"Спаси Незнайку!" – урок-путешествие в 4-м классе с использованием развивающих игр и задач А.З.Зака

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели и задачи:

  1. Обучать решению нетрадиционных задач.
  2. Развивать мыслительные способности детей.
  3. Воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование:

  • бутылка с письмом,
  • карта путешествия (рис.3),
  • индивидуальные маршрутные листы ( рис.12),
  • макет кораблика, задачи А.З.Зака на доске (рис.1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10),
  • изображения человечков в различных позах для физминутки (рис.7),
  • кукла Незнайки,
  • нарисованный огонь,
  • образец ковра-самолета (рис.11),
  • цветные карандаши у детей.

Ход урока-путешествия

Учитель (входя в класс): Ребята, один знакомый моряк передал мне бутылку, которую он выловил в море. В бутылке была записка. От кого же она?

“Миня пахитили пираты. Спасити!”

Дети: Это Незнайка написал!

Учитель: Правильно, ребята, это Незнайка нуждается в нашей помощи. Будем его выручать?

Дети: Да!

Учитель: Учтите, будет очень трудно. Сначала мы определим наш маршрут. В этом нам поможет игра А.Зака “Почтальон-вычислитель” (рис.1). Напоминаю, почтальон может идти только по дорожкам, соединяющим выражения с одинаковыми ответами.

Рисунок 1

Соедините соответствующие кружки на своем маршрутном листе (рис. 2).

Конверт (почта) – начало пути почтальона.

Точка – конец пути почтальона.

Рисунок 2

Учитель: Давайте проверим, что получилось. Кто хочет объяснить у доски, как он рассуждал?

Вот карта нашего путешествия (рис. 3). Расскажите, куда мы отправимся из порта Сообразительных?

Рисунок 3

Учитель: Путешествие по воображаемому морю Познания будет проходить на шхуне “Победа”.

(Вывешивается изображение корабля или выставляется его макет).

По местам стоять!
Отдать швартовы!
С якоря сниматься!
Песню запевай! (Исполняется песня о море).

Вот мы и на острове Гусениц. Они предлагают нам решить задачи (рис. 4), иначе не выпустят нас, и мы не сможем спасти Незнайку. Напоминаю, гусеница переползает за

один ход в соседнюю клетку. Запишите одиночные и двойные ходы гусеницы в своих маршрутных листах.

 

Рисунок 4

Учитель: Молодцы! С заданием справились многие. Давайте поможем тем, у кого не получилось. Ведь мы – команда! Куда лежит наш путь теперь?

Дети: Судя по карте, на остров Близнецов.

Учитель: Правильно. Кто такие близнецы?

Дети: Это похожие внешне, как две капли воды, люди.

Учитель: Правильно. Вам предстоит найти 3 одинаковых рисунка (рис. 5).

Отметьте их номера на своих маршрутных листах.

Рисунок 5

Ответ: 3, 4, 6.

Учитель: Молодцы! Все справились с заданием. Мы покидаем этот остров и плывем на Стеклянный остров. Представьте, что эти квадратики (рис. 6) – стеклышки с нарисованными кружками. Если наложить стеклышки друг на друга, то сколько мы увидим кружков? Отметьте у себя в маршрутном листе тот рисунок, который, по-вашему, получится.


Рисунок 6

Ответ: 2.

Учитель: Молодцы! Но правильный ответ получили не все. Давайте проверим, наложив настоящие стеклышки друг на друга.

Мы у цели. Вот и Пиратский остров. Какими надо быть, чтобы победить пиратов?

Дети: Смелыми, сильными, умными, хитрыми.

Учитель: Правильно. А поможет нам в этом зарядка.

Проводится физкультурная минутка. Детям показываются фигурки человечков в различных позах (рис. 7). Дети занимают такие же позы.

Рисунок 7

Учитель: Как же нам найти Незнайку на острове Пиратов? Может нам поможет игра “Почтальон–читатель”? (рис. 8). Напоминаю, почтальон от почты (конвертик) до конца пути (кружок) должен идти только по дорожкам, соединяющим одинаковые части речи. Соедините соответствующие кружки на маршрутном листе.

Рисунок 8

Ответ:

Учитель: Мы подошли к пещере. Она заперта. А ключей-то как много! Надо найти только один, которого не хватает в пустой клетке (рис. 9).

Рисунок 9

Ответ: 1.

Учитель: Кто хочет объяснить, какой ключ подойдет из трех предложенных? Ключ-то мы нашли, но у замка есть код. Пираты изменили его за два шага. Мы должны догадаться, какой код был сначала (рис.10). Нарисуйте в пустых клеточках фигуры, которые занимали эти места до перестановки.

 

Рисунок 10

Учитель: Кто хочет объяснить ход решения? Ура! Мы спасли Незнайку!

Появляется Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Большое спасибо за помощь! Без вас я бы пропал. Пираты просто так не отпустят нас с острова. Они грозят поджечь ваш корабль, если вы не решите их логическую задачу.

Учитель: Задача есть в ваших маршрутных листах. Будьте внимательны при чтении и решении.

Задача пиратов.

Жили 3 пирата: Одноглазый, Одноногий и Одноухий. У них было оружие: пистолет, нож и сабля. У кого что было, если у Одноглазого был пистолет, а у Одноухого не было ножа?

Ответ: У Одноглазого – пистолет, у Одноухого – сабля, у Одноногого – нож.

Учитель: Кто хочет объяснить решение задачи? Молодцы, решили правильно. Смотрите, пираты подожгли наш корабль! Что же нам делать? Как же мы доберемся до дома?

Дети: Можно долететь на ковре-самолете.

Учитель: А вы правы. Давайте соткем ковер-самолет. Приготовьте карандаши или фломастеры красного, зеленого, синего цветов. Если слово начинается со звука [к]-закрашиваете клеточку красным цветом, если со звука [з]- зеленым, если [с], [с']-синим.

Текст.

Корабль заплыл за скалы.

Зое купили синий зонт.

Загадку сочинил Коля Зуев.

Сердитый зверь злобно кричит.

Ковер-самолет.

К З З С
З К С З
З С К З
С З З К

Рисунок 11

Учитель: Красивые получились ковры. Надеюсь, что мы сможем улететь с острова Пиратов. Вам хочется домой?

Дети: Да!

Учитель: Тогда, полетели! (Музыка).

Вот мы и дома. Понравилось путешествие?

Дети: Да!

Учитель: А что особенно понравилось?

Незнайка: Вы, ребята, очень умные. Я бы никогда такие сложные задачи не решил.

Учитель: Что бы вы, ребята, посоветовали Незнайке?

Дети: Что бы он развивал свое мышление. Что бы он решал больше задач, таких, как мы. Что бы он играл в развивающие игры.

Маршрутный лист

Карта путешествия

Остров Гусениц

Остров Близнецов

1     2     3      4     5     6

Стеклянный остров

1      2     3

Пиратский остров

Дорожка к пещере

Ключ от замка

1     2     3

Код замка

Задача про пиратов.

На острове жили 3 пирата: Одноглазый, Одноногий и Одноухий. У них было разное оружие: пистолет, нож и сабля. У кого что было, если у Одноглазого был пистолет, а у Одноухого не было ножа?

Одноглазый –

Одноногий –

Одноухий –

Ковёр-самолёт

       
       
       
       

Литература

  1. Зак А.З. Путешествие в Сообразилию. Дебют мыслителя. – М.: НПО.Перспектива, 1992.
  2. Зак А.З. Путешествие в Сообразилию. Познавать играя. – М.: НПО.Перспектива,1992.
  3. Зак А.З. Путешествие в Сообразилию. Поиск девятого. – М.: НПО.Перспектива, 1992.
  4. Зак А.З. Путешествие в Сообразилию. Путешествие насекомых.- М.: НПО. Перспектива, 1992.
  5. Зак А.З. Путешествие в Сообразилию. Просвет и другие интеллектуальные игры для детей 6 – 10 лет. – М.: НПО. Перспектива, 1992.
  6. Зак А.З. Путешествие в Сообразилию. Почтальон – вычислитель.- М.: НПО.Перспектива, 1992.
  7. 7. Зак А.З. Путешествие в Сообразилию. Почтальон – читатель. – М.: НПО.Перспектива, 1992.