Тип урока. Комбинированный.
Цели урока:
- Образовательная – научить учащихся подготавливать ткань к работе; подбирать по цвету “лоскуты”; выполнять раскрой деталей по шаблонам; знать последовательность соединения кроя лоскутного изделия в единый блок.
- Развивающая – дать сведения из истории создания изделий из лоскута; правильно и точно соединять детали кроя лоскутного изделия по схеме.
- Воспитательная – воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к выполняемой работе, аккуратность, точность.
Оборудование урока:
- швейные машины;
- инструменты (иглы, нитки, ножницы, линейки, мелки);
- материалы (кусочки тканей различных цветов и размеров, цветная тесьма);
- шаблоны выкроек изделий;
- таблица цветового шестисекторного круга;
- инструкционные карты;
- образцы готовых изделий декоративно-прикладного искусства (салфетка, прихватка, панно, одеяло);
- выставка картин, сделанными учащимися факультативного курса “Лоскутная пластика”.
Ход урока
I. Организационный момент
- приветствие;
- отметить отсутствующих учащихся;
- проверка готовности учащихся к уроку. (Дежурные отмечают в оценочных карточках. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)
II. Повторение изученного материала по теме “Материаловедение”
Кроссворды.
Учитель: На ваших столах находятся листочки с кроссвордом. Зная изученный материал по теме “Материаловедение”, вы должны разгадать данный кроссворд и определить ключевое слово, которое определит тему сегодняшнего урока. Кроссворд состоит из 8 вопросов. На эту работу отводится пять минут. Итоги оценки кроссворда:
- ответ на 8 вопросов – 5 баллов;
- ответ на 6,7 вопросов – 4 балла;
- ответ на 4,5 вопросов – 3 балла;
- ответ на 2,3 вопроса – 2 балла.
Работаем по вариантам.
I вариант
- Специалист, работающий на прядильной фабрике. (Крутильщик)
- Один из видов первичной обработки текстильного волокна. (Сортировка)
- Дефект ткани. (Засечка)
- Свойство шелковой ткани по внешнему виду. (Блеск)
- Механическое свойство ткани. (Драпируемость)
- Вид животного волокна. (Шерсть)
- Инструмент для раскроя ткани. (Ножницы)
- Нити в ткани, идущие справа налево. (Уток)
II вариант
- Инструменты для ручной работы с тканью. (Иголка)
- Дефект ткани. (Утолщение)
- Физическое свойство ткани. (Пылеемкость)
- Вид волокна животного происхождения. (Шелк)
- Вид первичной обработки текстильного волокна. (Сушка)
- Специалист ткацкой фабрики. (Ткачиха)
- Процесс отделочного производства ткани. (Окраска)
- Технологическое свойство ткани. (Усадка)
III вариант
- Один из видов первичной обработки текстильного волокна. (Трепление)
- Дефект ткани. (Перекос)
- Свойство ткани на ощупь. (Гладкость)
- Вид животного волокна. (Шелк)
- Специалист, работающий на прядильной фабрике. (Крутильщик)
- Механическое свойство ткани. (Прочность)
- Нити идущие вдоль кромки ткани. (Основы)
- Инструмент для построения чертежа. (Линейка)
(По окончанию времени учащиеся сдают кроссворды, ставят оценку в оценочную карточку).
Учитель: Девочки, давайте прочтём ключевые слова, которые вы отгадали. Какое ключевое слово было у первого варианта? У второго? У третьего? Правильно, у всех получилось слово “лоскуток”.
III. Вводный инструктаж
Поэтому и тема сегодняшнего урока “Лоскутное шитьё – неиссякаемый источник творчества”.
К сегодняшнему уроку было дано задание. Подготовить сообщение об истории лоскутного шитья. Анна Андреева и Маша Акеньшина подготовили рассказ из истории лоскутного шитья.
Сейчас внимательно послушайте рассказ и выполните следующие задания:
- Вариант I. По ходу рассказа запишите новые для вас слова.
- Вариант II. Ответить на вопрос: “В чем особенность появления лоскутного шитья в России?”
- Вариант III. Какие изделия можно создавать из лоскута и для чего использовать эти изделия?
Рассказ учениц.
1 ученица:
Зародилась лоскутная пластика в Англии, а затем постепенно распространилась в Европе, Америке, Австрии и на Руси. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта.
В России лоскутное шитьё стало активно развиваться с середины XIX века, когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства. Лоскутное шитьё зародилось и развивалось в крестьянской среде.
Предметы деревенского быта были полезны и красивы (коврики – кругляшки, дорожки, сотканные из полосок ткани) наполняли быт и радовали глаз.
Среди городского населения изделия из лоскутов долгое время считались признаками бедности. И лишь в 70-е годы XX века, когда в моду вошёл фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью.
2 ученица:
Шитьё из лоскута называют ещё “лоскутная мозаика”, – изделия собранные из цветных лоскутиков. Они отличаются художественным вкусом, цельностью композиции, декоративностью.
Лоскутные мозаики – покрывала, одеяла, занавески, панно, салфетки, коврики, дорожки украшают и сейчас многие интерьеры жилого дома, выставки декоративно-прикладного творчества.
Любимые занятия искусных мастериц – украшение интерьера кухни, дачного домика, изготовление женской и даже мужской одежды.
Необходимо отметить, что мастерицы экономно самые маленькие отходы тканей, зачастую создают изделия высокого художественного уровня. В современной жизни люди упрямо стремятся сохранить прошлое.
Древние ремёсла расцветают благодаря труду и творчеству юных мастеров. Их секреты бережно хранятся, передаются из поколения в поколение – и ниточка, связывающая нас с далёкими предками, не рвётся.
Учитель: Кто ответит на заданные вопросы? (Ответы учащихся)
(Далее продолжает учитель.)
IV. Изучение нового материала
Учитель: В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства, которое неуклонно растёт. Всё больше выставок различного уровня посвящается искусству работы с текстильным лоскутом.
Проводятся фестивали, конкурсы, выставки, мастер-классы. Создаются творческие объединения: например, Ивановский клуб “Лоскутная мозаика”, клубы Владимира и Суздаля.
В г. Иваново каждые два года проводится Всероссийская выставка-конкурс “Лоскутная мозаика России”, которая показала, как много людей увлечены этим творчеством.
И у нас в школе в течении нескольких лет я веду факультатив “Лоскутный мир” для учащихся 5-8 классов. Кто хочет заняться этим видом искусства, милости просим в наш факультатив. Посмотрите на эту выставку картин, сделанную руками юных мастериц. (Приложение № 3) На этих чудесных картинах они изобразили любимых героев сказок, живописную природу нашего края. Эти картины принимали участие в школьной, городской и районной выставке детского творчества юных мастеров “лоскутниц” и многие отмечены призовыми местами.
Сегодня мы научимся готовить ткань к работе – декатировать, подбирать лоскуток по цвету, выкраивать детали изделия по шаблонам; точно соединять их в единый блок. Но самое главное условие нашего успеха – точность, аккуратность, правильная последовательность сбора всего блока, усидчивость и, конечно, трудолюбие.
Прежде чем начать работу необходимо выполнить материал 5-го класса по теме “Основы цветовой грамоты” и ответьте на вопросы.
- Вариант №1. Какие основные свойства цвета вы знаете?
- Вариант №2. Какую роль в работе с цветом играет цветовой круг?
- Вариант №3. Что понимается под пространственным смешением цветов?
(Ответы учащихся)
Учитель: Техника лоскутного шитья включает в себя несколько её видов. К ним относятся:
- шитьё из квадратиков;
- шитьё из полосок;
- шитьё из треугольников.
Вот посмотрите на эти образцы готовых изделий, выполненные в лоскутной технике.
(Просмотр изделий через диопроектор из книги “Лоскутное шитьё” – энциклопедия, автор Селия Эдди.)
Задание. Просмотрев образцы работ, выберете, каким видом вы сегодня займётесь во время самостоятельной практической работы (далее показываю рисунки через диопроектор и объясняю).
а) Это шитьё из квадратиков, его часто применяют в мелкой мозаичной сборке, а при соединении квадратных блоков с лоскутным узором в полотно одеяло, салфетки.
Вы попробуете отработать сегодня навыки этого способа сборки на примере узора из девяти квадратиков двух цветов, которые сочетаются в цветовом круге, расположенных в шахматном порядке. Ответьте на вопрос.
б) Набор из треугольников часто включают в мозаичный узор. Отработав приёмы сбора треугольников, вы сможете выполнить многие традиционные узоры и самостоятельно разработать свой неповторимый орнамент (узор).
Несложный лоскутный узор способен превратить простой кусок ткани в прекрасную скатерть, способную украсить любой интерьер жилого дома.
Ответьте на вопрос.
в) Шитьё из полосок.
Это один из самых простых способов лоскутного шитья – сборка полотна из полосок, выкроенных по долевой нити. Выполнить эту модель легко сможет начинающая “лоскутница”.
Вопрос: Какие геометрические фигуры используются в лоскутном шитье? Где применяют симметрию при раскрое ткани?
Посмотрев образцы готовых изделий, я прошу вас занять места по творческим группам выполнения изделий (кому что нравится).
- Группа № 1 – изготовление изделий из квадратиков.
- Группа № 2 – изготовление изделий из треугольников.
- Группа № 3 – изготовление изделий из полосок.
(Посадка учащихся по творческим группам)
Словарь урока.
Перед практической работой учащиеся записывают новые слова с доски, с которыми познакомились при изучении нового материала. Учитель объясняет их написание и значение.
Учитель: Девочки, пополним наш словарь урока: декатировка, лоскутница, орнамент, композиция, лоскутная мозаика, блок.
V. Практическая работа
Учитель: На ваших столах находятся инструкционные карты и памятки последовательности выполнения практической работы.
- Внимательно прочтите их. Что вам непонятно? (Учащиеся читают инструкционные карты и памятки)
- Предупреждение о возможных ошибках.
Учитель: Чтобы ваше изделие получилось красивым, и вы не допустили ошибки в выполнении практической работы, запомните следующее:
- умело подобрать цвет ткани, (помните цветовое сочетание) структуру ткани, рисунок;
- перед шитьём лоскутки хорошо продекатировать;
- вырезая детали по шаблонам, обратите внимание на направление нитей основы в ткани, на симметричность парных деталей;
- приступая к работе, не спеши начинать с больших, трудоёмких изделий, попробуй свои силы и наберись опыта на изготовлении небольших, несложных изделий;
- обратите особое внимание на технические условия выполнения работы.
Повторение правил техники безопасности.
Учитель: Сейчас выполним само и взаимопроверку правил техники безопасности при работе с иглой, ножницами, электроутюгом и швейной машиной. Оценки взаимопроверки поставьте в оценочную карточку. (Приложение № 1)
Итак, за дело мои юные рачительные “хозяюшки-лоскутницы”.
Самостоятельная работа учащихся.
VI. Текущий инструктаж
а) Целевые обходы рабочих мест учащихся:
- организация рабочего места, культура труда;
- соблюдение правил техники безопасности;
- правильность выполнения приёмов и качество работы;
- степень самостоятельности;
- правильность использования технологической документации.
б) Через 15 минут самостоятельной работы проводится физминутка с целью предупреждения сколиоза, снятия усталости и напряжения пальцев рук. Физминутку проводят дежурные, а затем продолжение самостоятельной работы. (Приложение № 6)
в) Выставка работ учащихся. Рефлексия. (Учащиеся подводят итоги своей работы индивидуально и в группах, производят само- и взаимопроверку. Выставляют оценки в оценочную карточку.)
г) Отчёт групп о выполненной работе. Сообщение оценок само и взаимоконтроля. (Выставление оценок на доске по творческим бригадам)
VII. Заключительный инструктаж
Учитель проводит анализ выполнения самостоятельной практической работы учащихся.
- показ лучших эстетических выполненных работ;
- анализ допущенных ошибок (если они есть) по группам и индивидуально;
- выставление оценок в классный журнал и дневники учащихся.
VIII. Домашнее задание
Продумать творческий проект выполнения изделия из лоскутного шитья для интерьера своего дома, нашего кабинета или работу на городскую и районную выставку детского творчества.
IX. Итог урока
Чему вы сегодня научились? Что нового узнали на уроке? Подумайте кто из вас хочет записаться в факультатив школы “Лоскутная техника” и поработать “швеёй-лоскутницей”.