем путь тебе.
Витамин А: Чтобы были вы красивы!
Витамин В: Чтобы были вы красивы!
Витамин С: Чтоб в руках любое дело дружно спорилось, горело!
Полезная бактерия: Чтобы громче пелись песни, жить чтоб было интересней!
Все вместе: Нужно сильным стать, здоровым.
Мойдодыр:
Эти истины не новы, только вы ответьте мне:
Путь к загадочной стране, где живет здоровье
ваше,
Все ли знают? Дружно скажем…
(Дети хором отвечают: “Да!”)
Полезная Бактерия:
В путь- дорогу собирайся, за здоровьем
отправляйся!
Но дорога не проста из-за каждого куста
Может недруг появиться.
Вам придется с ним сразиться!
Ведущий: Итак, ребята, отправляемся в путешествие по дороге к доброму Здоровью. Давайте поприветствуем докторов Природы, которые дают нам здоровье.
Оздоровительная минутка “Этюд души”.
Опустите руки вниз ладонями горизонтально к полу и вслух произнесите: “Я приветствую тебя, Земля!” Вытяните руки перед собой ладонями вперед: “Я приветствую тебя, Вода!” Согните руки в локтях и, подняв ладони к плечам, обратите их к небу: “Я приветствую тебя, Воздух!” Поднимите руки вверх ладонями вперед: “Я приветствую тебя, Солнышко!”
1 остановка “Станция Чистюлино”
Мойдодыр:
В вашем классе я живу уже который год.
Откровенно вам скажу: славный вы народ!
Никогда у вас ребята не едят немытых ягод,
Чистят зубы, моют уши…
Грязнуля: (вылезает из под стола, берет за рукав одного из детей и таинственно говорит)
Лучше ты меня послушай, я живу и бед не знаю:
Мыло в глаз не попадает, щётка десны не дерет,
Губка мокрая не трет, огурцы, морковь не мою…
Хочешь, друг, пойдем со мною…
(Грязнуля тянет одного из детей в свою сторону. Мойдодыр хватает мальчика за руку и тянет к себе)
Мойдодыр:
Не ходи ты с ней, не пробуй! Загрызут тебя
микробы,
Разорвут тебя на части! Не видать грязнулям
счастья!
(Мальчик встает рядом с Мойдодыром. Выскакивают Вредные бактерии и тянут Грязнулю к себе)
Мойдодыр:
Что ж, поможем ей, друзья?
Ведь бросать в беде нельзя!
(Грязнуля плачет и протягивает к ребятам руки).
Нам тебя, Грязнуля, жалко. Дарим мыло и мочалку.
(Грязнуля берет подарки, поворачивается спиной к ребятам, снимает с себя грязные пятна и с головы парик. Вредные бактерии, увидев мыло и мочалку убегают)
Учитель. Ребята, пока Грязнуля приводит себя в порядок, давайте повторим, как правильно мыть руки. (Дети повторяют правила по плакату “Так я мою руки”.)
1.Сильно намочите руки.
2.Пользуйтесь мылом.
3.Намыливайте руки с обеих сторон.
4.Намыливайте руки между пальцев.
5.Полощите руки чистой водой.
6.Вытирайте руки насухо полотенцем.
Вывод: (все дети хором)
От простой воды и мыла у микробов тают силы.
(Грязнуля поворачивается лицом к детям)
Грязнуля: (глядится в зеркало)
Я себя давно забыла, а теперь лицо умыла,
Да и стала вспоминать (оглядывает свой наряд)
Платье, что ли, постирать?
Мойдодыр: Постирай его скорее, может, все-таки успеешь
Ты на праздник в классе нашем.
2 остановка “Станция Ягодная”
(Ягодная ведьма держит в руках корзиночку. Она протягивает ее ребятам)
Ягодная ведьма:
Как же я вам рада!
Слаще шоколада и вкусней, чем ананас.
Эти ягоды для вас!
(Выскакивает Земляничка, отнимает у нее корзинку)
Земляничка:
Не сошла ли ты с ума? У тебя здесь бузина!
Да еще и белладонна! Гибель ты несёшь в ладонях!
Убери свою корзинку! (Возвращает ее ведьме)
Посмотрите на картинку.
Эти ягоды, друзья, собирать в лесу нельзя!
В каждой яд опасный есть.
Если их однажды съесть,
Можно сильно отравиться,
И придется вам лечиться.
Задание детям: Какие вы знаете несъедобные ягоды? (Белладонна, волчьи ягоды, волчье лыко, вороний глаз)
3 остановка “Станция Растяпино”
Красная Шапочка:
Все, как было в старой книжке,
Повстречался мне Волчишка.
Он про бабушку проведал,
Нас решил перехитрить
А пришлось его лечить (волк воет)
Хоть и злой, а жаль беднягу!
Побежал он по оврагам,
Там за корень зацепился,
Подскользнулся, повалился,
И теперь он инвалид!
Волк:
У меня нога болит!
Я расскаиваюсь горько!
Забинтуй меня восьмеркой!
Обещаю: никогда я не сделаю вреда,
Есть я бабушек не буду, и скажу я всем и всюду:
Коль собрался ты идти, будь внимателен в пути!
(Бабушка берет тампон и жидкость, окрашенную под цвет йода. Хочет намазать Волку царапину на “лапе”. Он отдергивает “лапу”)
Волк: Убери скорее йод! Так болячка заживет!
Бабушка: Как не стыдно! Трус Волчишка!
Все девчонки и мальчишки знают с ранних детских
лет:
Там микробам хода нет, где, как стражник, у ворот
Их встречает грозный йод!
Чуть пощиплет-не беда! Заживет-то навсегда! (Мажет
волка)
Красная Шапочка:Что ж, в порядке все? Пойдем?
(Волк встает и с воплем хватается за другую ногу.)
Красная Шапочка: Может, это перелом?
Школьный фельдшер:
Это вам в больнице скажут, шины мы пока
привяжем,
Чтобы кости укрепить и в дороге не сместить.
(Фельдшер показывает ребятам, как накладывать шины при вывихе или переломе ноги.)
(Волк тихо воет)
Бабушка:
До чего же ты крикливый и какой нетерпеливый!
Чтобы помощь оказать, рот придется завязать.
(Завязывает Волку рот косынкой. Обращается к ребятам.)
Ну теперь, друзья, идите, только под ноги глядите!
Учитель: Ребята, давайте поможем Волку выздороветь и стать немного добрее.
Оздоровительная минутка “Сотвори солнце в себе”
В природе есть солнышко, оно всем светит и всех любит и всех греет. Давайте сотворим солнышко в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь, звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность и ласку. Теперь звездочка становится большой, огромной, как солнце оно несет тепло всем-всем. Покажите, какой стала ваша звездочка.
4 остановка “Станция Крепышкино”
(Сидят два мальчика. Один чихает, другой, кашляет. Рядом стоит Мальчик-Крепыш)
Крепыш:
Говорил я им зимой: закалялись бы со мной!
Утром бег и душ бодрящий, как для взрослых,
настоящий!
На ночь - окна открывать, свежим воздухом дышать,
Ноги мыть водой холодной, и тогда микроб голодный
Вас вовек не одолеет. Не послушались, болеют…
Мальчики:
Поздно поняли мы, братцы, как полезно
закаляться.
Кончим кашлять и чихать,
Станем душ мы принимать из водицы ледяной.
Крепыш:
Погодите, ой-ё-ей!
Крепким стать нельзя мгновенно! Закаляйтесь
постепенно!
Задание детям: Ребята, при какой температуре воды нужно начинать закаливание (32 градуса, температуру снижают на один градус в неделю.)
Оздоровительная минутка “Деревце” (для осанки)
Стоя или сидя за столом, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. (Выполняется 15-20 сек.) Опустите руки и расслабьтесь.
5 остановка “Станция Зарядкино”.
Спортсмен:
Со здоровьем дружен спорт.
Стадион, бассейны, корт, зал, каток - везде вам
рады.
За старание в награду будут кубки и рекорды,
Станут мышцы ваши тверды.
Только помните: спортсмены
Каждый день свой непременно начинают с
физзарядки.
Не играйте с дремой в прятки, быстро сбросьте
одеяло,
Встали – сна как небывало!
(Дети выполняют физминутку под современную музыку).
6 остановка “Грибная”.
Боровик:
Эй, ребята, подходите, хорошенько посмотрите!
В белых точечках убор надевает мухомор,
А поганка бахрому. Вдруг понравится кому?
Этот вот опенок ложный. Отравиться ими можно.
(Поганки берут Боровик за руки и тянут каждая в свою сторону)
Боровик:
Как же мне прогнать Поганок, этих шустрых
хулиганок?
Помогите мне, друзья!
Ведущий:
Слушай, средство знаю я! (Обращается к детям)
Назовите-ка, друзья, имена грибов съедобных.
(По мере того, как ребята называют съедобные грибы, Поганки разбегаются).
Боровик:
Много знаете грибов! Победили всех врагов!
А теперь прошу сказать, как их надо собирать?
(Ребята отвечают, что грибы нужно собирать осторожно, срезая ножом, чтобы не повредить грибницу, тогда на месте срезанных грибов вырастут новые)
Боровик:
До свиданья, в добрый час,
Жду в лесу под елкой вас.
7 остановка “Станция Лекарственная”
Ромашка:
Много трав растет полезных на земле страны
родной.
Могут справиться с болезнью мята, пижма,
зверобой.
Травяная ведьма: Я хочу тебе, дружок, дать в букет еще цветок (Протягивает пучок дурмана)
Ромашка:
Разгадала твой обман! Посмотрите, вот дурман -
ядовитая трава.
Разболится голова от подарка твоего.
Забирай назад его! (Травяная ведьма убегает)
Ведущий: Ох уж эта Травяная ведьма! Так и норовит сделать гадость! То корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.
Задание детям: Ребята, скажите, у каких растений ядовиты не только ягоды, но и цветы, листья, стебель, корень. (Дети отвечают) Не рвите и не ешьте эти растения.
Травяная ведьма:
Я одумалась, ребята. Лучше вместе в лес пойдем,
Соберем шалфей и мяту, нежных ландышей нарвем.
Дома их поставим в вазу…
Ромашка:
Поняла, ребята, сразу хитрый замысел ее.
Нет, с тобой мы не пойдем (Травяная ведьма грозит
Ромашке пальцем)
Мы растенья эти знаем, бережем и охраняем.
От таких лихих, как эта, собирательниц букетов.
В книгу Красную они уж давно занесены.
Мы их рвем не на потеху, отнесем мы их в аптеку.
Из даров лесного царства люди делают лекарства.
Задание детям: Ребята, скажите, что такое Красная книга природы?
(Это книга, в которую занесены редкие виды растений и животных. Представителей природы, занесенных в эту книгу, охранять нужно особенно бережно)
Учитель показывает детям Красную книгу природы России, Красную книгу природы Башкортостана.
8 остановка “Здоровье” (подведение итогов игры - путешествия)
Мойдодыр:
Мы про здоровье вам сейчас прекрасно толковали.
Расстаться нам пришла пора и среди вас едва ли
Найдется кто-то (собирается уходить)
Витамин С: Нет, погоди-ка, Мойдодыр, меня гнетет забота:
Есть у меня шестерка слуг проворных, удалых,
И все что вижу я вокруг, всё знаю я от них.
Они по знаку моему являются в нужде.
Зовут их Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где.
Но у меня есть милый друг, особа юных лет
(Появляется девочка)
Ей служат сотни тысяч слуг и всем покоя нет.
Она гоняет как собак в ненастье, дождь и тьму
Пять тысяч “где”, семь тысяч “как”,
Сто тысяч “почему”.
Девочка:
Что едят пингвины летом, где ночует Дед Мороз,
Как достать на день карету, почему вы не матрос?
Сколько девочек на свете? Сколько гор и сколько
рек!
А еще вы мне ответьте, как устроен человек?
Витамин В:
Самый легкий из вопросов! Быстро справимся мы
тут,
Но тебя, дружок, попросим: помолчи хоть пять
минут!
Витамин А: (Рисует человечка мелом на доске)
Точка, точка, запятая, минус, рожица кривая.
Палка, палка, огуречик. Вот и вышел человечек.
Девочка:
Ест ли он морковку с грядки? Как он делает
зарядку?
Где он спит? Во что играет?
Книжки он про что читает? Как зовут его друзей?
Где, зачем, когда? Скорей!
Витамин В:
Может, есть у вас шпаргалка? Мы попали в
переплет!
Посмотри, им нас не жалко и ответа каждый ждет.
Витамин А: Человек на свет родился, встал на ножки и пошел.
Грязнуля:
С ветром, солнцем подружился,
Чтоб дышалось хорошо! (Рисует румянец человечку)
Витамин В: Приучал себя к порядку, рано утром он вставал.
Грязнуля:
Бодро делал он зарядку,
Душ холодный принимал (Рисует солнышко над
головой человечка)
Полезная бактерия:
Он к зубным врачам, представьте,
Не боясь совсем, пришел.
Грязнуля:
Он ведь чистил зубы пастой,
Чистил зубы порошком (Рисует человечку улыбку)
Ромашка: Человечек за обедом чёрный хлеб и кашу ел.
Грязнуля:
Вовсе не был привередой,
Не худел и не толстел.
Витамин С: Спать ложился ровно в девять, очень быстро засыпал.
Грязнуля: С интересом шел учиться и пятерки получал.
(Рисует человечку пятерку в руке)
Спортсмен: Каждый день он бегал, прыгал, много плавал, в мяч играл.
Грязнуля: Набирал для жизни силы, и не ныл, и не хворал.
(Выходит мальчик, похожий на нарисованного человечка. На груди его написано: “Здоровье”. Грязнуля берет мальчика за руку, ведет к пьедесталу почета)
Мойдодыр Грязнуле: Да кто ты, не пойму я!
Грязнуля: Я - бывшая Грязнуля.
Мне стало нынче ясно, что чистой быть прекрасно!
Полезная бактерия Мойдодыру: Смотри, она отмылась и как переменилась!
Мойдодыр: Что ж бывшую Грязнулю мы будем звать Чистюлей!
И по такому случаю тебе мы поручаем.
Вручить призы всем детям. Они ведь так старались!
(Детям вручается витамин “аскорбиновая кислота”)
Проведение с детьми анкеты “Как твое здоровье”
Как ты считаешь, хорошее у тебя здоровье? Давай попробуем в этом разобраться. Внимательно прочитай каждое из 11 предложений. Напиши напротив каждого предложения “да” или “нет”.
1.У меня болит горло.
2.Уменя нередко бывает насморк.
3.Иногда у меня болит ухо.
4.У меня больные зубы.
5.Часто у меня болит живот.
6.Иногда у меня болит голова.
7.Нередко меня тошнит.
8.Некоторые продукты и лекарства вызывают у меня аллергию.
9.Каждый год я болею гриппом.
10.Ко мне легко прилипают всякие болезни.
11.Из-за болезней я часто пропускаю уроки в школе.
Чего больше получилось - “да” или “нет”? Подумайте, как улучшить своё здоровье. Ведь вы уже знаете, отчего появляются болезни.