Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: «И.И. Козлов "Вечерний звон"»

Разделы: Начальная школа


Тема урока: И. И. Козлов “Вечерний звон”

Цели урока:

  • организовать деятельность учащихся по восприятию нового поэтического произведения и его осмыслению;
  • создать условия для развития умений сравнивать, выделять главное, анализировать.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Структура урока:

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация субъектного опыта.
  3. Проверка д/з.
  4. Изучение нового материала.( Первичное восприятие текста)
  5. Физкультминутка
  6. Закрепление. (Вторичное восприятие)
  7. Обобщение и систематизация
  8. Информация о д/з
  9. Подведение итогов
  10. Рефлексия.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

2. Актуализация субъектного опыта.

Мотивация.

Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья.
Для звуков сладких и молитв.

А С Пушкин.

- Как вы понимаете эти слова?

- Что значит “рождены для вдохновенья”?

- Что может мир сделать прекраснее?

- Без поэзии мир стал бы серым, скучным, а люди бедными душой.

- Я недаром начала наш урок с этих замечательных слов. Сегодня мы будем продолжать работать над поэтическим произведением.

- Как вы думаете, чему вы должны научиться на этом уроке?

- Да, сегодня мы будем учиться выразительно, читать стихи и понимать их красоту и глубину. Стихи сделают наш внутренний мир богаче. А может быть, эти стихи, затронут поэтические струнки вашей души, и вы поймете, что рождены для вдохновенья. Так же вы познакомитесь с новым поэтическим произведением.

Актуализация опорных знаний и умений.

- А начнем мы наш урок с разминки.

  • Дыхательная гимнастика.

Сядьте прямо, не напрягаясь. Обратите внимание на то , чтобы не было напряжения в плечах и шее, слегка разверните плечи.

Сделайте небольшой выдох, задержите на некоторое время воздух (до желания вдохнуть)

Незаметно вдохнуть через нос с закрытым ртом, ноздрями не двигать, вдыхать плавно (5 сек).

Задержать воздух в легких (2-3 сек), чтобы подготовиться к выдоху.

Выдохнуть, раскрыв рот, как при звуке а, экономно, плавно, без толчков.

Произнесите плавно и протяжно звук м: ммм; присоедините гласные; произносите сочетания: ма, мо, му, мэ, мы, ми. Слоги произносите звонко, протяжно ( как при пении), на одной ноте.

Повторите упражнение, произнося слоги в обратном порядке, следите за дыханием.

  • Упражнения на развитие внимания, памяти.

1 вариант. Чтение слов, отличающихся одной буквой

МЕЛ _ МЕЛЬ _ МЫЛ _ МЫЛЬ _ МАЛ _ МЯЛ;

МОШКА _ МЫШКА _ МИШКА _МИСКА;

2 вариант. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.

КУСТ _ СТУК _ СОСНА _ НАСОС _ МЫШКА _ КАМЫШ;

МАРКА _ РАМКА _ МАРШ _ ШАРМ.

  • “Фотоглаз”

Киев – мать городов русских.

  • Как вы понимаете эту пословицу?
  • О каком городе вы читали дома?
  • Кто автор этого произведения?
  • Какие чувства испытывает поэт к Киеву?

3. Поверка домашнего задания.

  • Кто выучил отрывок из стихотворения наизусть?
  • Кто пытался написать свое стихотворение?
  • Что у вас получилось?

4. Изучение нового материала.

  • Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством И.И. Козлова.
  • Что вам запомнилось из его биографии?
  • Портрет. А.С. Пушкин был глубоко тронут судьбой слепого поэта, к творчеству которого он относился с большим вниманием и которому посвятил прекрасные стихи.

Певец, когда перед тобой
Во мгле сокрылся мир земной,
Мгновенно твой проснулся гений,
На все минувшее воззрел
И в хоре светлых приведений
Он песни дивные запел.
О, милый брат, какие звуки!
В слезах восторга внемлю им…

Подготовка к восприятию нового произведения.

  • А сейчас послушайте музыкальный фрагмент. (Звон колоколов)
  • Что вы услышали в музыке?
  • Что представляли себе, пока слушали?
  • Сегодня мы будем говорить о произведении “ Вечерний звон”. Будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам раскрыть свои чувства и передать их читателю.
  • Как вы думаете, о чем стихотворение?
  • Послушайте его.

Первичное чтение текста.

  • Понравилось вам стихотворение?
  • Что вас удивило?
  • Что запомнилось больше всего?

5. Физкультминутка.

  • Послушайте музыку. Закройте глаза и представьте те картины из стихотворения, которые вы запомнили.

6. Закрепление.

Повторное чтение.

- Какие картины вы представили?

- Теперь возьмите карандаши и, отмечая непонятные вам слова, читайте стихотворение в полголоса.

- Какие слова были непонятны?

- Как вы понимаете слова “вечерний звон”?

- Кто и где звонит (Звенят колокола на колокольнях в церквях)

- Зачем звенят колокола? (Зовут в храм на богослужение)

- Слышали ли вы колокольный звон?

- Всегда ли он звучит одинаково?

- Попробуем все вместе изобразить мерные удары колокола, скажем так донн, донн, донн.

- А теперь прочитаем слова из стихотворения: звон, он, родном, дом.

- Похоже ли звучание этих слов на колокольный звон?

- Какие звуки более всего похожи на удары колокола? (м, н, л)

- Найдите строки, в которых часто встречаются эти звуки в словах.

(И крепок их МогиЛЬНый соН
Не сЛышеН иМ вечерНий звоН)

(Напев уНылый Надо МНой
В доЛиНе ветер разНесет)

(И уж Не я , а будет оН
В раздуМье петь вечерНий звоН)

- Прочитайте стихотворение в паре и подумайте, какое слово является ключевым? (Раздумье)

- О чем размышляет герой этого стихотворения? (О прошлом, о будущем, о том, что жизнь коротка)

- Веселы или печальны раздумья поэта? (Печальны)

- А в целом стихотворение, какое? (Грустное)

- Найдите и прочитайте слова, которые создают печальное настроение. (Навек простясь, нет теперь в живых, могильный сон, лежать в земле сырой, напев унылый)

- Как вам кажется, герой тихо печалится, или сильно переживает? (Сильно переживает)

- Почему вы пришли к такому выводу? (Много восклицательных знаков)

- Что героя так печалит? (Жизнь так коротка)

- Исчезнет все бесследно или что-то повторяется на земле? (Все повторяется)

- Какие строки об этом говорят? (Другой певец по ней пройдет…)

- Как вы понимаете, слова петь “вечерний звон”? (Радоваться красоте вечернего звона и воспевать его в стихах)

- Почему именно колокольный звон становится фоном всего стихотворения, и мы будто слышим его в самом звучании слов? (Звон церковных колоколов напоминает, что жизнь людей на земле коротка, надо думать о своей душе)

7. Обобщение и систематизация.

Подготовка к выразительному чтению.

Как мы будем читать стихотворение?

  • Тихо - громко
  • Быстро – медленно – в умеренном темпе
  • Грустно – весело

ПАУЗЫ

Знаки препинания

Счет

Обозначения

,

Раз

/

. … :

Раз, два

//

? !

Раз, два, три

///

Красная строка

Раз, два, три, четыре

////

После прочтения заглавия

Раз, два, три, четыре, пять

/////

ЛОГИЧЕСКИЕ УДАРЕНИЯ

 

Обозначения

Слова, на которые падают логическое ударение

---------------

Интонационный перенос (соединение строчек)

+

Повышение тона

>

Понижение тона

<

Чтение стихотворения выразительно с одновременным анализом.

- Молодцы ребята. Я думаю, что чтение этого произведения оставило в ваших душах след. И вы задумались о смысле жизни, о ее быстротечности. Такие же чувства испытали и многие великие люди. Перед вами картина Левитана, которая называется “Вечерний звон”. На картине вечер, конец уже прожитого дня, и своеобразный звон, свойственный только вечерней службе. Окончание дня и закат солнца не могут не навеять некоторую печаль. На эти стихи написан замечательный романс, музыку к которому сочинил замечательный композитор Алябьев. Давыдов Денис Васильевич – герой Отечественной войны1812 года, командир гусарского полка, поэт-воин написал стихотворение, которое называется “Вечерний звон”, начинается оно так же, как и стихотворение И.И. Козлова.

8. Домашнее задание.

Дома вы все будете учиться читать стихотворение выразительно. Кто захочет, может выучить его наизусть. А может быть, кому-то захочется сочинить свое стихотворение или написать пейзаж.

9. Итог урока.

10. Рефлексия.

На уроках литературы вы еще не раз встретитесь с творчеством И.И. Козлова. А закончим мы наш урок романсом на музыку Алябьева “Вечерний звон”. Пусть он прозвучит как награда вам за ваше понимание и отзывчивость.