ЛЕГО-педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.
В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры ЛЕГО здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени. Целенаправленно способствует укреплению здоровья детей занятия по ЛЕГО-конструированию. В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО-технология служит важнейшим средством развивающего обучения во многих образовательных учреждениях.
Здоровьесбережению служат занятия познавательного развития в ЛЕГО-центре. Они формируют внимательное отношение ребенка к своему организму, закладывают основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих. Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев.
Рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности дошкольников на занятии ЛЕГО-конструирования:
- Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
- Каждое занятие должно оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
- Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интереса к занятию.
Ниже представлен один из конспектов обобщающих занятий ЛЕГО – игротеки.
ЛЕГО-ИГРОТЕКА “ЖИВОТНЫЕ”
Цели:
- развитие мелкой моторики, внимания, умения использовать свои знания, аналитического мышления,
- воспитание состязательных качеств,
- этики соревнования,
- стимулирование активности каждого участника во время движения по площадкам.
Оборудование:
- 4 игровых стола ЛЕГО,
- кубики ДУПЛО,
- кубики ФРИСТАЙЛ,
- тематические наборы “ЗООПАРК”, “ФЕРМА”,
- схемы, рисунки.
План проведения:
1. Вступление: приветствие, знакомство, разминка.
2. Деление на команды.
3. Знакомство с игровыми площадками.
- Домашние животные;
- Животные жарких стран;
- Животные, умеющие плавать;
- Зоопарк. Ферма.
4. Подведение итогов.
Ход занятия
Ведущий: ЛЕГО – это всегда новые идеи, это всегда новые игры, это всегда новые друзья, это радость, это интерес, это фантазия. Замечательно каждый раз встречаться с ЛЕГО-конструкторами, с ЛЕГО-человечками, с ЛЕГО-животными. Разноцветные кубики и восхитительные фигурки можно составлять вместе. Это так весело – собирать и сортировать детали. С игрушками ЛЕГО сначала возникает идея, а потом начинается игра с кубиками. Каждая постройка ЛЕГО – это фантастическое новое приключение, которое вот-вот начнется! Каждый раз необычное. Всегда веселое. Вы готовы, ребята, отправиться в путешествие? Только дружные ребята могут стать путешественниками.
– Дружные ребята пришли к нам на ЛЕГО-игротеку?
– Кто дружнее девочки или мальчики?
– Давайте проверим?!
Ведущий проводит игру-разминку.
– Два прихлопа, два притопа: ёжики, ёжики (движения пальцев рук имитируют ёжиков)
– Раз, два, три по наковальне: ножницы, ножницы (движения рук крест-накрест показывают ножницы)
– Бег на месте, бег на месте: зайчики, зайчики (руки подняты вверх к голове, изображают ушки у зайчиков)
– Ну-ка дружно, ну-ка вместе: девочки, мальчики (сначала дружно кричат девочки, затем дружно кричат мальчики).
– Очень дружные у нас дети, и девочки, и мальчики. Поэтому всех детей мы берем в увлекательное путешествие по стране ЛЕГО. Яркие, разноцветные, замечательные конструкторы ЛЕГО ждут вас. Вы покажите, что можно построить, используя детали этих конструкторов. Расскажите, как применить схемы-подсказки. Проявите свое творчество и воображение. Путешествие наше будет необычным ещё и потому, что на игровых площадках мы будем конструировать животных. Знакомимся с нашими площадками.
Игровая площадка № 1 “Домашние животные”
Я хозяину служу, дом хозяйский сторожу.
Я рычу и громко лаю, и чужих я прогоняю. (Собака)
Кто я догадайтесь сами, я вожу зимою сани,
Что легко скользят по снегу. Летом я везу телегу. (Лошадь)
Желтенькая крошка у мамы под крылом,
Живет в своем домишке, пока не треснет дом. (Цыпленок)
Итак, на первом игровом столике у вас детали для домашних животных. По схеме-подсказке вам нужно собрать этих животных.
(Схемы-подсказки: см. приложение)
Игровая площадка № 2 “Животные жарких стран”
На спине своей всегда носит горб он или два.
И в пустыне ходит всюду, все зовут его… (Верблюдом)
Очень много силы в нем. Ростом он почти, что с дом.
У него огромный нос, будто много лет он рос. (Слон)
Люблю дразниться и кривляться,
И на лиане кувыркаться. (Обезьяна)
На втором игровом столе лежат детали для постройки животных жарких стран. Опираясь на рисунок и схему-подсказку нужно собрать этих животных. (Схемы-подсказки: см. приложение)
Игровая площадка № 3 “Животные, которые умеют плавать”
Блещет в речке чистой, спинкой серебристой. (Рыбка)
В Антарктиде проживает очень милый господин,
Фрак он черный надевает, а зовут его … (Пингвин)
Очень медленно идет, домик на себе везет.
В нем живет не зная страха. Кто же это? (Черепаха)
На третьем игровом столике образцы и схемы-подсказки животных, которые умеют плавать. С помощью их вы собираете животных-пловцов. (Схемы-подсказки: см.приложение)
Игровая площадка № 4 “Домик для животных. Зоопарк. Ферма”
На четвертом игровом столе дети должны творчески поработать и построить домик для одного из животных.
Чтобы интересно и весело было играть, разделимся на команды.
– Ручками похлопали: раз, два, три.
– Ножками потопали: раз, два, три.
– Глазками помигали: раз, два, три.
– А потом попрыгали: раз, два, три.
– Кубики застучали: тук, тук, тук.
– Паровозик поехал: чух, чух, чух.
– Вы любите ЛЕГО? Да, да, да.
– Тогда, начинается игра: ура, ура, ура.
(Кубики ЛЕГО разного цвета из коробки подбрасываются вверх и рассыпаются на полу. Число кубиков соответствует числу игроков. Дети подбирают по одному кубику. Формируются команды по цвету кубика: красные, синие, зеленые, желтые).
Команды расходятся по игровым площадкам.
Команда красных идут на площадку № 1, команда синих – на площадку № 2, команда зеленых – на площадку № 3 и команда желтых – на площадку № 4.
По команде: “Раз, два, три – постройку собери!” дети начинают работу. Когда постройка собрана, ребенок бежит на место своей команды, дожидается своих друзей, или может оказывать помощь другим членам своей команды.
Как только команда в сборе, дети дружно кричат: “Команда задание выполнила!”
Ведущий проверяет качество выполнения работы. За каждую правильную постройку ребенок получает кубик цвета своей команды, и команда строит башенку из этих кубиков, ставит её впереди.
После первого этапа команды передвигаются по площадкам по часовой стрелке. Между работой на площадках проводятся физкультурные паузы.
Игра “Кто живет у нас во дворе?” – площадка “Домашние животные”.
– Кто похлебку съел мою? Свинка хрюкает: … (Дети хором отвечают: хрю-хрю).
– Дайте свежей травки мне! Блеет козочка ... (Мээ-мээ).
– Молочка налили мало! Кот мяукал … (Мяу-мяу).
– Хватай вора за рукав! Пес залаял: … (Гав-гав-гав).
– Мой хозяин далеко! Ржет лошадка: … (И-го-го).
– Где теленок, не пойму? Замычит корова: … (Му-у-у).
Игра “Да, да – нет, нет!” – площадка “Животные, которые умеют плавать”.
Ведущий называет животное и то, что оно умеет делать. Дети, подумав, отвечают: “Да, да, да!” или “Нет, нет, нет!” Надо быть очень внимательным.
– Рыбка плавает? … (да, да, да).
– Рыбка разговаривает? … (нет, нет, нет).
– Рыбка ныряет? … (да, да, да).
– Рыбка летает? … (нет, нет, нет).
– Черепаха бегает? … (нет, нет, нет).
– Черепаха плавает? … (да, да, да).
– Черепаха спит? … (да, да, да).
– Черепаха танцует? … (нет, нет, нет).
– Пингвин ест рыбку? … (да, да, да).
– Пингвин ест мороженое? ... (нет, нет, нет).
– Пингвин ныряет? … (да, да, да).
– Пингвин летает? … (нет, нет, нет).
Подведение итогов
Команды прошли все игровые площадки. Ведущий подвел итоги по каждому этапу соревнований. Команды построили башенки из заработанных кубиков. Наступило время подвести итоги. Башенки выстраиваются в ряд, определяется самая высокая. Дети, которые собрали самую высокую башенку, занимают первое место. Победители получают призы и подарки от фирмы ЛЕГО.