Произведения С.В.Михалкова – в помощь учителю

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Внеклассная работа


Работа ведется по книгам С.В. Михалкова "Про девочку, которая плохо кушала", "Финтифлюшкин", "Щенок", "Хрустальная ваза". Предлагаются задания, направленные на правильное согласование имен прилагательных и имен существительных в роде и падеже, на формирование элементарных представлений об изменении глаголов по времени, на умение классифицировать слова и ставить к ним вопросы, на совершенствование навыка чтения и умений работать с книгой, с текстом.

Темы:

1. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

2. Понятие о словах, обозначающих признаки предметов.

Цели:

  • углубить представление о роли слов, обозначающих признаки предметов;
  • формировать умение ставить к слову вопрос;
  • формировать умение ставить вопросы к прилагательным в единственном и множественном числе .

  1. ливень ("Ливень")
  2. знак ("Велосипедист")
  3. слово ("Мальчик с девочкой дружил")
  4. сом ("Про сома")
  5. дом ("Как скворец летел домой")
  6. дух ("Тир ветра")
  7. велосипедист ("Несбывшиеся мечты")
  8. граждане ("Смена")
  9. день ("Важный день")
  10. полянка ("Прогулка")
  11. дорога ("Недотепа")
  12. артист ("Школа")
  13. лыжня ("Лыжня и пень")
  14. совет ("Как у нашей Любы")
  15. дым ("Стужа")

В клетках по вертикали: название книги писателя.

Задания:

1. К данным словам подберите нужные слова из произведений С.В.Михалкова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?
2. При помощи этих словосочетаний составьте предложения.
3. Запомните произведения писателя.

Ответы: Необходимый ливень, дорожный знак, глупое слово, усатый сом, готовый дом, радостный дух, небольшой велосипед, маленькие граждане, обычный день, солнечная полянка, железная дорога, цирковой артист, хитрая лыжня, полезный совет, вертикальный дым.

В вертикальном ряду: “Хрустальная ваза”.

Тема 3. Слова, отвечающие на вопросы что делал? что делала? что делали? что сделал? что сделала? что сделали?

Цели:

  • формировать элементарные представления об изменении глаголов по времени;
  • расширять представление о жизни и повадках домашних животных; -воспитание доброго и заботливого отношения к животным.

Задания:

1. Прочитайте стихотворение С.В.Михалкова “Щенок”.
2.Найдите слова, отвечающие на вопросы что делал? что делала? что делали? что сделал? что сделала? что сделали?

(Сбилась, пропал, звала, ждала, не могла, соскочил, стал ходить, прыгать, лаять, будить, увидел, заглянул, перевернул, порвал, упал, залез, вылез, украли, увели, назвали, заставили, заблудился, не знала, сказала, горевала, не брала, не рисовала, сидела, не узнала).

3.Употребляя данные слова, перескажите это стихотворение по картинкам В.Сутеева.

Тема 4. Слова, отвечающие на вопрос что?

Цели:

  • формировать умение классифицировать слова и ставить к ним вопросы;
  • формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос что? от слов, отвечающих на вопрос кого?

Задания:

1. Прочитайте стихотворение С.В.Михалкова “Про девочку, которая плохо кушала”.
2. Найдите в предложениях слова, отвечающие на вопрос что?

  • Съешь, яичко, Юлечка!
  • Съешь с колбаской бутерброд!
  • Супик?
  • Котлетку?
  • Стынет Юлечкин обед.
  • Проглоти еще кусочек!
  • С хрустом конь жует овес.
  • Кость грызет дворовый Пес.
  • Воробьи зерно клюют.
  • Утром завтракает Слон – обожает фрукты он.
  • Бурый Мишка лижет мед.
  • Обезьянка есть банан.
  • Ищет желуди Кабан.
  • Сыр и масло любит Мышь.

Тема 5. Текст. Виды текстов.

Цели: совершенствование навыка чтения и умений работать с текстом: делить его на логически законченные части, отвечать на вопросы и находить отрывки текста по заданию учителя, выделять главную мысль каждой части и произведения в целом.

Задания:

1. Найдите I часть стихотворения “Щенок”. Почему девочка сбилась с ног?
2. Прочитайте II часть стихотворения (кончая словами “И пропал…”) и ответьте на вопрос: Как щенок вел себя с самого утра?
3. Прочитайте III часть стихотворения. Какие странные картины рисует девочка в своем воображении?
4. В IV части найдите описание внешнего вида вернувшегося домой щенка. Почему хозяйка не смогла узнать своего щенка?
5. Составьте свой план к стихотворению.

Тема 6. Однородные члены предложения.

Цель: уточнить представления детей об однородных членах предложения, которые отвечают на разные вопросы.

Задания:

1. Найдите однородные члены предложения в отрывках из стихотворений С.В.Михалкова.
2. Укажите части речи данных слов.

  • Хорошо, что есть на свете
    Камень, глина и песок!
  • Хорошо, что есть на свете
    Клещи, гвозди, молоток!
  • Коля чертит, Вася клеит,
    С каждым часом ближе цель.
    Даже чайка не сумеет
    В облаках догнать модель!
  • Нитки есть, и есть лопата –
    Можно шить и можно рыть!
    Уважайте труд, ребята!
    Приучайтесь труд любить!
  • И мне дарили всегда
    Не то,что я хотел:
    То – шарф, то – новое пальто.
    То – “музыкальное лото”,
    То – Михалкова, то – Барто,
    Но это было все не то –
    Не то, что я хотел!
  • Женя празднует день рожденья –
    Юбиляру восемь лет!
    Подарили гости Жене
    Пушку, танк и пистолет.
    И совсем как настоящий,
    Как бывает у солдат,
    Черный, новенький, блестящий,
    С круглым диском автомат.

Темы:

7. Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек.

8. Алфавит.

Цели:

  • формировать представление учащихся о названиях стран, городов, деревень, улиц, рек;
  • формировать умение писать названия городов с большой буквы;
  • упражнять в запоминании алфавита.

Задания:

1. Запишите правильно названия городов из стихотворения С.В.Михалкова “Модное платье”.
2. Напишите названия городов в алфавитном порядке.

Привезли в подарок Кате
Заграничный сувенир –
Удивительное платье!
Отражен в нем целый мир.
Вкривь и вкось десятки слов –
Все названия городов:
“Лондон”, “Токио”, “Москва” -
Это только рукава!
На спине: “Мадрид”, “Стамбул”;
“Монреаль”, “Париж”, “Кабул”,
На груди: “Марсель”, “Милан”,
“Рим”, “Женева”, “Тегеран”.
По подолу сверху вниз:
“Сингапур”, “Брюссель”, “Тунис”,
“Цюрих”, “Ницца”, “Вена”, “Бонн”,
“Копенгаген”, “Лиссабон”.
Как наденешь это платье,
Все пытаются пристать.
Все подходят: – Здравствуй, Катя!
Можно платье почитать?

Использованная литература:

  1. С.В.Михалков. Про девочку, которая плохо кушала. “Детская литература”,1983;
  2. С.В.Михалков. Финтифлюшкин. М., “Детская литература”, 1985;
  3. С.В.Михалков. Щенок. М., “Росмэн-Лига”, 1996;
  4. С.В.Михалков. Хрустальная ваза. М., “Детская литература”, Агенство “Роспечать”, 1997.