Урок русского языка во 2-м классе: "Развитие умения задавать вопросы что? кто? к словам"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • научить задавать вопросы кто? что? к словам, обозначающим предметы;
  • развивать орфографическую зоркость, учебно-интеллектуальные умения (сопоставлять, устанавливать сходства и различия, делать выводы);
  • воспитывать отношения делового сотрудничества, интерес к предмету.

Оборудование: вертушки (технология Базарного).

Организационный момент

Урок начинается с приветствия и психологического настроя на работу.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

О какой поре говориться в отрывке стихотворения А. С. Пушкина?

– Правильно. И к нам в гости на урок пришла Осень. Она принесла вам каждому букеты осенних листьев. Пока они не сияют осенними красками, но вы их нарядите. Ответили на вопрос учителя, закрасьте листок. В конце урока посмотрим, какие букеты у вас получились. А чтобы они получились красивыми, для этого вам нужно быть активными, внимательными на уроке.

Чистописание

Отгадайте загадку:

Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (Рябина)

  • Посмотрите на слова: рябина, рябинка, рябиновый, рябинушка.
  • Что объединяет данные слова? (Однокоренные, родственные)
  • Найдите лишнее слово? (Рябиновый)
  • Почему?
  • Назовите первый звук, который слышится в слове рябина?
  • Дайте характеристику этому звуку.
  • Как на письме обозначается звук Р?
  • Из каких элементов состоит буква Р и р?
  • Запись в тетради: Р р ррр ра ре ря рябина

Словарная работа

Слова: б.рёза, л.сица, за.ц, р.бина, с.б ака. (На вертушках)

  • Прочитайте слова.
  • Что общего?
  • На какие группы можно разбить данные слова?
  • Какое слово может быть лишним и по какому признаку?
  • Спишите. Определите пропущенную орфограмму.
  • Взаимопроверка.

Физминутка для глаз

Новый материал

1. Послушайте строчки из стихотворения А. Барто:

Кто, кто
В этой комнате живёт?
Кто, кто
Вместе с солнышком встаёт?

  • Выберите те слова, которые могли бы служить ответом на эти вопросы.
    (Кошка, аквариум, Машенька, луч, мячик)
  • Докажите свой выбор.
  • Оказывается, очень важно правильно уметь задать вопрос.

Этому мы и будем учиться на уроке.

2. Упражнения в постановке вопросов кто? что? к словам.

На доске запись:     Кто это?      Что это?

А слова “разбежались” по классу. Соберите слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и распределите по столбикам. (Кукла, ложка, рыба, упала, свечка, яркий, вода, ваза, звонкий, сильный, топает, слон, волк, конфета, ворона, бабушка)

  • Как по-другому назвать слова, распределённые по столбикам.
  • Выпишите слова, состоящие из одного слога и трёх слогов.

Вывод: О чём нужно знать, когда задаёшь вопросы к словам?

3. Работа с учебником.

Упражнение № 57 (с комментированием).

Закрепление

Физминутка (под музыку)

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.

  • Ребята, у нас в классе листопад. (Листочки со словами)
  • Слова не только можно делить на одушевлённые – неодушевлённые, но и объединять в тематические группы.
  • Объедините слова в тематические группы.
люди растения насекомые
доктор дуб стрекоза
артист пшеница жук
девочка клён бабочка
повар тополь муравей
мальчик астра
  • На какой вопрос отвечают слова каждой группы?
  • Выпишите 4 слова:
    1 вариант – слова, отвечающие на вопрос что?
    2 вариант – слова, отвечающие на вопрос кто?

Вывод:

  • Какие слова отвечают на вопрос кто?
  • Какие слова отвечают на вопрос что?

Работа по карточкам

  • Прочитайте.
  • Что это: текст или набор предложений?
  • Докажите.
    1 вариант – выписать слова, отвечающие на вопрос кто?
    2 вариант – выписать слова, отвечающие на вопрос что?

Игра “ Волшебные превращения”

Слова: коса, мак, капля, сон.

  • Какой вопрос зададите к данным словам?
  • Замените в словах 1 букву, так чтобы эти слова отвечали на вопрос кто? (Коза, рак, цапля, сом)
  • Спишите.

Итог урока

Разгадать кроссворд (работа в группах)

  • Какое слово получилось?
  • Какие слова обозначают предмет?
  • О чём нужно знать, когда задаёшь вопросы кто? что?
  • Покажите свои осенние букеты. Они горят разными осенними красками. Значит, вы работали хорошо, у вас было хорошее рабочее настроение.

  1. Семьдесят одёжек и все без застёжек.
  2. Сам алый, сахарный
    Кафтан зелёный, бархатный.
  3. Пришла без красок и без кисти
    И перекрасила все листья.
  4. Шёл, шёл, да и в землю ушёл.
    Меня зовут, дожидаются
    А приду – от меня укрываются.
  5. Сидит девица в темнице, а коса – на улице.
  6. Домовитая хозяйка
    Пролетает над лужайкой,
    Похлопочет над цветком,
    Он поделится медком.
  7. Падают с ветки
    Золотые монетки