Дидактический материал по физике на основе сказок, мифов для 6-го физико-математического класса. Программа А.Е. Гуревича

Разделы: Физика


Данные отрывки из сказок, сюжеты мифов, художественной литературы подобраны к учебнику А. Е. Гуревича “Физика. Химия” – 5-6 класс. Их можно использовать при объяснении нового материала, закрепления, индивидуальной работы. Использование отрывков из художественной литературы развивает интерес к предмету, повышает внимательность и активность детей на уроке.

I. Тема: “ ВВЕДЕНИЕ”.

1. “Дедал и Икар” (легенда Древней Греции).
“ Икар забыл наставления отца, он не летит уже следом за ним. Сильно взмахнув крыльями, взлетел Икар высоко в небо, ближе к лучезарному солнцу. Палящие лучи растопили воск, скрепляющий перья, выпали они и разлетелись далеко по воздуху, гонимые ветром. Взмахнул Икар руками, но нет на них больше крыльев. Стремглав упал он со страшной высоты в море и погиб в волнах”. (*2).

(О каких явлениях природы идет речь в отрывках?)

2. “Фаэтон” (древнегреческая легенда).

“ Зевс услышал мольбу богини Геи, грозно взмахнул он десницей, бросил свою сверкающую молнию и ее огнем потушил огонь. Зевс молнией разбил колесницу. Кони Гелиоса разбежались в разные стороны. По всему небу разбросаны осколки колесницы и упряжь коней Гелиоса”. (*2).

(О каких явлениях природы идет речь в отрывках?)

3. “Тараканище”.

а. “ А за ними кот
Задом наперед.
А за ним комарики
На воздушном шарике”. (*5).
б. “А он (таракан) между ними похаживает,
Золоченое брюхо поглаживает.
Принесите-ка мне, звери
ваших детушек,
Я сегодня их за ужином скушаю”. (*5).

(Укажите вещества)

II. Тема: ИЗМЕРЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН.

1. “Полет на Луну”.

Вы помните, как сварливый брат Хоттабыча Омар Юсуф решил слетать на Луну? Волька предупредил его:

“ – Ты должен вылететь с земли со скоростью не меньше, чем одиннадцать километров в секунду. В противном случае ты никогда не доберешься до луны.

- С радостью и удовольствием! – Омар Юсуф поджал свои тонкие губы.

- А сколь велик километр? Скажи, ибо я не знаю такой меры длины.

- Ну, как тебе объяснить… - призадумался Волька. – Ну вот: километр – это примерно тысяча четыреста шагов.

- Твоих шагов? – спросил джинн. – Значит моих шагов в километре не больше тысячи двухсот, даже немного меньше.

- Омар Юсуф был преувеличенного мнения о своем росте. Он был не выше Вольки.

(Почему у Вольки и Омара Юсуфа в километре разное количество шагов).(*1).

2. Отрывок из книги Г. Остера “ Зарядка для хвоста”

… Я принял решение, - сказал удав, - измерить свой рост.

- Аааа! – сказала мартышка. - А я думала….- И тут только до мартышки дошло, что сказал удав. - Измерить свой рост? - Восхитилась мартышка. - Какое прекрасное, какое замечательное решение!

- Да! - вздохнул удав. - Это пока неизвестно!

- Как же ты будешь измерять его, свой рост? – спросила мартышка. – Каким способом?

- Честно говоря, - признался удав, - я не знаю ни одного способа. Все эти способы мне неизвестны.

- Значит, ты не знаешь, как измерить свой рост? - огорчилась мартышка… .”

Ребята вспоминают, как рост удава был измерен в попугаях, мартышках, слонах. Чтение заканчиваю словами:

- “ А теперь, - сказал удав, - теперь я знаю, что мой рост ….

- Два слоненка! - сказал слоненок.

- Пять мартышек! - сказала мартышка.

- Тридцать восемь попугаев! - сказал попугай.

- Эге! - вдруг задумался удав. - А в попугаях – то я гораздо длиннее”. (*3)

Затем классу предлагаю ответить на вопросы:

1) Почему измерить рост попугая оказалось такой трудной задачей?
2) Как друзья вышли из создавшегося положения?
3) Почему удав в “попугаях” оказался гораздо длиннее?

3. “Мэри Поппинс измерила Майкла с ног до головы рулеткой и громко фыркнула:

- Как и следовало ожидать! Ты делаешься все хуже и хуже!

Майкл вытаращил глаза.

- На рулетках не бывает слов, на них бывают только дюймы или сантиметры! – возразил он.

- С каких это пор? – высокомерно бросила Мэри Поппинс, сунув ему рулетку под нос. На ленте большими синими буквами было написано: “Хуже и хуже”. (*8)

Почему линейкой нельзя измерять поведение ребенка?

4. В племени тумба-юмба в качестве эталонов веса приняты следующие значения: “можно поднять одним мизинцем”, “можно поднять одной рукой”, “можно поднять двумя руками”, “неподъемный”.

Вопрос: В чем недостаток такой системы мер?

III. Тема : “МОЛЕКУЛЫ. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА.”

1. “Вещество – соль состоит из двух атомов натрия и хлора. Но натрий – это металл, а хлор – тяжелый ядовитый газ. Советский академик Н.Н. Семенов в детстве так заинтересовался этим “ чудом”, что сам проделал опыт”. Почему зеленый, ядовитый газ, соединившись с мягким, блестящим металлом, превращается в вещество, совершенно не схожее ни с тем, нм с другим? Пятиклассник решил получить ответ на свой вопрос, заданный природе будущим ученым.

“Итак, он сжег натрий в хлоре, смыл осадок со стенок, отфильтровал его, выпарил, посыпал на хлеб и съел, убедившись тем самым, что состав поваренной соли именно таков, как описан в учебниках…” (*4).

2. “Волшебная борода”.

Как вы помните, борода Хоттабыча теряла свою волшебную силу, когда намокала. Юные любители науки решили помочь джинну.

– Придумал!” - возбужденно вскочил на ноги Женя. – Ей-богу, придумал!… Нужно смазать бороду каким-нибудь жиром.

- Ну и что тогда? – пожал плечами старик.

-Тогда она не промокнет даже под водопадом, вот что тогда!..

- Я достаточно сведущ в науках, - обиделся Хоттабыч, - но не знаю, какая это наука учит смазкой предохранять от порчи волшебную бороду “.(*1).

3. История первая.

Шерлок Холмс пошарил в ящике и достал стеклянный флакон с изящной пробкой. Внутри флакона лежали золотые монеты. Холмс попытался вытащить пробку, да не тут-то было. Притертая пробка сидела туго. “Очень большое усилие прикладывать опасно, – сказал он, горлышко может лопнуть и порезать руку. Впрочем, сейчас пробка вынется легко ”. Он совершил некоторые действия, и, действительно, пробка стала выниматься совершенно свободно.

(Ответ: Он мог зажечь спичку, поднести ее к горлышку флакона и поворачивать сосуд, чтобы горлышко равномерно прогрелось. Стекло флакона от нагревания расширилось, а пробка не успела нагреться и увеличить свои размеры. Поэтому она легко вынулась.)

“Посмотрите-ка, Ватсон, - продолжал великий сыщик. – На дне флакона лежат монеты. Мошенник, которому он принадлежал, хитрил: в трактире переворачивал флакон, будто хотел расплатиться, но монеты не выпадали. Тогда, пообещав, что расплатится потом, он уходил”.(*7).

(Ответ: Горлышко флакона он, видимо, нагрел – оно расширилось, а монеты охладил – они в размере уменьшились и прошли в сосуд.)

4. История вторая.

Купив на базаре отличный кусок баранины, человек принес его домой в мешке.

- Что ты там купил? – спросила его жена спросонок.

- Кусок льда, - сказал тот. – Положи мешок в подвал.

Ночью кошка разнюхала, где лежит мясо, и съела его. На следующий день человек пошел в погреб и видит – мясо пропало.

- Жена, - закричал он, - а куда ты дела мясо?

- Разве в мешке было мясо? – удивилась жена. – Ты же сказал, что там лед.

- Я сказал, что там лед, чтобы кошка не узнала.

(Какое физическое явление помогло кошке обнаружить мясо?).

5. А лисички
Взяли спички
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Прибегали два курчонка,
Поливали из бочонка.
Приплывали два ерша,
Поливали из ковша,
Тушат, тушат - не потушат,
Заливают – не зальют. (*8)

(В какой ситуации море действительно может гореть и его нельзя залить водой?)

IV. Тема : СИЛЫ ПРИРОДЫ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

1. “Мудрый малыш” (монгольская сказка).

“ Мудрый малыш заступился за отца:

- Почтенный гость! Подпругу твоего коня сжевали козы. Вот и заставь их платить.

Промолчал чиновник, вскочил на коня и пустил его галопом. Но тут конь провалился ногой в кротовую нору и седок полетел на землю”.

(Почему седок полетел на землю?). (*2).

2. “Пастушок – малый рост” (итальянская сказка).

“ Как увидел пастушонок, что они по пятам скачут; бросил назад гребень из слоновой кости. В тот же миг превратился гребень в гору, гладкую, словно костяная. Заскользили по ней копытами кони и все побились ”. (*2).

3. “Владыка вод” (африканская сказка ).

“И девушка простерла свои прекрасные руки навстречу змею. Он тотчас устремился к ней, но едва попытался обвиться вокруг нее кольцами, как тут же соскользнул и упал на пол с глухим стуком….

- О, всесильный, - с раскаянием в голосе молвила дочь вождя, – я, должно быть, допустила ужасную оплошность. Мне так хотелось сделать себя еще красивее ради тебя, что я переусердствовала – чересчур много масел и благовоний нанесла я на свои чресла и грудь”. (2).

4. Рассказ с вопросами “Палатка”.

Наконец-то мы на месте. Сброшены рюкзаки, и можно выпрямиться, расправить усталые плечи. Хорошо еще, что у рюкзаков были широкие ремни. Кстати, почему их делают такими? (1).

Больше других в походе устал Миша. Когда всем объясняли, как нужно укладывать рюкзак, он не слушал, а потом сложил все как попало. В походе стал жаловаться на боль в спине. Почему возникла эта боль? (2). Из-за нее он не мог ставить палатку.

Толя и Коля стали расправлять палатку вдвоем, а Алеша и Федя отправились в лес за палками для кольев. Вернувшись, Федя вооружился топориком и стал на земле рубить палки. Но всякий раз при ударе топор уходил в землю. Почему? (3). “ Эх ты, горе-дровосек!” – заметил Алеша. Он взял у Феди топорик, подошел к пню и ловко на нем заострил концы палок - кольев. Для чего он это сделал? (4). Затем, внимательно осмотрев колья, решил, что один из них особенно ровный и гладкий, следует заменить другим, шероховатым. Колья вбили в землю, стали натягивать палатку, концы веревок привязали к кольям. И теперь мы поняли, почему Алеша заменил гладкий колышек. А вы догадались, почему? (5).

Натягивая палатку, мы определили также, каким качеством должна обладать ее ткань и почему. А вы знаете это, ребята? (6). Палатка поставлена. И тут Коля обратил внимание на форму крыши палатки. Почему она сделана такой?

(Ответы на вопросы: Широкие ремни, по сравнению с узкими, обеспечивают меньшее давление на плечи. При беспорядочной укладке вещей в рюкзаке у спины оказались твердые предметы теми частями, которые имеют малую площадь опоры: ребро кружки, банки, ложка и т.п. Они и оказывали большое давление, вызывая ощущение боли. Топор острый, площадь его опоры мала, а при ударе сила действия значительна, поэтому велико и давление. Давление заостренного колышка при ударе по нему будет значительно большим, чем неотесанной палки, поэтому он легко входит в землю. Веревка, привязанная к гладкому колышку, будет скользить по его поверхности и может соскочить; если колышек неровен и шероховат, то вследствие большого трения веревка будет прочно держаться на нем. Ткань палатки – легкая, прочная, эластичная и водонепроницаемая, чтобы капли дождя легко скатывались.

5. “Репка” (русская сказка)

“Позвала кошка мышку.
Мышка за кошку,
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку -
Тянут – потянут -
И вытянули репку”. (8)

Почему репку надо тянуть медленно? Чему равна сила трения покоя репки в земле, если Дедка может создавать усилие 200 Н, а усилие каждого последующего персонажа вдвое меньше, чем у предыдущего. (393,75 Н ).

6. Хозяйка поставила на стол тарелку с угощением: на ней лежали бутерброды с сыром и колбасой. Шерлок Холмс посмотрел на них и подумал: “ А нож хозяйка точит редко”.

Почему у него возникла эта мысль?(7)

V. Тема: МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ.

1. “ Лягушка - путешественница”.

“Тут лягушка уж не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи:

– Это я! Я!

И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни”. (*2).

Почему лягушка упала дальше пруда?

2. “Довелось мне, братцы, побывать в саду сказочной красоты. Цветов там видимо – невидимо. Гранатовые деревья точно красной краской выкрашены, столько на них плодов. Были там и яблони с золотыми яблоками. Воздух кругом сладкий, душистый. Куда ни глянь, сидит соловей да песни распевает.

Но самой прекрасной была в том саду принцесса, дочь владельца сада. Да околдовал ее злой волшебник, превратил ее в уточку. Девицей-красавицей разрешил только на качелях качаться. Любила она это развлечение. Если качели движутся, на них она - девица. Как только останавливаются, в тот же миг оборачивается девица уточкой и улетает так быстро, что ее только и видели.

Прослышал я, что если долго смотреть на неподвижную принцессу, колдовство пропадет. Так я и сделал. Освободил от чар злого волшебника прекрасную принцессу, за что и получил вознаграждение”. (*1)

Как удалось это сделать младшему брату?

(Ответ: Он сел на качели вместе с принцессой).

3. “ Казалось, он совсем не движется, и только по измерительному прибору, да по кусочкам бумаги, которые мы бросали за борт, заметно было, что это не так. Время от времени шар медленно поворачивался вокруг своей оси, как показывал компас Байфилда, но сами мы об этом ни за что бы не догадались”. (*8).

VI. Тема: ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ.

1. “ В этой снежной глыбе эскимосы выкопали себе временное пристанище. Такие снежные дома строятся очень быстро, на местном языке их называют “ иглу”. Они удивительно приспособлены к суровому климату, и их обитатели, даже не разводя огня, легко переносят в них сорокаградусные морозы. (*2).

2. Зимовье зверей.

Бык сказывает:

– Ну, давайте избу строить, а то, чего доброго, и впрямь зимою замерзнем.
– Баран говорит:
– У меня шуба теплая – вишь, какая шерсть! Я и так перезимую.
– Свинья говорит:
– А по мне хоть какие морозы, я не боюсь: зароюсь в землю и без избы перезимую.
– Гусь говорит:
– А я сяду в середину ели, одно крыло постелю, а другим оденусь, меня никакой холод не возьмет; я и так перезимую”.(*2).

VII. Тема: СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ.

1. С каких пор люди позволяют старикам умирать своей смертью.

“ В том городе старейшины решили однажды выбрать судью и назначить того, кто поутру первый увидит солнце. Сын об этом рассказал отцу.

Завтра старейшины будут выбирать судью и выберут того, кто первым увидит солнце.

Старик-отец в ответ говорит:

Сынок дорогой, пойди и ты туда, повернись спиной к восходу и смотри на самую высокую гору, вот и увидишь первым солнце”.

Как объяснить совет отца?

2. “Собака и мясо” (ассирийская сказка).

“Собака схватила в мясной лавке кусок говядины и бросилась бежать. Когда она добежала до реки, то увидела в воде свое отражение. Но ей показалось, что это другая собака с куском мяса в зубах. И этот кусок больше того, который она стащила. Собака оставила мясо и бросилась в погоню за своим отражением”.

3. Шерлок Холмс продолжал извлекать вещи из своего ящика. На столе кроме них стояли начищенный до блеска серебряный кофейник и чашечка с кофе. Он отпил глоток кофе и продолжал:

    Посмотрите-ка, друг Ватсон, на трость, которую вы вертите в руках.

Это была толстая трость черного цвета с тяжелым набалдашником – одна из тех, что Шерлок Холмс именует “ веским доказательством”. Толстый железный наконечник совсем стерся с одной стороны, а посредине трости краску как будто специально соскоблили. Холмс сидел ко мне спиной, и я думал, что мои манипуляции остаются незамеченными.

    Ну-с, Ватсон, какого мнения вы о ней? Откуда вы знаете. Чем я занят? Можно подумать, что у вас глаза на затылке! – сказал я. Чего нет, того нет, - ответил он. (*7)

Как мог Шерлок Холмс видеть то, что делает доктор Ватсон?

(Ответ. Холмс наблюдал за изображением Ватсона в серебряном кофейнике.)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. “ Квант” для младших школьников. ( физика ). Составители В. А. Тихомирова, А. И. Черноуцан, М., Бюро “ Квантум”, 1999.
2. С. А. Тихомирова. “ Физика. В пословицах, загадках и сказках”, М.,” Школьная пресса”, 2002.
3. Г. Остер. “ Загадка для хвоста”, М.,” Детская литература”, 1982.
4. Н. А. Родина. “ Строение вещества в 6-7 классе”, М., “ Просвещение”, 1976.
5. К. И. Чуковский. “Сказки дедушки Корнея”. “ Советская Россия”, М., 1972.
6. “Факультативный курс по физике” 9 класс, под ред. А. А. Покровского, М., “ Просвещение”, 1980.
7. В. И. Елькин “ Необычные учебные материалы по физике”, Задачи, тесты, практические работы., сост. Э. М. Браверман. М., “ Школа – Пресс. 2000”. Выпуск 16, 17.
0,8. А. П. Усольцев. “Задачи по физике на основе литературных произведений”. Екатеринбург. У-Фактория, 2003.