Тема: Парные звонкие и глухие согласные.
Цели:
- развитие умения различать парные звонкие и глухие согласные;
- ознакомление со словами, которые нужно перед записью проверять проверочными словами;
- развитие речи, логического мышления;
- расширение словарного запаса;
- воспитание интереса к урокам русского языка и любви к животным.
Оборудование: альбомы, акварельные краски, раздаточный материал, тетради, проигрыватель, рисунки животных.
Ход урока
I. Организационный момент.
Дети (хором).
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре.
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
II. Чистописание.
III. Повторение изученного.
Учитель. Мыши, лыжи, пень, часы, котик Васька, пес Пушок. Сколько правил здесь, дружок? (Дети объясняют правила.)
Учитель. Найдите подлежащее и сказуемое.
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Зима недаром злится,
Прошла ее пора.
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
(Дети находят подлежащее и сказуемое. Устно.)
IV. Изучение нового материала.
Учитель. Ребята, а сегодня нам надо разрешить спор между глухими и звонкими согласными. В стране Азбуковедения произошел между ними спор, нам их нужно рассудить, я думаю вы мне поможете. У меня есть "видеозапись", посмотрите внимательно.
Дети инсценируют сказку.
Звонкие: В таких словах, как снег, мороз, дуб нужно писать звонкие согласные.
Глухие: Нет, вы не правы, нужно писать глухие согласные.
Звонкие: Попробуйте доказать.
Глухие (молчат, опустили головы).
Король Всемогущее Правило: Что случилось? Вы заболели?
Звонкие: Может и заболели. Звуки, с которыми мы работаем, правила нарушают.
Буква З: Моя задача обозначать звонкий звук [з], а на деле не получается. В словах воз, груз на моем месте появляется глухой [с]. Ведь я не простудился и голос не потерял. Почему меня при чтении заменяют на звук [с]?
Король: А вы на что жалуетесь?
Глухие (молчат).
Звонкие: Они тихие, вот и согласились.
Буква С: Я одного не могу понять, почему на моем месте в слове просьба звучит звук [з], хоть уши затыкай.
Король: Никакого нарушения здесь нет. Просто многие согласные образуют пары и заменяют друг друга при чтении. Например, б — п, з — с, в — ф и другие.
Буква С: Так что же, глухие согласные всегда будем обозначать звонкими?
Король: Да нет, только надо знать правило.
Если слышишь парный звук
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй —
Зуб — на зубы, лед — на льды.
Будешь грамотным и ты.
Учитель: Согласные произносили слова мороз — как проверим?
Дети: Морозы.
Учитель: Зуб.
Дети: Зубы.
Учитель: Значит, парные согласные в конце нужно проверять так: подобрать проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.
(Хором):
Звук согласный проверяй
Рядом гласный подставляй.
Учитель: Вот мы и рассудили парные согласные. В знак примирения мы станцуем вальс. Сейчас я вам раздам разрезанные части, из них вы должны составить пригласительный билет. (Танец).
Учитель: У вас на билетах написано слово, вам нужно подобрать проверочное слово.
Дети (устно): труд — труды, плод — плоды, верблюд — верблюды и т.д.
Учитель: Король Всемогущее Правило прислал нам загадки. Нам нужно их отгадать, записать отгадки и подобрать проверочное слово.
Загадки (письменно).
1. То назад, то вперед
Ходит-бродит пароход.
Остановишь — горе!
Продырявишь море!
(Утюг — утюги)
2. Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит.
(Нос — носы)
3. Черный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом пройдет —
Там заметку кладет.
(Карандаш — карандаши)
4. Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны!
Так приятен он на вкус!
Называется...
(Арбуз — арбузы)
Учитель: Королю Всемогущее Правило пришло письмо от Незнайки. Прочитайте письмо.
Чтение письма про себя. "У нас в деревне есть прут. Мы со Знайкой сделали плоды опустили его в прут. На берегу реки растет дуп. Под дубом мы нашли клад. Недалеко от речки растет красивый лез. Вот как хорошо в деревне".
Учитель: Что удивило вас в письме?
Дети: Много ошибок.
Учитель: Сейчас мы исправим ошибки Незнайки, для этого подберем проверочные слова.
Дети: (читают слова с ошибками). Прут, проверяем пруды — пруд.
Учитель: Изобразим пруд на альбоме. (Работа красками, аналогично все слова).
Учитель: А теперь поиграем в игру "Что такое хорошо, а что такое плохо". Первый ряд будет говорить, что такое хорошо, а второй — что такое плохо. В письме Незнайки сказано, что у них в деревне есть пруд. Объясняем, что это хорошо — первый ряд, плохо — второй ряд.
Дети: Можно искупаться и т.д.
Дети: Можно утонуть и т.д.
(Аналогично все слова (ошибки). Устно).
Учитель: Ребята, парные согласные сочинили стихотворение о животных.
Дети (читают стихи):
Вот царь зверей могучий ле(в,ф)
А тут жира(ф,в) с длиннющей шеей.
Ушастый е(ж,ш). Чем не хорош?
Енот(т,д)-красавец смотрит вниз,
Там потянулась сладко ры(с,з)ь,
Плывет могучий бегемо(т,д),
Медведь над нерпою плывет.
И белый голу(б,п)ь там летает,
После трудов отдохнуть приглашает.
Учитель: Найдем слова, которые нужно проверять, подберем проверочные слова.
Дети: Львы — лев, жирафы — жираф. (Устно, показ картин животных).
V. Итог урока.
Учитель: Что нового узнали о парных согласных?
VI. Домашнее задание.
Упражнение 199, правило.