Конспект интегрированного урока ОБЖ для 1-го класса с элементами трудового обучения по теме: "Повторение правил дорожного движения. Светофор"

Разделы: ОБЖ, Технология, Начальная школа


Тема: Повторение правил дорожного движения. Светофор.

Цели урока:

  • повторение правил дорожного движения;
  • закрепление знаний о сигналах светофора;
  • повторение элементов графической грамоты;
  • повторение правил техники безопасности работы с циркулем и ножницами;
  • развитие способности к конструктивному творчеству, наблюдательности.

Ход урока

1. Организационный момент

– Проверьте готовность к уроку: бумага, клей, циркуль, ножницы, карандаш, линейка.

– Сегодня у нас несколько необычный урок. Вам понадобятся ваши знания по ОБЖ, связанные с правилами дорожного движения, и знания, полученные на уроках трудового обучения.

2. Повторение пройденного

– Вспомните, пожалуйста, о чём мы говорили на прошлом уроке ОБЖ. (Повторяли правила дорожного движения, с которыми познакомились в 1 классе).

– Какие правила дорожного движения вы соблюдаете ежедневно?

– Послушайте стихи. Когда я буду их читать, вы должны будете отвечать:

“Это я, это я,
Это все мои друзья”.

– А возможно вам придётся и промолчать. Будьте внимательны! Мы начинаем:

Кто из вас идёт вперёд
Только там, где переход?
( Это я…)

Кто летит вперёд так скоро,
Что не видит светофора?

Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?

Кто из вас в вагоне тесном
Уступает старшим место?

Знает кто, что красный свет –
Это значит – хода нет?

Знает кто, что свет зелёный
Означает – путь открыт?

– А теперь давайте посмотрим, знаете ли вы дорожные знаки, которые помогают людям соблюдать правила дорожного движения.

(Учитель показывает дорожные знаки, дети отвечают, что они обозначают).

3. Вступительная беседа

– Сегодня мы продолжим занятия по правилам дорожного движения. Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вы должны разгадать загадки, а потом угадать всё слово. (Буквы в слове по горизонтали открываются по мере отгадывания загадок.)

  1. Звук, издаваемый машиной для привлечения внимания пешеходов и водителей.
  2. Человек, управляющий каким-либо транспортным средством.
  3. (Эту букву пока пропускаем, вернёмся к ней позднее, когда отгадаем всё слово).
  4. Резкая остановка транспорта.
  5. Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут.
  6. Фонарь на автомобиле.
  7. Этот знак запрета
    Круглый с красным ободком:
    Две машины рядом мчатся,
    Запрещает он…(обгон).
  8. Штурвал автомобиля.

– Какое слово получилось по горизонтали? (СВЕТОФОР).

– Какая безударная гласная пропущена в слове “светофор”? Как проверить эту гласную?

4. Объявление темы урока

– Это и будет темой нашего сегодняшнего урока – светофор.

-А где вы видели светофор? (Ответы детей).

– В следующий раз, когда вы будете проходить по улице с мамой или папой, остановитесь и внимательно посмотрите, как слушаются светофора и машины, и люди.

Разных три имеет глаза,
Но откроет их не стазу:
Если глаз откроет красный –
Стоп! Идти нельзя, опасно!
Жёлтый глаз – погоди,
А зелёный – проходи!

– Зачем нужен светофор?

– Можно ли регулировать дорожное движение без светофора?

– Какие вы ещё знаете светофоры, кроме нашего трёхглазого друга?

5. Викторина с мячом

Учитель кидает учащемуся мяч и задаёт вопрос. Ученик отвечает на вопрос и возвращает мяч учителю.

– Что надо делать, если загорелся жёлтый свет, а вы дошли только до середины улицы?

– Кому даёт команды пешеходный светофор?

– Для чего предназначен “островок безопасности”?

– Когда надо начинать переход улицы?

– Сколько сигналов у светофора?

– Можно ли переходить улицу на жёлтый сигнал светофора?

– Что означает красный сигнал?

– Каким машинам надо уступать дорогу даже тогда, когда для пешеходов горит зелёный свет?

– Назови игры, которые становятся очень опасными, если играть в них на улице, а не во дворе?

– Как называется пересечение дорог?

– Что следует сделать, прежде чем начать переходить улицу?

6. Изготовление светофора

а) Постановка цели и трудовой задачи.

– Сегодня мы будем делать светофор. Его можно будет использовать, как закладку. <Рисунок 1>. А потом он поможет нам поиграть.

Рисунок 1

б) Анализ образца.

– Посмотрите внимательно на образец. С каким материалом мы будем сегодня работать? Из чего выполнен образец? (Из бумаги.)

– Итак, сегодня мы работаем с бумагой и картоном.

– Назовите детали изделия и попробуйте определить, из какого они материала. (Основа из полукартона и три детали из разноцветной тонкой бумаги.)

– Какой формы детали? (Основа – прямоугольная, а три детали круглые).

– Каким способом будем собирать изделие? (Склеиванием.)

в) Планирование работы.

– С чего начнём? (С разметки).

– Какими инструментами воспользуемся для разметки? (Линейкой и карандашом.)

– Что делаем после разметки? (Раскрой.)

– Инструменты для раскроя? (Ножницы.)

– Что делать после раскроя? (Сборку изделия.)

– Обратите внимание на доску.

План работы.

1. Разметка.

2. Раскрой.

3. Сборка.

г) Постановка учебных задач.

– Какие знания и умения понадобятся для разметки? (Умение правильно размечать по линейке и работать по шаблону).

– Какие знания и умения понадобятся для раскроя? (Умение резать по прямой, правило безопасной работы с ножницами.)

– Какие знания и умения понадобятся при сборке? (Умение правильно склеивать бумагу.)

д) Работа по первому пункту плана “Разметка”.

Самостоятельная работа учащихся и текущий фронтальный инструктаж учителя.

– Повторим правила разметки по линейке.

  • Отмерять от края листа от нулевого деления.
  • Придерживать линейку левой рукой в середине.
  • Проводить линии горизонтально.
  • Ставить точки напротив делений.

– Итак, положите перед собой лист картона горизонтально изнаночной стороной кверху. Отмерьте по верхнему краю листа 12 см. Сделайте то же самое по нижнему краю листа.

– Далее поверните лист и соедините отмеченные точки тонкой горизонтальной линией по линейке.

– На полученной линии, не переворачивая листа, отметьте 4 см. То же самое по нижнему краю листа.

– Поверните лист и прочертите горизонтальную линию, соединив полученные точки.

Проверка работ в парах и индивидуальная помощь учащимся.

Разметка по шаблону.

– Для выполнения круглых деталей воспользуемся линейкой с шаблонами кругов. Сколько кругов нам понадобиться? (3)

– Какого цвета? (По одному красного, жёлтого и зелёного.)

– Выполните разметку по шаблону самостоятельно. Подумайте, как рационально расположить заготовку на листе, экономно расходовать материал. Помните, что прижимают шаблон левой рукой. Обводим слева направо. Карандаш слегка наклоняйте в сторону движения. Не забудьте, что разметку выполняют по изнаночной стороне.

е) Работа по раскрою.

– Повторим правила техники безопасности при работе с ножницами. (Дети вспоминают и называют уже знакомые им правила работы с ножницами.)

– Определим порядок рационального раскроя. (Показ учителем приёма рационального раскроя.)

– Повторим приёмы резания.

  • Держать за большую часть, отрезать меньшую.
  • Надевать кольца ножниц на большой и средний пальцы.
  • Резать средней частью ножниц, резать до конца. Остатки – прямоугольные.

– Выполните раскрой самостоятельно. (Контроль учителя.)

ж) Работа по сборке изделия.

– Повторим приёмы склеивания. (Учащиеся называют приёмы.)

Самостоятельная работа учащихся. Контроль учителя.

з) Оценка выполненных работ.

– Поднимите вверх свои работы. Посмотрите на работы своих товарищей. Молодцы! У всех получились красивые светофоры.

– Давайте подумаем вместе, как можно усовершенствовать образец. (Можно сделать двухстороннюю модель. Можно выполнить модель на подставке или подвесную.)

– Кто хочет нас удивить, может сделать усовершенствованную модель светофора дома и мы сделаем выставку лучших работ.

7. Игра “Светофор”

У учителя – 3 круга: красный, жёлтый, зелёный. Учитель показывает их учащимся по одному, учащиеся выполняют движения.

  • Зелёный – ходьба на месте.
  • Жёлтый – хлопки в ладоши.
  • Красный – приседание.
  • Кто ошибся – сел на место.

8. Подведение итогов

– Что нового узнали на уроке?

– Что повторили из ранее изученного?

– Что показалось интересным?

– Как вы думаете, где и когда вы сможете применить полученные на уроке знания?