Цель: Закреплять изученные способы проверки слов с безударной гласной в корне; познакомиться с новыми способами проверки безударных гласных через работу в группах с реализацией индивидуально-дифференцированного подхода к обучению; упражняться в применении “открытых” знаний на практике; развивать речь и коммуникативные способности учащихся; воспитывать навыки коллективного сотрудничества.
1. Актуализация знаний.
1.1. Видеофрагменты сказки
“Двенадцать месяцев” (Маё виличество).
Что заметили? (Ошибки на безударные гласные и
говорится о времени года “весна” где
встречается безударная гласная в корне слова.)
1.2. Давайте поможем её величеству.
Сформулируйте тему и цель урока.
1.3. Работа по алгоритму. Какие гласные
требуют проверки? Когда? (Слабые позиции, без
ударения) Почему? (Слышатся неясно) Где
безударные гласные требуют проверки? Как
проверить безударную гласную в корне слова?
Какое слово называется проверочным? Почему в
проверочном слове гласная должна быть под
ударением? Приведите пример из домашнего
задания? Каким способом вы подбирали проверочные
слова
2. Этап введения новых знаний.
2.1. Постановка учебной проблемы. Какие ассоциации возникают к слову “весна”? (Дети называют свои варианты) Учитель выдает каждой группе набор слов. Уточняется значение непонятных слов.
весна щебечут пахать сосульки грачи скворцы |
капель цветы весенний скворечники подснежник ласкает |
оттепель трава ветер гнездо птенцы журавлиная (песня) |
проталина гроза зелень тепло солнце журавль |
- Какие слова “лишние”? Подчеркните их зеленым цветом.
- Назовите слова с безударной гласной в корне, которые можно проверить изменением формы слова. Подчеркните их красным цветом, устно назовите проверочные слова.
- Все ли слова смогли проверить изменением слова?
- Уточните тему и цель урока.
2.2. Поиск решения.
- Как подобрать проверочное слово? Предложите свои варианты.
- Каждое ли однокоренное слово может быть проверочным.
- Сколько однокоренных слов может быть проверочными?
- Хотите ответить на этот вопрос?
Работа с индивидуальным листом.
Задание №1.
-Сформируйте задание.
-Докажите, что это однокоренные слова.
Мне кажется, что в 1 гр. я забыла в первой цепочке слово зверь? (Дети должны заметить, что это форма слова).
Звери, зверинец, зверский, зверствовать – зв.
риный
Снег, снеговой, подснежник ,снежный, снегурочка
–сн. говик
Вода, водный, водичка, подводный – в. дяной
Лес, лесной, лесник, лесистый, перелесок – л .сок
Звон, звонарь, позвонить, звонкий, зазвонить –
зв. нок
Солить, соль, солонка, подсолить, засол – с .лёный
Боль, больница, больной, больно – заб .леть
Зимний, зимовать, зимушка, зимовка – з .мовье
*Самостоятельная работа.
- Подчеркните из ряда однокоренных проверочные, вставьте пропущенную букву.
Сделайте вывод:
- Чтобы проверить безударную гласную в корне слова надо подобрать однокоренное слово, в котором гласный будет стоять под ударением (в сильной позиции).
- Сформулируйте правило проверки безударную гласную в корне слова по алгоритму.
Физминутка. (Под музыку)
- В воздухе рисуем букву, которая требует проверки в словах:
носами – ''о'' (рисуем носом)
ногой - ''о''
бедром - ''е''
локтем - ''о''
глазами – ''а''
Дети подбирают слова.
Проблемный вопрос.
- Ребята! Перед вами ведь не всегда будет цепочка однокоренных слов.
Как быстрее найти способ проверки безударной гласной в корне слова с помощью однокоренных слов? Хотите сделать это ''открытие''?
Задание № 2 (работа в группах)
- Сделайте вывод.
- Чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно подобрать проверочное однокоренное слово, обозначающее предмет (признак, действие или назвать ласково).
Правило в учебнике стр.130
3. Первичное закрепление
3.1. Определить слово по значению.
Подобрать однокоренные проверочные слова.
а) Значительное возвышение над местностью.
Г..ра - . . . (горка, горный, пригорок, плоскогорье).
3.2. Человек, издающий голосом
музыкальные звуки, исполняющий музыкальные
произведения.
певец - . . . (песня, пение, певческий, напевный,
петь, певчий)
3.3. Человек не знающий страха,
решительный (смелый человек)
смельчак - . . . (смелость, смелый, осмелиться,
смело)
3.4. Сделать подарок.
подарить - . . . (дар, подарок, дарственная,
дарит)
- Миниитог:
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
Физминутка
- Какой подарок самый лучший?
(Сделанный своими руками)
- Какой весенний праздник приближается?
- Дети вручают подарки учителям, выполненные на уроке труда.
4. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
4.1. Домашнее задание.
-Что будете делать дома?
(подбирать примеры к новым способам проверки)
- Приготовим подарок для мамы: (раскрасим букет со словами с безударной гласной в корне, устно подберем проверочные слова.
4.2. Индивидуальный лист – задание № 3.
- Сформулируйте задание.
- Работа в группах: выписать слова с безударными гласными е (и, я, о).
*Для сильных – а.
Устно подобрать проверочные слова.
- Миниитог.
5. Работа с текстом.
Задание № 5
- Что прочитали? Докажите.
- Какие предлагаете задания?
*вставить буквы
*подобрать проверочные слова
*найти ''ловушки''
Дополнительно: дополнить текст 2 – 3 предложениями.
- Чему научились на уроке?
- Какое открытие сделали?
- В чём видите применение полученных знаний?
- Как оцениваете свою работу?
6. Мониторинг.
Графический диктант.
Мясной, возить, сова, часы, крикливый, следы, осень, пенек, кора.
-На что похожа фигура? (цифра ''5'')
Итог урока.
Правописание безударных гласных в корне слова.1. Звери, зверинец, зверский, зверствовать –
зв. риный
Снег, снеговой, подснежник ,снежный, снегурочка
–сн. говик
2. Подбери и запиши к каждому слову, однокоренное слово, обозначающее предмет ( имя существительное). Вставь пропущенную букву.
Щ . бечут - ...
В . снушки - ...
Л . скает - ...
Жур. влиная (песня) - ...
3. Сделай вывод: “ Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, нужно подобрать ...
4. Л. са, загр. знить, л. нивый, р. са,всп. хать, скр. пучий, п. тёрка, поб. лить, с. сна, м. слёнка, оч. щают, спл. сал, вр.мена, сл. мался, ш. гает, расп. лить, в .зание, ст. на, с. нливый, п. хучие.
5. Прошли ненастные д .ньки. Отшумели вьюги и м. тели. Пришла в. сна. Яркое с. лнце осл .пляет гл .за, с .льнее и с .льнее согр .вает землю. Все рады весенним тёплым дням. Здравствуй, весна!
о | а | и | е | я | |
---|---|---|---|---|---|
1 | c | c | c | c | c |
2 | c | c | c | c | c |
3 | c | c | c | c | c |
4 | c | c | c | c | c |
5 | c | c | c | c | c |
6 | c | c | c | c | c |
7 | c | c | c | c | c |
8 | c | c | c | c | c |
9 | c | c | c | c | c |
Фамилия и имя
Отметка учителя
Способы проверки безударных гласных в корне слова
Измени форму слова
1. Один – много
Трава –травы
Звезда - звёзды
2. Много – один
Шаги – шаг
Грачи - грач
3. Что делал? Что делать? - Что делает?
Смотрел, смотреть - смотрит
Писал, писать - пишет
Способы проверки безударных гласных
Подбери однокоренное слово
1. Слово – предмет (имя существительное)
Трещит – треск
цветок - цвет
2. Слово – признак (имя прилагательное)
Темнота – тёмный
ласкает - ласковый
3. Слово – действие (глагол)
Кормушка -кормит
ходьба - ходит
4. Слово с уменьшительно – ласкательным значением.
Ковёр – коврик
гнездо - гнёздышко
Безударная гласная в корне слова.
Алгоритм проверки.
1. Прочитай слово, поставь ударение.
2. Определи, в какой части слова находится безударный гласный. Выдели корень и безударный гласный.
3. Для проверки гласного корня измени слово или подбери однокоренное, чтобы проверяемый гласный стоял под ударением.
4. Напиши в слове такую же гласную, как и в проверочном.
5. Обозначь орфограмму.