Тема урока: И. И. Козлов “Вечерний звон”
Цели урока:
- организовать деятельность учащихся по восприятию нового поэтического произведения и его осмыслению;
- создать условия для развития умений сравнивать, выделять главное, анализировать.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
Структура урока:
- Оргмомент.
- Актуализация субъектного опыта.
- Проверка д/з.
- Изучение нового материала.( Первичное восприятие текста)
- Физкультминутка
- Закрепление. (Вторичное восприятие)
- Обобщение и систематизация
- Информация о д/з
- Подведение итогов
- Рефлексия.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент.
2. Актуализация субъектного опыта.
Мотивация.
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья.
Для звуков сладких и молитв.
А С Пушкин.
- Как вы понимаете эти слова?
- Что значит “рождены для вдохновенья”?
- Что может мир сделать прекраснее?
- Без поэзии мир стал бы серым, скучным, а люди бедными душой.
- Я недаром начала наш урок с этих замечательных слов. Сегодня мы будем продолжать работать над поэтическим произведением.
- Как вы думаете, чему вы должны научиться на этом уроке?
- Да, сегодня мы будем учиться выразительно, читать стихи и понимать их красоту и глубину. Стихи сделают наш внутренний мир богаче. А может быть, эти стихи, затронут поэтические струнки вашей души, и вы поймете, что рождены для вдохновенья. Так же вы познакомитесь с новым поэтическим произведением.
Актуализация опорных знаний и умений.
- А начнем мы наш урок с разминки.
- Дыхательная гимнастика.
Сядьте прямо, не напрягаясь. Обратите внимание на то , чтобы не было напряжения в плечах и шее, слегка разверните плечи.
Сделайте небольшой выдох, задержите на некоторое время воздух (до желания вдохнуть)
Незаметно вдохнуть через нос с закрытым ртом, ноздрями не двигать, вдыхать плавно (5 сек).
Задержать воздух в легких (2-3 сек), чтобы подготовиться к выдоху.
Выдохнуть, раскрыв рот, как при звуке а, экономно, плавно, без толчков.
Произнесите плавно и протяжно звук м: ммм; присоедините гласные; произносите сочетания: ма, мо, му, мэ, мы, ми. Слоги произносите звонко, протяжно ( как при пении), на одной ноте.
Повторите упражнение, произнося слоги в обратном порядке, следите за дыханием.
- Упражнения на развитие внимания, памяти.
1 вариант. Чтение слов, отличающихся одной буквой
МЕЛ _ МЕЛЬ _ МЫЛ _ МЫЛЬ _ МАЛ _ МЯЛ;
МОШКА _ МЫШКА _ МИШКА _МИСКА;
2 вариант. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.
КУСТ _ СТУК _ СОСНА _ НАСОС _ МЫШКА _ КАМЫШ;
МАРКА _ РАМКА _ МАРШ _ ШАРМ.
- “Фотоглаз”
Киев – мать городов русских.
Как вы понимаете эту пословицу?
3. Поверка домашнего задания.
- Кто выучил отрывок из стихотворения наизусть?
- Кто пытался написать свое стихотворение?
- Что у вас получилось?
4. Изучение нового материала.
- Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством И.И. Козлова.
- Что вам запомнилось из его биографии?
- Портрет. А.С. Пушкин был глубоко тронут судьбой слепого поэта, к творчеству которого он относился с большим вниманием и которому посвятил прекрасные стихи.
Певец, когда перед тобой
Во мгле сокрылся мир земной,
Мгновенно твой проснулся гений,
На все минувшее воззрел
И в хоре светлых приведений
Он песни дивные запел.
О, милый брат, какие звуки!
В слезах восторга внемлю им…
Подготовка к восприятию нового произведения.
- А сейчас послушайте музыкальный фрагмент. (Звон колоколов)
- Что вы услышали в музыке?
- Что представляли себе, пока слушали?
- Сегодня мы будем говорить о произведении “ Вечерний звон”. Будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам раскрыть свои чувства и передать их читателю.
- Как вы думаете, о чем стихотворение?
- Послушайте его.
Первичное чтение текста.
- Понравилось вам стихотворение?
- Что вас удивило?
- Что запомнилось больше всего?
5. Физкультминутка.
Послушайте музыку. Закройте глаза и
представьте те картины из стихотворения, которые
вы запомнили.
6. Закрепление.
Повторное чтение.
- Какие картины вы представили?
- Теперь возьмите карандаши и, отмечая непонятные вам слова, читайте стихотворение в полголоса.
- Какие слова были непонятны?
- Как вы понимаете слова “вечерний звон”?
- Кто и где звонит (Звенят колокола на колокольнях в церквях)
- Зачем звенят колокола? (Зовут в храм на богослужение)
- Слышали ли вы колокольный звон?
- Всегда ли он звучит одинаково?
- Попробуем все вместе изобразить мерные удары колокола, скажем так донн, донн, донн.
- А теперь прочитаем слова из стихотворения: звон, он, родном, дом.
- Похоже ли звучание этих слов на колокольный звон?
- Какие звуки более всего похожи на удары колокола? (м, н, л)
- Найдите строки, в которых часто встречаются эти звуки в словах.
(И крепок их МогиЛЬНый соН
Не сЛышеН иМ вечерНий звоН)(Напев уНылый Надо МНой
В доЛиНе ветер разНесет)(И уж Не я , а будет оН
В раздуМье петь вечерНий звоН)
- Прочитайте стихотворение в паре и подумайте, какое слово является ключевым? (Раздумье)
- О чем размышляет герой этого стихотворения? (О прошлом, о будущем, о том, что жизнь коротка)
- Веселы или печальны раздумья поэта? (Печальны)
- А в целом стихотворение, какое? (Грустное)
- Найдите и прочитайте слова, которые создают печальное настроение. (Навек простясь, нет теперь в живых, могильный сон, лежать в земле сырой, напев унылый)
- Как вам кажется, герой тихо печалится, или сильно переживает? (Сильно переживает)
- Почему вы пришли к такому выводу? (Много восклицательных знаков)
- Что героя так печалит? (Жизнь так коротка)
- Исчезнет все бесследно или что-то повторяется на земле? (Все повторяется)
- Какие строки об этом говорят? (Другой певец по ней пройдет…)
- Как вы понимаете, слова петь “вечерний звон”? (Радоваться красоте вечернего звона и воспевать его в стихах)
- Почему именно колокольный звон становится фоном всего стихотворения, и мы будто слышим его в самом звучании слов? (Звон церковных колоколов напоминает, что жизнь людей на земле коротка, надо думать о своей душе)
7. Обобщение и систематизация.
Подготовка к выразительному чтению.
Как мы будем читать стихотворение?
- Тихо - громко
- Быстро – медленно – в умеренном темпе
- Грустно – весело
ПАУЗЫ
Знаки препинания |
Счет |
Обозначения |
, |
Раз |
/ |
. … : |
Раз, два |
// |
? ! |
Раз, два, три |
/// |
Красная строка |
Раз, два, три, четыре |
//// |
После прочтения заглавия |
Раз, два, три, четыре, пять |
///// |
ЛОГИЧЕСКИЕ УДАРЕНИЯ
Обозначения |
|
Слова, на которые падают логическое ударение | --------------- |
Интонационный перенос (соединение строчек) | + |
Повышение тона | > |
Понижение тона | < |
Чтение стихотворения выразительно с одновременным анализом.
- Молодцы ребята. Я думаю, что чтение этого произведения оставило в ваших душах след. И вы задумались о смысле жизни, о ее быстротечности. Такие же чувства испытали и многие великие люди. Перед вами картина Левитана, которая называется “Вечерний звон”. На картине вечер, конец уже прожитого дня, и своеобразный звон, свойственный только вечерней службе. Окончание дня и закат солнца не могут не навеять некоторую печаль. На эти стихи написан замечательный романс, музыку к которому сочинил замечательный композитор Алябьев. Давыдов Денис Васильевич – герой Отечественной войны1812 года, командир гусарского полка, поэт-воин написал стихотворение, которое называется “Вечерний звон”, начинается оно так же, как и стихотворение И.И. Козлова.
8. Домашнее задание.
Дома вы все будете учиться читать стихотворение выразительно. Кто захочет, может выучить его наизусть. А может быть, кому-то захочется сочинить свое стихотворение или написать пейзаж.
9. Итог урока.
10. Рефлексия.
На уроках литературы вы еще не раз встретитесь с творчеством И.И. Козлова. А закончим мы наш урок романсом на музыку Алябьева “Вечерний звон”. Пусть он прозвучит как награда вам за ваше понимание и отзывчивость.