Этот урок целесообразно проводить в конце изучения темы: “Тепловые явления в 8 классе”.
Урок проводился в физико-математическом классе.
Вопросы подбирает учитель и раскладывает в конверты. Количество конвертов и их название – творчество учителя. Вопросов – желательно на 1–2 больше, чем человек в команде, чтобы у детей было право выбора. Форма работы – групповая в сочетании с индивидуальной.
Класс делится на группы по желанию, садятся по группам, выбирают капитана. Члены команды получают номер по порядку, капитан эмблему “К”. На столе расположены конверты, названием вниз. Капитан выбирает конверт своей команде. На столе учитель раскладывает карточки “По желанию учителя”, “По указанию капитана”, “Выбор ученика ”, “Все всё ”.
Капитан команды выходит и вытягивает карточку, на которой указано как они будут отвечать.
“По желанию учителя” – учитель называет № вопроса и № ученика в команде.
“По указанию капитана” – капитан указывает ученика, которой будет отвечать.
“Все всё” – вся команда отвечает на вопросы своего конверта.
“Выбор ученика ”- из команды отвечает ученик по желанию, вопрос тоже по его желанию.
Этот урок желательно проводить на сдвоенном уроке.
После ответа ученика на свой вопрос присутствующие в классе могут высказывать замечания, дополнения. Если команда не справилась с вопросом – то отвечает любой ученик по желанию.
После того как будут даны ответы на вопросы, в конвертах остаются еще вопросы. В оставшееся время разбираются эти вопросы. Право первого ответа – учащиеся из других команд. Отметку получают в конце первого урока. Существует элемент игры. Так, у меня получилось, что когда капитан вытащил конверт “По собственному желанию”, вышла отвечать вся команда, хотя предполагался ответ одного ученика. Или конверт “Советы молодой хозяйке” по иронии судьбы чаще достается мальчишкам.
Цели урока:
- образовательная: обобщение и повторение знаний учащихся по теме: “Тепловые явления”; развитие навыка работы в группе; умение правильно высказывать мысли, опираясь на изученный материал;
- воспитательная: приучать детей к доброжелательному общению, взаимопомощи, взаимопроверке, самооценке, умению слушать других;
- развивающая: продолжать учиться анализировать условия задания; анализировать и оценивать ответ одноклассников; продолжать развивать монологическую речь с применением физических терминов; развивать умение видеть физические явления в окружающем мире.
Автолюбители
1. Почему резервуары с бензином предпочтительнее размещать под землей?
( Это уменьшает нагревание в нем горючего и интенсивность его испарения).2. Почему бочка для хранения бензина должна закрываться пробкой с резиновой прокладкой, причем очень плотно?
(Резиновая прокладка, плотно прижатая пробкой, исключает выливание, улетучивание испаряющегося бензина).3. Когда выгоднее заправить машину: ранним утром или днем?
(Ранним утром, т.к. прохладно, а бензин при охлаждении сжимается сильнее и в бак его вместится больше).4. Зачем на цилиндрах мотоциклах устроены тонкие и широкие ребра?
(Двигатель при работе нагревается, и увеличение поверхности нагретого тела способствует его быстрейшему охлаждению. Ребристая поверхность имеет большую площадь).5. Для чего радиаторы автомобилей зимой надевают утеплительный чехол?
(Чехол является теплоизолятором. Он предохраняет двигатель от переохлаждения).
Садовод – любитель
1. Почему сады не разводят в низинах?
(Холодный воздух как более плотный скапливается внизу. В низких местах чаще бывают заморозки).2. Почему агроном дал указание полить вечером огородные культуры, когда по радио передали сообщение о том, что ночью будут заморозки?
(Удельная теплоемкость воды очень велика. При охлаждении вода будет отдавать тепло земле ).3. Опасаясь заморозков, в садах раскладывают дымовые кучи, верхний слой которых должен состоять из сырого мусора, хлама, навоза. Почему? Не лучше ли зажечь сухую солому?
(Горящая куча должна давать дым долгое время; энергия топлива должна превращаться во внутреннюю энергию водяного пара, т.к. в дымовой завесе происходит конденсация пара и при этом выделяется большое количество энергии. Поэтому температура воздуха будет поддерживаться во время задымления положительной. Сухая солома сгорает быстро. В ее дыме мало водяного пара и эффект в спасении сада от заморозков слабый).4. Почему для растений опасно их покрытие ледяной коркой?
(Теплопроводность льда в 20 раз больше, чем снега, поэтому растения вымерзают).5. Почему овощные культуры, находящиеся вблизи водоемов (озер, рек, прудов) меньше страдают от заморозков, чем расположенные вдали от них?
(Удельная теплоемкость воды очень велика 4200 Дж/кг°С, поэтому вода днем медленно нагревается, а ночью когда воздух и почва остывают быстрее, отдает тепло, запасенное днем, окружающим культурам).
Физика на кухне
1. Почему коробятся нарезанные для сушки фрукты, грибы?
(Одна поверхность фруктов сохнет быстрее, чем другая, вследствие чего быстрее сжимается ).2. Капля воды, попав на раскаленную плиту, начинает на ней прыгать. Почему?
(Раскаленная плита, нагревая поверхность капли, образует вокруг оболочку пара. Этот пар подбрасывает каплю вверх).3. Известно, что с понижением давления температура кипения уменьшается. Почему бы тогда не устраивать в кухонных кастрюлях отсасывающие устройства для воздуха? Ведь это бы позволило сэкономить большое количество топлива.
(Мясо можно сварить только при температуре кипения 100°С).4. Почему вода, налитая на мерзлую клюкву, замерзает?
(Температура клюквы значительно ниже 0°С. Вода отдает тепло клюкве, охлаждается и замерзает ).5. Если вы окунете кусочек хлеба в горячий чай, то рискнете ли, не подув на него, отправить его в рот? А если окунете кусочек сахара, нужно ли на него дуть, прежде чем взять в рот?
(Хлеб в воде не растворяется. При растворении сахара расходуется энергия. Она берется из окружающей жидкости. Поэтому вода, впитавшаяся в сахар и растворяющая его, имеет более низкую температуру, чем вода в стакане). [1]6. В кастрюле бурно кипит вода, и в ней варятся макароны. Кипит ли вода в трубках макарон?
(Нет. Чтобы вода в макаронах кипела, ей необходимо сообщать тепло от более нагретого тела. Вода в кастрюле не может быть нагретой выше температуры кипения. Поэтому температура воды в полости макарон может лишь сравняться с температурой воды в кастрюле).
Советы молодой хозяйке
1. Чтобы быстрее сварить картофель, надо на поверхность воды положить кусочек сливочного масла. Зачем?
(Масло растечется по поверхности горячей воды, образуя тонкую пленку, которая уменьшит испарение воды, поэтому температура быстрее достигнет температуры кипения). [9]2. Проверить достаточно ли разогрелся жир для жарения пирожков, можно так : капните сверху 2-3 капли воды. Если они испарятся с поверхности – жир готов, если уйдут на дно – значит пирожки опускать рано.
(Плотность воды больше плотности жира, значит вода всегда опускается на дно. Температура кипения жира около 200°С, поэтому, если жир разогрелся, то капля воды за счет своей маленькой массы быстро нагреется и испарится с поверхности). [9]3. Разведенный водой крахмал вливайте в горячий сироп сразу, не частями и быстро размешивайте. Лейте крахмал не в середину кастрюли, а ближе к ее стенкам.
(Крахмал надо лить к стенкам, т.к. из-за лучшей теплопроводности стенок температура вблизи них несколько ниже, чем в середине кастрюли).4. Если варить яйцо в бурно кипящей воде, то белок получается твердым, а желток более жидким. Почему?
(В горячей воде скорлупа нагреется быстрее и молекулы в яичном белке начнут расправляться и сильнее притягивать друг друга. Поэтому белок получается твердым. Теплопроводность его уменьшается и желток получается более жидким). [6]5. Если неправильно наклеили марку, то положите конверт с маркой между двумя кусками хлеба и прижмите чем-нибудь тяжелым. Через пару минут марка отклеится.
(В хлебе содержится вода, которая проникнет в засохший клей и марка отклеится). [9]
Лирики о физике
1. Из русской сказки “Лисичка - сестричка и серый волк”. Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать : “ Ловись, рыбка, и мала и велика! Ловись, рыбка и мала и велика!”. Вслед за ним и лиса явилась; ходит около волка да причитывает: “ Ясни, ясни на небе звезды! Мерзни, мерзни волчий хвост!”. Хвост и примерз. Каким путем покинуло тепло хвост волка?
(Излучением).2. Из алтайской сказки “ Горностай и заяц”. Молча думал свою думу мудрый медведь. Перед ним жарко трещал большой костер, над огнем на железном треножнике стоял золотой котел с семью бронзовыми ушками. Этот свой любимый котел медведь никогда не чистил: боялся, что вместе с грязью счастье уйдет, и золотой котел был всегда ста слоями сажи как бархатом покрыт. Влияло ли на нагревание воды то , что котел был покрыт “ ста слоями сажи”?
(Да, так как сажа пористая, то нагревание воды будет происходить медленнее.)3. “Дед Яков позвал к себе Сережу и Олега.
- Нет у меня сына, - сказал он, чтобы передать ему рукомесло мое … Вам, ребятишки, скажу, почему в кувшинах моих вода холодеет. Может, оно вам в жизни сгодится. Кульбабу знаете?
- Знаем, - ответил Сережа. Кульбабой называют одуванчик.
- Летучки с нее нужно в глину замесить. Из расчета две полных жмени на кувшин. В горне они сгорят…”
Зачем нужно в глину замешивать летучки от одуванчиков?
(Когда летучки сгорят в горне, то останутся в глине крошечные дырочки, сквозь которые вода начнет вытекать и испаряться, охлаждая при этом воду в кувшине).
Юные детективы
1. Приятного аппетита.
– Хорошенькая история! – проговорил инспектор Варнике, выслушав фрау Пепприх, у которой только что украли двух откормленных к празднику гусей. – Теперь расскажите, пожалуйста, все по порядку.
- Я была у соседки. Возвращаясь домой, я заметила, что двери сарая раскрыты. Я уверена, что злоумышленник похитил бы всех гусей, но его, вероятно, кто-то предупредил. Мне показалось, что, когда я выходила от Леманов, кто-то свистнул.
- Значит, вы услышали свист? – задумчиво проговорил Варнике. – Придется поближе познакомиться вон с тем молодым человеком.
- Я ничего не видел и не слышал, - заявил мотоциклист, - Я здесь только что остановился, у меня что-то случилось с мотоциклом. По-видимому, испортилась свеча.
- В вашем объяснении, молодой человек, кое-что не соответствует действительности, - сказал инспектор Варнике. Я хотел бы пожелать вам приятного аппетита на тот случай, если во время праздника вместо гуся вам придется довольствоваться тюремной похлебкой.
Почему инспектор Варнике заподозрил молодого человека в соучастии в краже?
(При езде свеча разогревается до температуры возгорания бензина, поэтому в руках ее удержать невозможно).
2. Разбитая ваза.
Вчера я вернулся домой со службы несколько раньше, чем обычно. Только я присел за стол, собираясь поужинать, как вдруг в комнате у жены что-то упало. Я бросился туда и увидел, лежащую на полу старинную вазу, которой моя жена очень дорожит. Ваза была разбита. В этот же момент из комнаты выбежал какой-то человек. Я кинулся за ним. Но, как только я оказался на улице, стекла моих очков тотчас запотели. Вы ведь знаете, что сейчас у нас стоят холодные вечера. Я споткнулся о грабли, упал и потерял незнакомца из виду. Я очень прошу вас разыскать злоумышленника. Ведь он, конечно, намеривался ограбить нашу квартиру. К тому же, как объясню жене – а она сегодня возвращается от своих родителей, - каким образом ее ваза оказалась разбитой?
- Я не могу понять, почему вы, господин Вольдемар. Так боитесь своей жены. Вы вот пытаетесь ввести меня в заблуждение, ссылаясь на какого-то мнимого преступника, а будет гораздо лучше, если вы просто расскажите жене, как все произошло.
Почему инспектор Варнике отказался расследовать это происшествие?
(Очки запотевают, когда человек с улицы заходит в теплую комнату, а не наоборот).
3. Деревянная трость.
Шерлок Холмс пошарил на дне ящика и вытащил деревянную трость.
“Торговец – мошенник мне доказывал, что ходил с этой тростью без малого 15 лет. Мне пришлось доказывать ему, что она сделана совсем недавно. Я отпилил от трости кусок и проделал опыт. С помощью которого убедился, что она сделана из только - что срубленного дерева”.
В чем заключался опыт Шерлока Холмса?
(Отпилить кусок трости и бросить его в камин. Сырое дерево при горении дает много дыма и горит плохо, потрескивая. Кроме того, если дерево плохо просохло, то на ненагреваемом конце выделяется вода, в то время, как другой конец начинает сохнуть и загорается).
4. На покинутой даче.
- Все ясно, - ледяным голосом заметил инспектор Варнике. – Попрошу вас следовать за мной.
С наступлением затяжных осенних дождей семейство Виммер покинуло дачу и вернулось в свою городскую квартиру. Еще до переезда Виммер договорился с соседом по даче неким З., чтобы тот присматривал за его хозяйством. Через несколько дней после Нового года З. позвонил Виммеру и взволнованным голосом сообщил, что дача ограблена. Виммер тотчас же обратился в полицию, и вскоре инспектор Варнике уже допрашивал З. Тот рассказал следующее: “Как-то ночью я услышал подозрительный шум. Несмотря на сильный мороз, я сразу поднялся и отправился к даче Виммера. Я заглянул в окно, но все стекла замерзли, и я ничего не смого увидеть. Тогда я продышал небольшую дырочку во льду, покрывавшем оконное стекло, и посветил карманным фонариком. В комнате был страшный беспорядок. На следующее утро я позвонил Виммеру и обо всем рассказал”.
Почему инспектор Варнике заподозрил З. в краже?
(Стекла окон замерзают изнутри квартиры, т. к. теплый воздух комнаты, соприкасаясь с холодными стеклами, охлаждается до точки росы).
Физика на прогулке
1. Почему в мороз снег скрипит под ногами?
(Ломаются сотни тысяч снежинок – кристалликов).2. Половина ледяной поверхности пруда была покрыта сначала зимы толстым слоем снега, а другая половина – была расчищена для катания на коньках. На какой половине катка толщина слоя льда больше?
(Толщина слоя льда больше на очищенной, т.к. снег рыхлый и предохраняет воду от промерзания).3. В жаркие дни в лиственном лесу бывает прохладнее. Почему?
(Площадь поверхности листа большая, поэтому испаряется много влаги. При испарении тепло забирается из воздуха).4. Почему у грязной лужи белая ледяная поверхность слоя?
(Температура замерзания чистой воды и воды с примесями различна, т.к. примеси имеют плотность больше воды, то они будут оседать на дно. Вначале будет замерзать тот слой, в котором осели примеси).5. Почему, если дыхнуть себе на руку, получается ощущение тепла, а если дунуть, то ощущение прохлады.
(Выдыхаемый воздух теплее поверхности руки и может ее нагреть. Но если струя воздуха быстро движется, с поверхности руки происходит усиленное испарение влаги, вследствие чего получается охлаждение).
Юный мастер
1. Все знают: сделать в стекле отверстие – дело довольно трудное. Стальное сверло быстро нагревается и перестает резать. Чтобы избежать этого, достаточно поместить стекло в ванночку с водой. А если стекло большое, достаточно соорудить на нем небольшое “озерцо” с пластилиновыми “берегами” и выполнить сверление.
(При сверлении совершается работа и сверло быстро нагреваются. У воды большая удельная теплоемкость и при сверлении выделяющееся тепло будет забирать вода, нагреваясь при этом).2. У железа или стали удельная теплоемкость значительно больше, чем у меди. Почему же паяльники делают из меди, а не из стали или железа?
(Медь обладает лучшей теплопроводностью, чем железо или сталь. Благодаря хорошей теплопроводности меди припой и материал, на который наносится припой, быстро нагревается. Медь также хорошо смачивается припоем и это создает удобства в работе).3. Зачем в гараже рядом радиатором зимой ставят большой таз с водой? (При приближении температуры воздуха до температуры замерзания воды сосуд, наполненный водой служит резервуаром тепла. Когда в нем начинается образовываться лед, освобождается достаточно большое количество тепла, благодаря чему дальнейшее охлаждение помещения задерживается).
4. Почему при вколачивании гвоздя в дерево шляпка его мало нагревается, а когда гвоздь вбит, достаточно нескольких ударов, чтобы сильно нагреть шляпку? (Когда гвоздь перемещается, небольшая часть кинетической энергии молотка превращается во внутреннюю энергию гвоздя и дерева и шляпка слабо нагревается. Когда гвоздь вбит, то большая часть кинетической энергии молотка превращается во внутреннюю энергию шляпки гвоздя. При этом температура значительно повышается). [4]
ЛИТЕРАТУРА
1. М. Е. Тульчинский “Занимательные задачи – парадоксы и софизмы по физике”. Москва, “Просвещение”, 1971 год.
2. М. Е. Тульчинский “Качественные задачи по физике в средней школе”. Пособие для учителей. Издание 4 – Е, переработанное и дополненное. Москва, “Просвещение”, 1972 год.
3. М. Е. Тульчинский “Качественные задачи по физике 6 – 7 класс”. Пособие для учителей. Москва, “Просвещение”, 1973 год.
4. В. И. Лукашик “Физическая олимпиада в 6 – 7 классе”. Пособие для учащихся. Москва “Просвещение”, 1976 год.
5. Я. И. Перельман “Знаете ли вы физику?”. Переиздание – Екатеринбург, “Тезис” 1994 год.
6. Дж. Уокер. “Физический фейерверк”. Под редакцией кандидата физико–математических наук И. Ш. Слободецкого. Издательство “Мир” Москва, 1979 год.
7. “Мир физики в художественной литературе” – Редактор составитель М63 С.А. Тихомирова - Москва: Школа – Пресс, 1997 – 64с. (Библиотека журнала “Физика в школе”. Выпуск 10).
8. В. И. Елькин “Необычные учебные материалы по физике”. Москва, “Школа – Пресс” 2000 год. (Библиотека журнала “Физика в школе”. Выпуск 16).
9. “Молодой хозяйке в дом”. Полезные советы. –
4-е изд. доп. Составитель М. А. Никитина. –
Кемеровское книжное издательство,
1985. – 144 с.