Некоторые аспекты повышения оздоровительной эффективности урока физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Анализ школьных программ по физической культуре свидетельствует о смещении акцента с решения образовательных задач физического воспитания в сторону оздоровительных. Данная тенденция наметилась на рубеже 60–70-х годов прошлого столетия и была обусловлена ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения. Впоследствии проблему повышения здоровья школьников решить не удалось, и сегодня мы имеем неутешительные данные, свидетельствующие о том, что динамика снижения показателей уровня здоровья школьников продолжается.

По данным Минздрава России только 5% выпускников школ являются практически здоровыми, 80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофункциональные отклонения, свыше 70% страдают различными нервно-психическими расстройствами (В.Горячев. 1999). Среди школьников, к первой группе здоровья могут быть отнесены 8,6–14,2%, ко второй (группа риска)- 31,7–49,4%, к третьей (с функциональными отклонениями) – 40,4–48,0% и к четвёртой (с хронической патологией) – 0,3–22% (В.Колбанов. 1996).

Одним из важнейших средств улучшения здоровья являются физические упражнения, занятия которыми должны быть организованы в соответствии с организационно-методическими требованиями процесса физического воспитания. Основной формой занятий физическими упражнениями является урок физической культуры, который имеет ряд существенных преимуществ перед неурочными формами занятий.

На рубеже 90-х годов прошлого столетия на страницах учебно-методических изданий и другой литературы развернулась острая дискуссия о сущности урока физической культуры в школе. Одной из самых сложных проблем в организации урока физической культуры в школе является сложность в решении оздоровительных задач. Несмотря на декларирование оздоровительной составляющей урока физической культуры как основной, в настоящее время практически не издаётся методических пособий и рекомендаций к проведению урока физической культуры с акцентом на укрепление здоровья школьников. Одним из существенных противоречий в организации проведения урока физической культуры является решение образовательных задач физического воспитания наряду с оздоровительными. Двухразовые занятия в неделю, сложность в организации проведения урока в процессе учебной деятельности, плохое оснащение учебного процесса также осложняют решение проблемы здоровья школьников средствами школьной физической культуры.

Поиск путей преодоления имеющихся противоречий, вероятно, будет оставаться актуальным и решаться самими преподавателями физической культуры на своём рабочем месте, исходя из имеющихся условий, желания и профессионализма педагогов.

При целесообразном подборе средств и методов физического воспитания возможно повысить оздоровительный эффект физической культуры. Для успешного решения задач оздоровительной составляющей физического воспитания общеобразовательной школы необходимо определить основные аспекты этого процесса, к которым могут относиться следующие:

Профилактика неблагоприятных влияний учебной деятельности на организм учащихся. Ещё в 1870 г. Р.Вихров отмечал более высокое распространение среди учащихся школ некоторых заболеваний, которые впоследствии получили название “школьных болезней”. К основным из них можно отнести нарушения зрения. Нарушение осанки и состояние эмоционального стресса.

Развитие физических качеств, составляющих основу здоровья.

Нарушение остроты зрения является одной из самых распространённых патологий у школьников и составляет в ряде регионов России до 30-40% (Л.Ястребов. 1995). Профилактика близорукости в условиях проведения урока физической культуры имеет ряд преимуществ:

  • большая площадь спортивного зала, снимающая естественное напряжение с мышц глаз;
  • проведение уроков физической культуры на открытой спортивной площадке, имеющей те же преимущества;
  • общий положительный эмоциональный фон занятий и смена деятельности учащихся.

В качестве средств решения проблемы профилактики зрения можно использовать специальные комплексы упражнений, по 3–4 упражнения в каждом, которые направлены на снятие напряжения с глазных мышц. Выполнять комплексы упражнений целесообразно в начале подготовительной части урока физической культуры, после выполнения вводного ритуала. Также возможно выполнение этих упражнений в комплексе ОРУ. Выполнение упражнений занимает 2–3 минуты и не имеет прямой зависимости от особенностей учебного материала, изучаемого на уроке физкультуры.

Ещё одной серьёзной проблемой неблагоприятных влияний учебной деятельности на организм школьника является патология опорно-двигательного аппарата, выраженная в основном, в нарушениях осанки. Это связано с несоблюдением параметров школьной мебели и длительным удержанием вынужденной позы в течение учебного дня.

По данным ряда авторов (Л.П.Матвеев 1991, А.И.Киколов. 1998, Л.Бережков. 1997, А.Сухарев. 1991), до 40–50% учащихся школ имеют нарушения осанки. Уроки физической культуры должны быть направлены на формирование правильной осанки школьника. В этой связи уроки физической культуры имеют все необходимые условия, а именно:

  • обязательное выполнение общеразвивающих упражнений на каждом уроке;
  • возможность использования фронтального метода организации занимающихся при выполнении упражнений для профилактики нарушений осанки;
  • возможность осуществления целенаправленной работы по профилактике нарушений осанки;
  • наличие необходимой материально-технической базы.

Средствами решения задач формирования правильной осанки являются физические упражнения, которые в физическом воспитании принято называть “упражнениями на ощущение правильной осанки”. Это могут быть разнообразные упражнения, внутренняя структура которых направлена на такое выполнение упражнений, при котором осуществлялось бы активное “вытягивание” позвоночного столба, препятствующее уплощению межпозвоночных дисков. Такие упражнения должны включаться в каждый комплекс ОРУ в самом его начале и выполняться как без предметов, так и с предметами (гимнастическая палка, обруч, скакалка и др.). Такие упражнения оказывают непосредственное влияние на формирование правильной осанки. Существует ряд упражнений, оказывающих опосредованное влияние на профилактику нарушений осанки. К таковым можно отнести разновидности ходьбы (на носках, пятках и др.) и бега (с высоким подниманием бедра, приставными шагами и др.). Эти упражнения являются развивающими и специально-подготовительными, и выполнение их подразумевает сохранение правильной осанки. Такие упражнения в совокупности с упражнениями на ощущение правильной осанки могут оказать существенное влияние на решение проблемы патологии опорно-двигательного аппарата школьников. Также весьма полезны для профилактики нарушений осанки плавательные упражнения и передвижения на лыжах.

За последние годы увеличилось психо-эмоциональное напряжение школьников, которое связано с повышающимися умственными нагрузками и сопровождающиеся ощущениями дискомфорта. Такое состояние принято называть “школьными стрессами” (Н.Смирнов. 2003). Одним из эффективных методов противостояния эмоциональному перенапряжению является выполнение на уроках физкультуры дыхательных упражнений, тем более, что выполнение их рекомендуется методическими особенностями проведения урока. Большим преимуществом для выполнения дыхательных упражнений для снятия эмоционального напряжения в условиях урока физической культуры является:

  • относительная простота упражнений;
  • возможность выполнения дыхательных упражнений фронтальным методом;
  • независимость от особенностей образовательных задач урока физической культуры;
  • вынужденная смена деятельности занимающихся с умственной на физическую;
  • оздоровительный эффект дыхательных упражнений.

Существует большое многообразие дыхательных упражнений, а для снятия эмоционального напряжения могут быть рекомендованы дыхательные упражнения без выраженной задержки дыхания. Для выполнения таких упражнений необходимо сосредоточиться на биении сердца и добиться синхронизации дыхания, выполняя на два удара сердца вдох и на четыре удара выдох. В дальнейшем можно увеличивать вдох до трёх ударов, а выдох до шести. Выполнять эти упражнения можно в начале подготовительной части урока, как на месте, так и в движении, перед выполнением разминки. В зависимости от задач урока возможно выполнение таких упражнений и в заключительной части урока.

Несмотря на то, что понятие “здоровье” ещё не получило строгого научного обоснования, под физическим здоровьем понимают степень физического развития индивида. Задачи по гарантированию здоровья решаются на основе развития свойственных каждому человеку физических качеств и производных от них двигательных способностей, особенно тех, развитие которых ведёт к подъёму общего уровня функциональных и адаптационных возможностей организма (Л.П.Матвеев. 1991). Становится очевидным, что для формирования здоровья приоритетным является развитие собственно-силовых способностей и общей (аэробной) выносливости. В качестве средств воспитания собственно-силовых способностей могут использоваться общеразвивающие упражнения, объединённые в комплексы, а также упражнения с отягощениями, в том числе с отягощением собственного веса или веса партнёра. Существует специфика применения собственно-силовых упражнений в зависимости от реализации образовательных задач.

На занятиях лёгкой атлетикой рекомендуется выполнять упражнения собственно-силового характера в конце основной части урока, если не предусмотрено выполнение упражнений для развития общей выносливости. На уроках спортивных игр возможно выполнение таких упражнений с использованием набивных мячей в подготовительной части урока. На занятиях гимнастикой возможно выполнение собственно-силовых упражнений как в подготовительной, так и в основной частях урока. Для школьников целесообразно подбирать отягощения весом 40–60% от максимума, количество повторений должно не превышать 12–16 раз, количество упражнений в комплексе целесообразно не превышать 6–7 упражнений, интервалы отдыха между упражнениями – 2–3 минуты. Упражнения собственно-силового характера выполняются со старшеклассниками, с учащимися среднего школьного возраста в гораздо меньшем объёме, и совсем не рекомендуются для выполнения с детьми младшего школьного возраста.

Для развития общей выносливости применяются упражнения циклического характера продолжительностью до 15–20 минут, в зависимости от возраста и уровня подготовленности, в аэробном режиме. Для развития общей выносливости применяются беговые упражнения, передвижения на лыжах, плавание. В условиях школьной физкультуры наиболее доступными являются бег и передвижения на лыжах. Такие упражнения позволяют легко дозировать нагрузку, доступны для занимающихся и не требуют особых условий.

Наиболее распространённым методом для выполнения этих упражнений является метод стандартного выполнения упражнения в равномерном режиме. Однако, для целенаправленного развития общей выносливости необходимо разнообразить применяемые методы. Для этого возможно выполнение упражнений общей выносливости методом стандартного выполнения упражнения в режиме повторной нагрузки. Для учащихся старшего школьного возраста и наиболее подготовленных учеников целесообразно применение циклических упражнений методом переменно-непрерывного упражнения. Наиболее сложным является выполнение упражнений в переменно-интервальном режиме, которое возможно лишь при соответствующей подготовке занимающихся. Также для воспитания общей выносливости может использоваться метод круговой тренировки выполнения физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы. Необходимо помнить, что оздоровительный эффект аэробной нагрузки находится в диапазоне ЧСС 130–140 уд. В мин., так как в этом случае наблюдается наибольший ударный объём сердечной мышцы.

Безусловно, проблема повышения оздоровительного эффекта урока физической культуры требует серьёзной научной проработки, сложность решения которой заключается в малом количестве уроков физической культуры и в необходимости решения на одном уроке образовательных и оздоровительных задач, что зачастую вступает в противоречие.

Вероятно, в ближайшее время не будет найден выход из создавшегося положения, и оптимизация урока физической культуры в сторону повышения его оздоровительного эффекта будет решаться самими учителями физической культуры исходя из имеющихся условий и средств, опыта и профессионализма и в первую очередь понимания необходимости участия в решении данной проблемы.