Однажды по лесу шёл мудрец. Он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно устал, а результат был очень невелик.
“Что ты делаешь?” – спросил мудрец. “ Не видишь, я работаю!” – сердито ответил лесоруб. “ Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее”, - посоветовал мудрец. “ Не мешай, мне некогда, мне работать надо”, - ответил упрямый лесоруб.
Ситуация, представленная в данной метафоре, хорошо знакома всем, кто работает в школе учителем. Зачастую, проводя до тысячи уроков за один только учебный год, сталкиваемся с проблемой лесоруба. Как разрешить её? Один из возможных путей представлен в данном педагогическом проекте.
Сравнение результатов письменных работ учащихся за несколько разных лет позволило обнаружить проблему снижения уровня практической грамотности. И наличие данной проблемы, и скорость, с которой снижается уровень грамотности, заставили обратиться к современным достижениям науки.
Необходимо было найти ответ на единственный вопрос: какая современная технология, какая современная методика поможет выстроить такую систему работы, при которой можно достичь следующих целей:
а) остановить темпы снижения уровня грамотности,
б) направить этот нежелательный процесс в противоположную сторону.
На наш взгляд, такие возможности предоставляет Нейролингвистическое программирование. Данная технология может быть применена в условиях обычной общеобразовательной школы при реализации государственной стандартной программы при работе по стабильным учебникам в системе классно-урочного преподавания предметов обычным современным учащимся.
НЛП – новое прогрессивное направление в психологии, в основе которого лежит стройная система убеждений и предположений относительно масштабов человеческих возможностей, процессов коммуникации и изменений в человеке. Оно возникло в 1974 г. ( с выходом в свет книг Д.Гриндера и Р.Бэндлера ) как эффективная модель коммуникации.
В современном мире НЛП успешно используется в контексте менеджмента, психотерапии и образования. Это психологическое направление соединяет в себе знания нескольких наук: кибернетики, психологии, лингвистики и нейробиологии.
В основу НЛП положено следующее научное представление: известны пять основных способов, с помощью которых люди воспринимают мир. Мы можем видеть, слышать, чувствовать, нюхать, пробовать на вкус.
В нашем мозгу полученная органами чувств ( сенсорная ) информация трансформируется в некоторое представление, модель ( репрезентацию ). Эти индивидуальные модели в НЛП называются репрезентативными системами.
Учёные установили, что в первую очередь мир воспринимается зрительно ( визуальная система восприятия – В ), на слух ( аудиальная система восприятия – А ), в ощущениях ( кинестетическая система восприятия – К ).
Система, которая используется чаще, чем другие, считается предпочитаемой репрезентативной системой человека. Она используется как сознательно, так и бессознательно. Демонстрируя предпочтение одной репрезентативной системы, человек тем не менее использует и другие. Ведущая репрезентативная система формирует обобщённый тип личности: визуалы, аудиалы, кинестетики.
Кроме того, исследования психологов свидетельствуют, что ведущая модель построения мира зависит от возраста. Так ученики начальной школы в основном кинестетики, средней – более аудиалы, а в старшей – более визуальны.
Второе научное представление, лежащее в основе НЛП, - представление о памяти как о способе хранить воспринятую информацию ( и трансформированную в модель ) и воспроизводить её. Данное представление связано с лево- и правополушарной памятью, а также концепцией доктора Р.Сперри о доминировании одного из полушарий у человека.
Начиная с 80-х годов ХХ в. НЛП заняло своё достойное место в образовании за счёт кардинального изменения подхода к личности ученика, к условиям общения ученика и учителя, к скрытым резервам как ученика, так и педагога; за счёт последовательного, детального, системного перевода научных идей в область каждодневной практики; за счёт высокой степени результативности и эффективности работы в рамках данной системы.
Итак, поведём речь о том, как повысить уровень практической грамотности учащихся на уроках русского языка на основе НЛП.
Цель нашей работы – повышение уровня практической грамотности учащихся посредством применения техник НЛП. Под практической грамотностью мы подразумеваем прочно сформированные орфографические и пунктуационные умения и навыки в пределах программных требований, овладение учащимися нормами правописания русского литературного языка.
Выдвигаем рабочую гипотезу: если мы будем развивать внимание, мышление, память, то окажем существенное положительное влияние на уровень грамотности учащихся, т.к. между перечисленными психическими процессами и письмом существуют тонкие, прочные, взаимозависимые корреляционные связи.
Разделим нашу работу на 4 этапа:
- Формирование поля наблюдения и опытно-экспериментальной работы.
- Формирование научно-методической компетенции учителя.
- Влияние на уровень практической грамотности посредством упражнений, развивающих внимание, мышление, память учащихся.
- Соотнесение получаемых результатов с ожидаемыми.
Представим для каждого этапа свою группу задач:
1.1Проведение опытно-экспериментальной работы в одном классе.
1.2.Установление начального ( в рамках нашей работы ) уровня практической грамотности учащихся.
1.3.Определение ведущей репрезентативной системы у учащихся класса.
1.4.Установление начального ( в рамках нашей работы ) уровня внимания, мышления, памяти учащихся.
2.1Изучение научных идей и теоретических основ НЛП.
2.2.Отбор приёмов, упражнений и заданий, предлагаемых НЛП-технологией, для непосредственного использования на уроках русского языка.
3.1.Внедрение научно-практических знаний в практику каждого урока.
3.2.Наблюдение за реакцией учащихся, выделение и отбор приёмов, упражнений, задач эффективных, “ работающих”.
3.3.Создание системы работы по повышению уровня практической грамотности учащихся.
4.1.Текущий мониторинг.
4.2.Коррекция.
Дальнейшая работа по решению задач каждого этапа не содержит особенных трудностей:
- установить начальные уровни практической грамотности, внимания, мышления и памяти учащихся, ведущей репсистемы по известным методикам ( см. приложение № 1,2,3 ) легко и просто;
- познакомиться с методической литературой по НЛП-технологии и отобрать подходящие для работы на уроках русского языка приёмы, упражнения и методы можно.
Но особенного внимания, усилий и мастерства требует создание из отобранных приёмов системы, которая сопрягалась бы с целями и задачами такого учебного предмета, как русский язык, и конкретно бы влияла на повышение уровня практической грамотности.
НЛП-технология достаточно органично встраивается в процесс обучения, непосредственно в урок. По нашим наблюдениям, все традиционные структурные элементы урока естественно, активно “ откликаются” на использование НЛП-приёмов. Их эффективность обуславливается внешне привлекательной для учащихся формой и содержанием, развивающим и управляющим психическими процессами каждого учащегося.
В классе, где мы проводим опытно-экспериментальную работу, по результатам диагностики ведущей репсистемы определено почти равное количество визуалов, аудиалов, кинестетиков. В связи с этим и с учётом уровня внимания, особенностей памяти и мышления мы отобрали такие приёмы, как “ Прослушивание метафор”, “ Дождь”, “ Метод Цицерона”, “Игра с мячом” и др.
Определим место уже апробированных НЛП-приёмов, упражнений и методик в традиционной структуре урока. Для этого возьмём схему урока, приведённую в брошюре Калминой Н.И. ( Калмина Н.И. Иду на урок.: Методические рекомендации. – Омск: К 17 ООИПКРО, 2002, с. 18), и включим в неё уже отработанные приёмы, из которых строим нашу систему.(см. таблицу №2)
Визуальные наблюдения за эффективностью НЛП-приёмов показывают, что класс быстрее самоорганизуется в начале урока,
- концентрирует внимание во время прослушивания метафор,
- становится активнее в работе,
- учащиеся эмоционально поддерживают упражнения,
- на перемене “ играют” с этими же приёмами,
- качественнее выполняют домашнее задание,
- концентрируют внимание во время объяснения нового материала.
Но самыми важными для нашей работы являются следующие результаты:
А) в словарных диктантах количество орфографических ошибок снизилось до 20 %, качественный анализ показал, что улучшения происходят у ВИЗУАЛОВ;
Б) в обычных текстовых диктантах количество орфографических ошибок снизилось на 0,3 % при применении обратной проверки написанного текста за счёт собственных исправлений учащихся, изменения наблюдаются как у ВИЗУАЛОВ, так и у АУДИАЛОВ ( приложение № 5 ).
Эти изменения и есть то, к чему мы стремимся. Система складывается. Дальнейшие перспективы:
- продолжение развития ведущих репсистем у учащихся,
- создание системы работы для всех типов уроков,
- повышение уровня её целостности ( качества),
- обобщение опыта.
Создавать систему – крайне увлекательное и полезное дело для учителя. Эта работа сродни работе зодчего, строящего храм.
Завершим наш проект метафорой.
Путешественник увидел трёх рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил у каждого, что он делает.
Первый ответил: “ Толкаю эту тяжёлую тачку, будь она проклята”.
Второй сказал: “ Зарабатываю на хлеб для своей семьи”.
А третий гордо произнёс: “ Я СТРОЮ ПРЕКРАСНЫЙ ХРАМ”.