Сохранение здоровья учителя и ученика – это стратегическая проблема современного образовательного учреждения. Будущее нашей страны, в том числе Татарстана, закладывается уже сегодня в подрастающем поколении. Поэтому школу следует рассматривать не только как образовательное учреждение, а прежде всего как социальный институт занятости, защищенности и охраны здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса.
Отрицательные эмоции (тревожность, депрессия, уныние, апатия и т.д.) легко переходят от учителя к ученику. А отрицательное эмоциональное напряжение сужает работу сознания. Это делает проблему профессионального здоровья учителя в настоящее время одной из наиболее значимых. Охрану и восстановление профессионального здоровья учителей школы мы видим в усилении межпредметных связей между медициной и психологией, гигиеной и физической культурой, а также экономикой, информатикой и трудовым законодательством, потому что категория здоровья – это интегральное качество в системе “Здоровье – работоспособность – эффективность – развитие”.
Принцип к здоровью через образование стал новым направлением в современной педагогике, выразившимся в новой учебной дисциплине, получившей название валеология, целью которой является формирование у подрастающего поколения культуры здоровья.
Формирование валеологической культуры учителя – непременное условие достижения образовательной и воспитательной цели. Этим должен обладать каждый педагог и независимо от преподаваемого предмета и должности и школе, поскольку здоровье не только общая ценность, но и вопрос национальной безопасности страны.
Что же делается в нашей школе:
Здоровьесберегающие технологии
Нет человека, который не хотел бы быть здоровым, который не хотел бы много знать, быть интеллектуальным. Учеба – это труд, причем нелегкий, и при правильной организации он способен приносить радость, творческих открытий. Чтобы эти чувства испытывал школьник, надо встраивать учебный процесс с опорой на основе побудительные факторы человеческой деятельности – потребности и мотивы. При таком подходе создаются необходимые условия для активного включения учащихся в познавательную деятельность, для превращения нелегкого учебного труда в творческий процесс поиска и показания.
Учитель идет в класс с главной целью – изложить школьникам новую информацию (как часто кажется учителю, передать знания, что в принципе невозможно).
Чтобы перевести информацию в знание, учитель при традиционных методах обучения должен заставить ученика проделать достаточно объемную работу самостоятельно как в классе, так и дома, проконтролировать и оценить ее результативность, а в случае невыполнения задания применить необходимые санкции. Систематически и успешно выполнять весь этот процесс удается только требовательным к себе детям и властным педагогам.
Вызывает тревогу и одностороннее развитие школьников. Большой объем подлежащего усвоению учебного материала отодвигает на задний план труд, гимнастику, спорт, туризм, игры.
В случае перегрузок старательные дети за свою усидчивость расплачиваются физическим здоровьем, а те, кто из-за своих природных возможностей не в силах освоить весь учебный материал, - нравственным здоровьем.
Исходя из вышеизложенных фактов, всю организацию учебно-воспитательной работы мы построили с учетом физиологических принципов изменения работоспособности ребенка:
- сделали облегченной начало каждой учебной недели и учебной четверти (не задаются домашние задания, повторение ранее изученного);
- в ходе проведения уроков сложный материал изучается лишь тогда, когда работоспособность детей достигла высшего уровня;
- рационально чередуется учеба и отдых детей (еженедельно вечер отдыха, спортивные мероприятия, КВН и др.);
- расписание уроков составлено на основании соответствующих требований (наибольшее количество баллов приходится на среду и пятницу).
Администрация школы определила основные направления оздоровительной работы:
- Профилактика нарушений опорно-двигательной системы – ввели ритмику, физзарядку на свежем воздухе (30 минут), уроки физкультуры на свежем воздухе, физкультминутки на уроках.
- Для учащихся 5-8 классов применяются упражнения для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления плечевого пояса и рук, комплекс упражнений гимнастики.
- Закаливание, повышение общей сопротивляемости организма детей. Для профилактики острых респираторных заболеваний используем прием самомассажа биологически активных точек и сквозное проветривание классов во время перемен.
- Для охраны зрения, для профилактики близорукости на уроках проводим упражнения на снятие напряжения глазных мышц.
Отдельно с педагогом-организатором Калмыковой Л.А. проводятся занятия с учащимися специальной медицинской группы.
В весенне-осенний период учащиеся получают поливитамины “Ревит”, а в течение учебного года фитотерапию. Учащиеся с удовольствием пьют витаминные чаи, собранные ими же самими.
Итогом проводимой работы являются успехи школы и детей на международном, российском, республиканском и районных уровнях:
- лауреаты международного конкурса “Детство без границ” - 2001 год;
- лауреаты российского конкурса “Детство без границ” - 2001 год;
- лауреаты российского конкурса “Друг игры” - 2001 год;
- лауреаты российского конкурса “Школа года – 97, 98, 99”;
- лауреаты республиканских конкурсов: “Наш край на рубеже тысячелетий”, “Тайны родного края”, “Моя семья”, “Давай поговорим о нас с тобой” - 2001 -2003 годы;
- лауреат республиканского конкурса “Школа года – 97”;
- лауреаты республиканского конкурса “Аргамак – 2001”;
- победители зональной игры “Зарница – 2001, 2002”;
- победители районных предметных олимпиад, спортивных соревнований, конкурсов (1999 – 2004).
Рис. 2
Целительная флора нашего края.
Здоровый образ жизни – это не только правильное питание. Труд, отдых, активный двигательный режим в сочетании с рациональным питанием, доброжелательным отношением к людям – вот факторы здоровья и долголетия.
Но основным условием, сохраняющим здоровье, молодость и привлекательность человека, является состояние его души. Красив, молод всегда тот, кто добр, чист, светел мыслями и жизнь свою строит на любви и самопожертвовании.
В последние годы возрос спрос на фитотерапию как метод лечения по разным причинам: открытость границ, большая информированность населения, доступность необходимой литературы.
Лекарственные растения и получаемые из них препараты имеют существенное преимущество, так как при их применении пациент получает целый комплекс родственных соединений и они влияют на организм мягче, чем синтетические, легче усваиваются, значительно реже дают побочные эффекты и, как правило, не накапливаются.
Конечно, фитотерапия не может справиться с аппендицитом, язвой двенадцатиперстной кишки и другими заболеваниями, требующими хирургического вмешательства, но она способна предотвратить комплекс реабилитационных мер после перенесенных заболеваний, помогает избавиться от вредных привычек: курения, алкоголя, переедания.
В нашей школе ежедневно после 2-го урока все получают фиточай (зверобой, душица, цвет липы, лист малины, смородины и другие травы).
Возможности фитотерапии в профилактике, оздоровлении и реабилитации неограниченны.
Еще один важный аспект здоровья – это культура питания.
Лучший рацион здорового человека – пища с низким содержанием холестерина, сахара, соли, высоким содержанием макро- и микроэлементов, витаминов, и белка в разумном сочетании.
Растительная пища позволяет иметь такой рацион.
Для здоровой жизни необходима умеренность в еде.
Питание в школе четко сбалансировано, ежедневно ученики получают на обед салат из овощей (свекла, морковь, капуста,), первое или второе (картофель, капуста, крупы, мясо). Все овощи выращены летом своим трудом.
Проживая в деревне, мы имеем богатую возможность чаще бывать на природе, общаться с ней и получать от этого не только удовольствие, но и пользу своему здоровью.
Часто общешкольные мероприятия мы проводим именно в лесу – спортивные соревнования, сбор лекарственных трав, Зарницы, безопасное колесо и др.