Открытый урок по русскому языку во 2-м классе (1—4)

Разделы: Начальная школа


Тема: Парные звонкие и глухие согласные.

Цели:

  • развитие умения различать парные звонкие и глухие согласные;
  • ознакомление со словами, которые нужно перед записью проверять проверочными словами;
  • развитие речи, логического мышления;
  • расширение словарного запаса;
  • воспитание интереса к урокам русского языка и любви к животным.

Оборудование: альбомы, акварельные краски, раздаточный материал, тетради, проигрыватель, рисунки животных.

Ход урока

I. Организационный момент.

Дети (хором).

Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре.
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

II. Чистописание.

III. Повторение изученного.

Учитель. Мыши, лыжи, пень, часы, котик Васька, пес Пушок. Сколько правил здесь, дружок? (Дети объясняют правила.)

Учитель. Найдите подлежащее и сказуемое.

Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.

Зима недаром злится,
Прошла ее пора.
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

(Дети находят подлежащее и сказуемое. Устно.)

IV. Изучение нового материала.

Учитель. Ребята, а сегодня нам надо разрешить спор между глухими и звонкими согласными. В стране Азбуковедения произошел между ними спор, нам их нужно рассудить, я думаю вы мне поможете. У меня есть "видеозапись", посмотрите внимательно.

Дети инсценируют сказку.

Звонкие: В таких словах, как снег, мороз, дуб нужно писать звонкие согласные.

Глухие: Нет, вы не правы, нужно писать глухие согласные.

Звонкие: Попробуйте доказать.

Глухие (молчат, опустили головы).

Король Всемогущее Правило: Что случилось? Вы заболели?

Звонкие: Может и заболели. Звуки, с которыми мы работаем, правила нарушают.

Буква З: Моя задача обозначать звонкий звук [з], а на деле не получается. В словах воз, груз на моем месте появляется глухой [с]. Ведь я не простудился и голос не потерял. Почему меня при чтении заменяют на звук [с]?

Король: А вы на что жалуетесь?

Глухие (молчат).

Звонкие: Они тихие, вот и согласились.

Буква С: Я одного не могу понять, почему на моем месте в слове просьба звучит звук [з], хоть уши затыкай.

Король: Никакого нарушения здесь нет. Просто многие согласные образуют пары и заменяют друг друга при чтении. Например, б — п, з — с, в — ф и другие.

Буква С: Так что же, глухие согласные всегда будем обозначать звонкими?

Король: Да нет, только надо знать правило.

Если слышишь парный звук
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй —
Зуб — на зубы, лед — на льды.
Будешь грамотным и ты.

Учитель: Согласные произносили слова мороз — как проверим?

Дети: Морозы.

Учитель: Зуб.

Дети: Зубы.

Учитель: Значит, парные согласные в конце нужно проверять так: подобрать проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.

(Хором):

Звук согласный проверяй
Рядом гласный подставляй.

Учитель: Вот мы и рассудили парные согласные. В знак примирения мы станцуем вальс. Сейчас я вам раздам разрезанные части, из них вы должны составить пригласительный билет. (Танец).

Учитель: У вас на билетах написано слово, вам нужно подобрать проверочное слово.

Дети (устно): труд — труды, плод — плоды, верблюд — верблюды и т.д.

Учитель: Король Всемогущее Правило прислал нам загадки. Нам нужно их отгадать, записать отгадки и подобрать проверочное слово.

Загадки (письменно).

1. То назад, то вперед
Ходит-бродит пароход.
Остановишь — горе!
Продырявишь море!

(Утюг — утюги)

2. Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит.

(Нос — носы)

3. Черный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом пройдет —
Там заметку кладет.

(Карандаш — карандаши)

4. Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны!
Так приятен он на вкус!
Называется...

(Арбуз — арбузы)

Учитель: Королю Всемогущее Правило пришло письмо от Незнайки. Прочитайте письмо.

Чтение письма про себя. "У нас в деревне есть прут. Мы со Знайкой сделали плоды опустили его в прут. На берегу реки растет дуп. Под дубом мы нашли клад. Недалеко от речки растет красивый лез. Вот как хорошо в деревне".

Учитель: Что удивило вас в письме?

Дети: Много ошибок.

Учитель: Сейчас мы исправим ошибки Незнайки, для этого подберем проверочные слова.

Дети: (читают слова с ошибками). Прут, проверяем пруды — пруд.

Учитель: Изобразим пруд на альбоме. (Работа красками, аналогично все слова).

Учитель: А теперь поиграем в игру "Что такое хорошо, а что такое плохо". Первый ряд будет говорить, что такое хорошо, а второй — что такое плохо. В письме Незнайки сказано, что у них в деревне есть пруд. Объясняем, что это хорошо — первый ряд, плохо — второй ряд.

Дети: Можно искупаться и т.д.

Дети: Можно утонуть и т.д.

(Аналогично все слова (ошибки). Устно).

Учитель: Ребята, парные согласные сочинили стихотворение о животных.

Дети (читают стихи):

Вот царь зверей могучий ле(в,ф)
А тут жира(ф,в) с длиннющей шеей.
Ушастый е(ж,ш). Чем не хорош?
Енот(т,д)-красавец смотрит вниз,
Там потянулась сладко ры(с,з)ь,
Плывет могучий бегемо(т,д),
Медведь над нерпою плывет.
И белый голу(б,п)ь там летает,
После трудов отдохнуть приглашает.

Учитель: Найдем слова, которые нужно проверять, подберем проверочные слова.

Дети: Львы — лев, жирафы — жираф. (Устно, показ картин животных).

V. Итог урока.

Учитель: Что нового узнали о парных согласных?

VI. Домашнее задание.

Упражнение 199, правило.