Тема: Повторение правил дорожного движения. Светофор.
Цели урока:
- повторение правил дорожного движения;
- закрепление знаний о сигналах светофора;
- повторение элементов графической грамоты;
- повторение правил техники безопасности работы с циркулем и ножницами;
- развитие способности к конструктивному творчеству, наблюдательности.
Ход урока
1. Организационный момент
– Проверьте готовность к уроку: бумага, клей, циркуль, ножницы, карандаш, линейка.
– Сегодня у нас несколько необычный урок. Вам понадобятся ваши знания по ОБЖ, связанные с правилами дорожного движения, и знания, полученные на уроках трудового обучения.
2. Повторение пройденного
– Вспомните, пожалуйста, о чём мы говорили на прошлом уроке ОБЖ. (Повторяли правила дорожного движения, с которыми познакомились в 1 классе).
– Какие правила дорожного движения вы соблюдаете ежедневно?
– Послушайте стихи. Когда я буду их читать, вы должны будете отвечать:
“Это я, это я,
Это все мои друзья”.
– А возможно вам придётся и промолчать. Будьте внимательны! Мы начинаем:
Кто из вас идёт вперёд
Только там, где переход?
( Это я…)
Кто летит вперёд так скоро,
Что не видит светофора?
Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?
Кто из вас в вагоне тесном
Уступает старшим место?
Знает кто, что красный свет –
Это значит – хода нет?
Знает кто, что свет зелёный
Означает – путь открыт?
– А теперь давайте посмотрим, знаете ли вы дорожные знаки, которые помогают людям соблюдать правила дорожного движения.
(Учитель показывает дорожные знаки, дети отвечают, что они обозначают).
3. Вступительная беседа
– Сегодня мы продолжим занятия по правилам дорожного движения. Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вы должны разгадать загадки, а потом угадать всё слово. (Буквы в слове по горизонтали открываются по мере отгадывания загадок.)
- Звук, издаваемый машиной для привлечения внимания пешеходов и водителей.
- Человек, управляющий каким-либо транспортным средством.
- (Эту букву пока пропускаем, вернёмся к ней позднее, когда отгадаем всё слово).
- Резкая остановка транспорта.
- Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут.
- Фонарь на автомобиле.
- Этот знак запрета
Круглый с красным ободком:
Две машины рядом мчатся,
Запрещает он…(обгон). - Штурвал автомобиля.
– Какое слово получилось по горизонтали? (СВЕТОФОР).
– Какая безударная гласная пропущена в слове “светофор”? Как проверить эту гласную?
4. Объявление темы урока
– Это и будет темой нашего сегодняшнего урока – светофор.
-А где вы видели светофор? (Ответы детей).
– В следующий раз, когда вы будете проходить по улице с мамой или папой, остановитесь и внимательно посмотрите, как слушаются светофора и машины, и люди.
Разных три имеет глаза,
Но откроет их не стазу:
Если глаз откроет красный –
Стоп! Идти нельзя, опасно!
Жёлтый глаз – погоди,
А зелёный – проходи!
– Зачем нужен светофор?
– Можно ли регулировать дорожное движение без светофора?
– Какие вы ещё знаете светофоры, кроме нашего трёхглазого друга?
5. Викторина с мячом
Учитель кидает учащемуся мяч и задаёт вопрос. Ученик отвечает на вопрос и возвращает мяч учителю.
– Что надо делать, если загорелся жёлтый свет, а вы дошли только до середины улицы?
– Кому даёт команды пешеходный светофор?
– Для чего предназначен “островок безопасности”?
– Когда надо начинать переход улицы?
– Сколько сигналов у светофора?
– Можно ли переходить улицу на жёлтый сигнал светофора?
– Что означает красный сигнал?
– Каким машинам надо уступать дорогу даже тогда, когда для пешеходов горит зелёный свет?
– Назови игры, которые становятся очень опасными, если играть в них на улице, а не во дворе?
– Как называется пересечение дорог?
– Что следует сделать, прежде чем начать переходить улицу?
6. Изготовление светофора
а) Постановка цели и трудовой задачи.
– Сегодня мы будем делать светофор. Его можно будет использовать, как закладку. <Рисунок 1>. А потом он поможет нам поиграть.
Рисунок 1
б) Анализ образца.
– Посмотрите внимательно на образец. С каким материалом мы будем сегодня работать? Из чего выполнен образец? (Из бумаги.)
– Итак, сегодня мы работаем с бумагой и картоном.
– Назовите детали изделия и попробуйте определить, из какого они материала. (Основа из полукартона и три детали из разноцветной тонкой бумаги.)
– Какой формы детали? (Основа – прямоугольная, а три детали круглые).
– Каким способом будем собирать изделие? (Склеиванием.)
в) Планирование работы.
– С чего начнём? (С разметки).
– Какими инструментами воспользуемся для разметки? (Линейкой и карандашом.)
– Что делаем после разметки? (Раскрой.)
– Инструменты для раскроя? (Ножницы.)
– Что делать после раскроя? (Сборку изделия.)
– Обратите внимание на доску.
План работы.
1. Разметка.
2. Раскрой.
3. Сборка.
г) Постановка учебных задач.
– Какие знания и умения понадобятся для разметки? (Умение правильно размечать по линейке и работать по шаблону).
– Какие знания и умения понадобятся для раскроя? (Умение резать по прямой, правило безопасной работы с ножницами.)
– Какие знания и умения понадобятся при сборке? (Умение правильно склеивать бумагу.)
д) Работа по первому пункту плана “Разметка”.
Самостоятельная работа учащихся и текущий фронтальный инструктаж учителя.
– Повторим правила разметки по линейке.
- Отмерять от края листа от нулевого деления.
- Придерживать линейку левой рукой в середине.
- Проводить линии горизонтально.
- Ставить точки напротив делений.
– Итак, положите перед собой лист картона горизонтально изнаночной стороной кверху. Отмерьте по верхнему краю листа 12 см. Сделайте то же самое по нижнему краю листа.
– Далее поверните лист и соедините отмеченные точки тонкой горизонтальной линией по линейке.
– На полученной линии, не переворачивая листа, отметьте 4 см. То же самое по нижнему краю листа.
– Поверните лист и прочертите горизонтальную линию, соединив полученные точки.
Проверка работ в парах и индивидуальная помощь учащимся.
Разметка по шаблону.
– Для выполнения круглых деталей воспользуемся линейкой с шаблонами кругов. Сколько кругов нам понадобиться? (3)
– Какого цвета? (По одному красного, жёлтого и зелёного.)
– Выполните разметку по шаблону самостоятельно. Подумайте, как рационально расположить заготовку на листе, экономно расходовать материал. Помните, что прижимают шаблон левой рукой. Обводим слева направо. Карандаш слегка наклоняйте в сторону движения. Не забудьте, что разметку выполняют по изнаночной стороне.
е) Работа по раскрою.
– Повторим правила техники безопасности при работе с ножницами. (Дети вспоминают и называют уже знакомые им правила работы с ножницами.)
– Определим порядок рационального раскроя. (Показ учителем приёма рационального раскроя.)
– Повторим приёмы резания.
- Держать за большую часть, отрезать меньшую.
- Надевать кольца ножниц на большой и средний пальцы.
- Резать средней частью ножниц, резать до конца. Остатки – прямоугольные.
– Выполните раскрой самостоятельно. (Контроль учителя.)
ж) Работа по сборке изделия.
– Повторим приёмы склеивания. (Учащиеся называют приёмы.)
Самостоятельная работа учащихся. Контроль учителя.
з) Оценка выполненных работ.
– Поднимите вверх свои работы. Посмотрите на работы своих товарищей. Молодцы! У всех получились красивые светофоры.
– Давайте подумаем вместе, как можно усовершенствовать образец. (Можно сделать двухстороннюю модель. Можно выполнить модель на подставке или подвесную.)
– Кто хочет нас удивить, может сделать усовершенствованную модель светофора дома и мы сделаем выставку лучших работ.
7. Игра “Светофор”
У учителя – 3 круга: красный, жёлтый, зелёный. Учитель показывает их учащимся по одному, учащиеся выполняют движения.
- Зелёный – ходьба на месте.
- Жёлтый – хлопки в ладоши.
- Красный – приседание.
- Кто ошибся – сел на место.
8. Подведение итогов
– Что нового узнали на уроке?
– Что повторили из ранее изученного?
– Что показалось интересным?
– Как вы думаете, где и когда вы сможете применить полученные на уроке знания?