Задачи урока:
- Сформировать у учащихся представление о выделении веществ как важном процессе жизнедеятельности живых организмов, способах удаления ненужных веществ у беспозвоночных животных; продолжить формирование умений узнавать органы и системы органов животных на рисунках и таблицах, точно излагать свои мысли, задавать вопросы, отвечать на вопросы.
Оборудование:
- Таблицы “Тип простейшие”.
- Таблицы “Тип членистоногие”.
- Таблицы “Майский жук”.
- Таблицы “Тип кольчатые черви. Дождевой червь”.
Основные понятия и термины:
- обмен веществ,
- сократительная вакуоль,
- выделительные канальцы, нефридии,
- среда обитания,
- продукты жизнидеятельности,
- хлорагогенные клетки.
Ход урока
Введение
Проверка домашнего задания (кроссворд)
- Сосуды, несущие кровь к сердцу.
- Кровь состоит из бесцветной жидкости…
- Кто целый век в клетке?
- Сосуды, несущие кровь от сердца
- Мельчайшие кровеносные сосуды пронизывающие всё тело животного.
- У насекомых кровеносная система…
- У дождевого червя кровеносная система…
- У насекомых, моллюсков по сосудам течёт бесцветная или зеленоватая жидкость, выполняющая функции сходные с кровью, которая называется…..
- Красные клетки придают крови красный цвет, т.к. в их состав входит особое вещество-пигмент…
Ответы:
- Вены.
- Плазмы.
- Сердце.
- Артерии.
- Капилляры.
- Незамкнутая.
- Замкнутая.
- Гемолимфа.
- Гемоглобин.
По кроссворду учащиеся называют тему урока. “Выделение”.
Постановка познавательной задачи
Для нормальной жизнедеятельности организма необходимо постоянство состава жидкостей внутренней среды: цитоплазмы, тканевой жидкости, гемолимфы, крови. Как беспозвоночные животные обеспечивают поддержание относительно постоянного химического состава своего организма при поступлении из окружающей среды различных веществ и их превращений в новые соединения?
Решение познавательной задачи.
Рассказ с элементами беседы по таблицам.
Выделение- выведение из организма конечных продуктов обмена веществ, избытка воды, солей, ядов, образовавшихся в организме или поступивших с пищей.
Механизм выделения зависит от уровня организации организма (одноклеточный, многоклеточный, беспозвоночный или позвоночный, растение или животное) и среды обитания организма.
Из организма выводятся вещества, накопление которых мешает нормальной жизнедеятельности организма, это не всегда отходы, т.е. вещества, которые не могут быть дальше использованы организмом.
Некоторые из образующихся веществ в результате пищеварения или тканевого дыхания до или после выведения из организма ещё могут служить определённым целям.
Основные продукты, подлежащие удалению, их дальнейшая судьба.
Продукт | Источник | Функция |
Кислород | Фотосинтез | Используется при дыхании |
Углекислый газ | Дыхание у всех организмов | Используется при фотосинтезе |
Вода | Дыхание у всех организмов | Растворитель для всех реакций в организме. |
Соли | Пища | Используются при фотосинтезе. Повторно используются при почвенном (минеральном) питании растения |
Органические кислоты | Азотистый и углеводный обмен у некоторых растений и насекомых | Горькие и ядовитые вещества защищают растение и насекомых от поедания животными. |
Соединения азота (мочевина, мочевая кислота, аммиак) | Обмен белков и нуклеиновых кислот | Расщепляются бактериями и повторно используются растениями в виде солей |
Вывод: Продукты жизнедеятельности поступают в окружающую среду и становятся источником пищи и энергии для других организмов. Так происходит круговорот веществ в природе.
Примеры: кислород, которым дышат ученики шестого класса (как и все остальные организмы) является продуктом жизнедеятельности растений, от которого они вынуждены избавляться для нормального протекания фотосинтеза.
Работа с учебником, с. 80, гл. 13 “Выделение”.
Задание: прочитать текст на с. 80. Заполнить таблицу.
Представители | Органы выделения | Для удаления, каких “отходов” жизнедеятельности они предназначены |
Пресноводные простейшие | сократительные вакуоли | воду |
Плоские черви | выделительные канальца | регулируют содержание воды, продуктов обмена веществ |
Дождевой червь | нефридии | продукты обмена. |
Насекомые | Мальпигиевы сосуды | продукты обмена |
Устный отчёт по работе. Комментарии учителя, демонстрация таблиц.
Закрепление материала
Работа по биологическим терминам. (Термины находятся на магнитной доске.)
- Выделение.
- Сократительная вакуоль.
- Нефридии.
- Хлорагогенные клетки.
- Выделительные канальцы.
- Мальпишевые сосуды.
Решение биологических задач.
1. У морских и паразитических простейших ,родственников пресноводной амёбы, сократительные вакуоли отсутствуют. Объясните причину этого. Какая опасность грозит пресноводной амёбе в случае отсутствия у неё сократительной вакуоли?
2.”Содержимое выделительных трубочек выводится в заднюю кишку, где смешивается с не переваренными частицами пищи. Стенки кишки осуществляют обратное всасывание воды, в результате чего из организма выводятся совершенно сухие экскременты в виде шариков” – о каких животных идёт речь?
Вывод: содержание воды в жидкостях тела и его регуляция одна из основных проблем процесса выделения у организмов, живущих в разных средах (водная, почвенная, воздушная).
Задание на дом
Изучить гл. 13 “Выделение”, с. 80. Ответить на вопрос: “Всегда ли целесообразно удалять из организма все продукты жизнедеятельности?”
Оценки за урок: 5 оценок за работу в тетради и устные ответы.