Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся о биогеоценозах через моделирование экологических систем /биогеоценозов/ и отображение протекающих в них процессах.
Задачи урока:
- Обобщить знания о видовой структуре биогеоценозов, их основных компонентах и выявить взаимосвязи между ними.
- Научить школьников сравнивать естественные биогеоценозы и агроценозы, объяснять сходство и различия.
- Используя творческие задания, продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, делать выводы.
- Развитие творческих способностей учащихся.
Подготовка к уроку:
- Классная доска (на ней записана тема и разделена на количество групп в классе).
- Бумага (А4- 4 штуки).
- Цветные карандаши.
- На усмотрение учителя учебник и тетрадь.
- Рабочее время 60 минут.
Ход урока:
- Вводное слово учителя.
- Выполнение заданий в группах и выступления учащихся.
- Моделирование ситуаций в группах.
- Подведение итогов.
Деятельность учителя: разделить класс на группы (например, 4) и объяснить специфику урока “Что такое мастерская”? Мастерская – это особая нетрадиционная форма проведения урока, в которой индивидуально и в малом количестве участвуют все учащиеся класса и выполняют задания под руководством учителя и в заданном темпе.
Миллионы лет развивалась жизнь, и тысячелетиями складывались взаимоотношения организмов и среды, и приспособленность организмов к совместной жизни. На уроке мы попробуем смоделировать и проиграть некоторые из примеров природных сообществ, нас окружающих.
Деятельность учащихся:
- Учащиеся на одной стороне листа записывают список своей группы /1 минута/.
- На другой стороне листа записывают примеры разных биогеоценозов (природных сообществ и агроценозов) по количеству учащихся в группе. /3 минуты/
- Представитель группы записывает примеры биогеоценозов на доске. /1 минута/
- Просматриваются всеми учащимися примеры, и если есть ошибки, то они выставляются поочерёдно ребятами из других групп. /3 минуты/
- После группового обсуждения нужно выбрать только одно сообщество, которое не будет повторяться в группах. Например: аквариум, поляна в лесу, небольшое озеро. /1 минута/
Задание № 1. Группа рисует на листе выбранное природное сообщество (можно схематично, но крупно и ярко с обязательным присутствием всех его компонентов и окружающей средой)./7 минут/ Учитель наблюдает за работой в классе.
Один ученик от каждой группы рассказывает по рисунку о составе экологической системы. Учащиеся из других групп могут задать вопросы после выступления, а в ответах может помогать вся группа. /12-15 минут/
Задание № 2. Учащиеся в группе должны показать на рисунке (разными цветами и стрелками) влияние разных экологических факторов на представителей сообщества. Над стрелками подписать конкретное влияние фактора. /5 минут/
Выступления учащихся от групп в другом порядке. Учитель и ребята заслушивают выступления, корректируют и задают вопросы. /12-15 минут/
Задание № 3. Спрогнозировать дальнейшее развитие биогеоценоза через протекающие в нём процессы, формы взаимоотношений в системе и влияние на другие сообщества. Сделать выводы. /5 минут/
Выступления учащихся и групп. /10 минут/
Учащиеся вместе с учителем садятся в круг ( парты раздвигаются) и по очереди высказывают своё мнение о том, что понравилось и не понравилось, делают выводы. Последнее слово говорит учитель.
Систематизация учебного материала:
- Подведение общих итогов и формулирование выводов по данной теме.
- Выставление самооценки учащимся учителем в группах.
- Выставление оценок в классном журнале.
Домашнее задание:
- придумать и предложить меры по охране и восстановлению природного биогеоценоза в вашей местности (например, вокруг школы) – разбивка газонов, изменение места тропинок, осенняя посадка деревьев, уборка территории.