На протяжении нескольких лет работы с детьми младшего и среднего школьного возраста (от 7 до 14 лет) накоплен положительный опыт работы в дополнительном образовании объединения “Рукодельники” Областного детско-юношеского центра г. Омска по использованию изонити в предметно – развивающей среде ребенка.
Истоки творчества изонити принадлежат английским мастерам. Основной материал для работы – картон, бархатная бумага, нитки различных цветов и оттенков. Иногда основой для работы служит наждачная бумага. Основные элементы натяжения нитей – угол, круг, эллипс и заполнение фигур частями со смещённым центром.
Освоение техники изонити, позволяет выполнять поздравительные открытки, сувенирные обложки, декоративные панно. Работа не требует дорогостоящих материалов, проста в исполнении и оригинальна. Ребёнок, увидевший изонить впервые, сразу же задается вопросом – как это делается?
При выполнении работ по изонити у детей развивается наглядно-образное мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук. Дети, занимающиеся изонитью, приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремлённость, развивают собственный творческий потенциал. В ходе работы ребёнку необходимо запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы натяжения нитей – всё это стимулирует, совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда. В познавательном плане: расширяется круг знаний, умений, навыков в технике изонити; расширяется кругозор, повышается интерес к культуре декоративно – прикладного искусства.
Подробный материал, по освоению изонити, можно получить из публикаций (см. список литературы).
На основе разработанного урока по теме “Изонить – волшебные круги”, рассмотрим пример об использовании изонити в предметно-развивающей среде в учебно-образовательных учреждениях.
Тема: Изонить - волшебные круги.
Цели:
- Познакомить детей с разнообразными способами заполнения круга изонитью.
- Научить выполнять классическую модель натяжения ниток.
- Продолжать работать со схемами, пользоваться условными знаками, принятыми в изонити.
- Развивать у детей чертёжные навыки, способность следовать устным инструкциям учителя.
- Стимулировать и развивать зрительную и слуховую память.
- Создать спокойную психологическую обстановку, снять тревожность. Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к другим (друзьям, взрослым). Достичь того, чтобы, дети получили максимальное удовольствие от своей работы.
Демонстрационный материал:
- Различные виды образцов круга.
- Магнитофон, музыка для занятий.
Раздаточный материал:
- Картон или бархатная бумага.
- Швейная игла, шило для прокалывания картона.
- Цветные катушечные нитки.
- Циркуль, карандаш, линейка.
- Ножницы.
- Динамические карты со схемами заполнения круга.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети встают в один большой круг.
Учитель:
Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада встрече с вами. Сегодня мы с вами поговорим о настроении. Каким может быть настроение?
Дети отвечают (хорошее, бодрое, плохое, игривое, чудесное, весёлое и т.д.).
Учитель:
Внимательно посмотрите, друг на друга и попробуйте определить, у кого самое хорошее настроение.
Дети определяют, называя имя ребёнка (например, Наташа)
Учитель:
Наташа, я попрошу тебя, чтобы ты подала руку своему соседу Максиму, а Максим – Ксюше. И так, сомкнулся круг. А теперь, постарайтесь почувствовать тепло рук ваших друзей. Чувствуете?! Это Наташа передала нам своё настроение. Ребята, а ещё как можно поднять настроение, улучшить своё состояние.
Дети предлагают свои варианты.
2.Основная часть.
Учитель:
Сегодня мы с вами узнаем ещё один способ, как можно улучшить своё настроение, снять свою усталость. И в этом нам помогут эти волшебные круги, такие праздничные, оригинальные и доступные для выполнения каждому из вас.
Дети рассматривают различные виды заполнения кругов.
Учитель:
Круг – один из основных элементов в искусстве изонити. Он служит великолепным украшением для открыток, обложек и декоративных панно.
На этом занятии мы познакомимся с простым, классическим вариантом заполнения круга.
3. Практическая часть.
Дети садятся за круглый стол. Распределяют раздаточный материал.
Учитель:
Придерживаясь традиции в рукоделии, давайте мы совершим свой ритуал. Поприветствуем свои руки. Разведите руки в стороны и поздоровайтесь сними:
- Здравствуй, левая рука!
- Здравствуй правая рука!
- Поработаем вместе?!
Учитель:
Ребята, давайте рассмотрим основные правила заполнения круга. Посмотрите внимательно на схемы и условные обозначения на карточках.
Идёт показ последовательности выполнения работы.[1]
Дети работают на своём картоне по динамическим картам.
Учитель:
Посмотрите, какие получились красивые, ажурные круги. Перед тем, как начать самостоятельное изготовление своих кругов, давайте немного отдохнем. Поиграем в игру.
Звучит спокойная музыка.
Дети встают в круг. Проходит игра “Назови цвет”. Ребята по очереди называют цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный и т.д.), тот кто не назвал – проигрывает.
4. Самостоятельная работа.
Звучит спокойная музыка.
Дети выполняют свой круг: цвет ниток и картона, количество точек на окружности выбирают самостоятельно
Индивидуальная работа.
3. Итог занятия.
Дети рассматривают выполненные круги. Делятся впечатлением.
Учитель:
Ребята, давайте подумаем и решим, куда можно поместить наши круги?
А давайте мы подарим их своим самым близким друзьям, родителям и пожелаем им хорошего, весёлого настроения. И пусть, как только они почувствуют грусть, вспомнят про наши “Волшебные круги”, и они помогут им. Всего вам доброго!
Ссылки:
1. Стр. 58-62 “ Изонить //Школа и производство 1995 № 6” Симакова Е.В. Уварова О.В.
Используемая литература:
- Антуганова Н.П. Необыкновенные композиции //Школа и производство 1998 № 4 с. 62.
- Архангельская М. Вышивка по картону //Школа и производство 1996 № 3 с. 58.
- Симакова Е.В. Уварова О.В. Изонить //Школа и производство 1995 № 6 с. 58.
- Орешкова О.А. Творческие задания по изонити //Народное творчество 1998 № 5 с. 77.