Урок по учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас". 2-й класс. Тема: "Воздух и его свойства"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели  урока:  

  • познакомить с некоторыми свойствами воздуха, значением воздуха для всего живого планеты  и его охраны;
  • учить наблюдать, делать выводы, обобщать;
  • воспитывать бережное отношение природе.

Оборудование: глобус, мяч, тетради, духи, воздушные шарики, аптечные весы, пластмассовая бутылка, видеофильм, «волшебный» ключ, буквы, картинки и нарисованный человечек.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

         Прозвенел долгожданный звонок.
         Он позвал всех на урок.
         И мы время не теряем
         И работу начинаем.

  Ребята, у нас гости. Поприветствуйте их. Улыбнитесь  гостям   и  друг другу.

  1. Вводная  беседа.

Начинаем наше занятие.О чем же пойдет речь мы узнаем немного позднее.
- Посмотрите, что у меня в руках?
     ( Глобус)
- Какого цвета больше на глобусе?
     ( Голубого)
- Что обозначено голубым цветом?
     ( Вода)
- Да, 5 огромных океанов омывают нашу сушу.
- Кроме  Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого и Южный океанов, есть на  свете , еще один океан –  самый большой из всех, и вы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, « купаетесь» в нем.

И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, автобусы и машины день и ночь «купаются» в этом океане.
Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды.
Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по  его  просторам  самолеты.
- Как вы  думаете,  о каком океане идет речь?
- Не догадались?
- Есть еще одна подсказка.
   Отгадайте загадку. Отгадка и будет темой нашего занятия.

                     Через нос проходит в грудь
                      И обратный держит путь.
                      Он невидимый и все же
                      Без него мы жить не можем.
                               ( Воздух).

- По каким признакам вы нашли отгадку?
- Правильно, речь шла о воздушном океане.
- Без пищи человек живет 5 недель, без воды 5 дней, а без  воздуха  и 5-ти  минут прожить не может.
- Как вы  думаете,  из  чего состоит воздух?
                               ( Из газов).

- Правильно, воздух состоит из несколько газов, они невидимы, но чтобы вам лучше представить, каких газов в воздухе больше, а каких меньше посмотрите на этот шарик.

- С какими газами вы уже знакомы?
- Что вы знаете о кислороде?
- Что вы знаете об углекислом газе?

  • 3. Работа над новым материалом.
     - Тема нашего урока « Воздух и его свойства».
    Посмотрите на доску. Кого вы видите?
     ( Человечка).
    - Почему он грустный? Посмотрите, что окружает нашего человека? Может  теперь, мы  поймем, почему он грустный?
     (Человека окружает нездоровая природа, грязный загазованный воздух).
    *** На  классной  доске расположен  человечек,  с  одной стороны от   него картинки  с  изображением  предметов загрязняющие  нашу  среду, а  с  другой стороны  предметы
     способствующему очищению  воздух.

    - Сегодня на уроке  узнаем:
  • Какими свойствами обладает воздух?
  • Как человек использует эти свойства?
  • И что же делать должны все мы, чтобы наш человечек   не грустил?

А в этом нам поможет волшебный ключ к вашим знаниям.
- Что у меня в руках?
     ( Мяч ).
- Как вы догадались? По каким признакам?
      ( Круглый, резиновый, маленький, красный,  может подпрыгивать и  в воде плавать).
 -А почему он плавает?
При помощи волшебного ключа можем открыть свойства воздуха. Все эти свойства (признаки) по которым мы узнаем данное тело или вещество.
- Кто из вас видел воздух?
Он ведь около нас, а мы его не видим.
Он невидим.
Воздух заполняет все промежутки, трещинки и щели в предметах. Куда бы мы не пошли, куда бы ни поехали по морю или по суше, как бы высоко ни поднялись на самолете, как бы низко ни спустились в шахту, - повсюду есть воздух.
А как это можно доказать?
Оказывается можно доказать, что он около нас.
- Возьмите тетрадку и помашите ей. Что вы чувствуете?
  ( Ветерок).
Это и есть воздух, который движется , перемещается с места на место.
Когда ты бежишь, то чувствуешь, как воздух ударяется тебе в лицо. Значит, и ловить воздух нечего, потому что он везде с тобою, и ты им дышишь. Если окунуться с головой в воду, везде вокруг тебя будет вода. Так и воздух со всех сторон тебя окружает.
Волшебным ключом открываем первое свойство –

   ***  Невидим

- А теперь поднимите тетрадь перед собой, видите ли что за ней?
 ( Нет, тетрадь непрозрачная, через нее не видно других предметов)
- А через стену можем увидеть, что делается в соседнем классе?
- А другие предметы, которые вас окружают? (Да)
Значит воздух, какой? (Прозрачный).
Волшебным ключом мы открываем второе свойство-

  *** Прозрачен

А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали? (Ничего).
Закройте глаза. А сейчас? ( Запах духов).
Запах, мы ощущаем, когда частицы вещества попадают к нам в нос. Где вы чувствуете сильные запахи?
 ( В столовой, парикмахерской, аптеке и т.д.)
Значит, какой вывод?
(Чистый воздух запаха не имеет).
Открываем ключом, что воздух

  ***    Не имеет запаха.

- Посмотрите на комнатные растения.
Какого они цвета?
А  классная доска?
А как вы думаете, какого цвета воздух?
Открываем следующее свойство-

  *** Бесцветен.

А вот толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно.
Что вы видите вверху? ( Небо).
Мы привыкли называть воздушный океан – небом.
Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе слепящий, огненный диск Солнца. Ночь наступала бы и кончалась мгновенно, без тех переходов, которые мы называем словами «утро» и «вечер».
Воздушный океан очень важен для жизни. Потому что воздухом дышат люди, звери, птицы и растения – все живое на Земле.
-Закройте ладошками рот и нос.
 Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто сколько может без воздуха.
Какое было желание? ( Открыть нос).
Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.
  Вы, наверное, устали
  А теперь все дружно встали.
 

 4.           Физминутка

Упр.1    « Упрямая свеча».
   Наберем в грудь «побольше», воздуха и задуем воображаемую свечу на счет 1,2,3,4,5.
Не погасла, попробуем еще раз.
Упр.2   « Проколотый мяч».
   Надулись как мячик, выпустили воздух  с-с-с.
Упр.3  « Лесной ландыш».
   Свободная поза, сорвали ландыш, глубоко понюхали.
    Ах?- выдох . (3-4 раза).
Продолжим изучать свойства воздуха.
А чтобы узнать о других его свойствах, нужно проделать опыты.

5. Демонстрация опытов.  

    ОПЫТ   1.
Положим на чашу весов надутый и не надутый шарик.
Что мы видим?
(Что в надутом шарике есть воздух, он перевесил).
Выявили еще свойство , что воздух 

   ***Имеет вес.
   

   ОПЫТ    2.
Что у меня в руке? ( Пластмассовая бутылка без пробки).
Польем на нее холодной водой, а затем, наденем на горлышко резиновый шарик, а теперь поставим бутылку в
емкость с горячей водой.
 Что вы заметили? (Шарик сам начинает надуваться).
А теперь, бутылку польем холодной водой. (Шарик спускается).
Почему?
Волшебным ключом открываем еще свойство.

  При нагревании расширяется

 При охлаждении сжимается.
Какие же свойства воздуха, мы смогли открыть волшебным ключом:

  • невидим,
  • прозрачен,
  • не имеет запаха,
  • бесцветен,
  • имеет вес,
  • при нагревании расширяется,
  • при охлаждении сжимается.

Человеку и другим живым существам нужен для дыхания чистый и только чистый воздух .Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле!
А как же загрязняется воздух, мы посмотрим видеофильм.
От чего же грустил наш человечек?
Что же делается для очищения воздуха?
Ребята, посмотрите, повеселел ли наш человечек?
А почему?
Главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. При дыхании людей и остальных существ образуется много углекислого газа.
Растения поглощают этот газ, а выделяют кислород!
Вот почему так легко дышится там, где много зелени.
Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы.

6. Итог урока.

Наш урок подходит к концу.
Что вы узнали нового?
Что же нужно для нашей жизни, чтобы все на планете были здоровы и счастливы?
( Дети из букв собирают слова).
  « Чистый воздух!»