Из книги С.Л.Соловейчика “Час ученичества”: “Главным мерилом хорошего или дурного обучения Л.Н.Толстой считал одно: возбуждение интереса детей к учению. Интересно детям учиться, светятся их глаза – хорошая школа; скучно им, тягостно “тусклые, без света глаза” - школа дурная”.
Так хочется, чтобы наша школа была хорошая! Мы любим детей, стараемся завоевать внимание, а ребенок слушает, но не слышит, глазки – пустые. И так ему, маленькому, тяжело, особенно в конце четверти.
Как-то, лет восемь назад (теперь эти золотые дети уже в десятом), уговорили меня ребята не проводить обычные уроки перед каникулами. Сильно просили, и я согласилась. Что делать? Праздник во время учебного дня не проведешь, и придумали мы “праздничные уроки”. Задания по теме предмета, но в необычной форме. Была у нас и “Лесная дорога” в конце третьей четверти, и “Последние уроки уходящего года”, и “Осенний марафон”.
Было время и настроение, готовилась тщательно – красивое оформление, стихи детям заранее, рисунки, поделки…Можно и гостей позвать – не стыдно. Некогда – за два-три дня на листочках записываю ход уроков: “Спасаем Снеговика”- 1. Нашли письмо (исправляем ошибки). 2.Куда идти (решаем примеры и по результатам прокладываем путь) 3. Сколько шагов сделать до волшебной дверцы (здесь нам поможет задача соответствующего содержания). 5. Снеговик уснул – будим, рассказывая стихи о зиме, поем песни. И т.д. и т.п. А за два дня дети принесут и рисунки снеговиков, и снежинки, и сами с удовольствием класс украсят, да еще и задания для “переменок” сами придумают.
Так можно проводить уроки в третьем-четвертом классах. В первом-втором придется слегка потрудиться: сценарий продумывать более тщательно, стихи-загадки самой подбирать. Начиная со второго класса, “праздничные уроки” мы проводим и перед Днем Защитника Отечества и перед Женским днем.
Дети очень любят такие уроки, и стимул дополнительный появляется учиться в течение четверти – показать себя, умненького, на праздничном уроке.
Именно на таких уроках я учу работать детей в группах, учу прислушиваться к мнению товарища, учу помогать друг другу. В первом-втором классах на группы разбиваю сама по уровню знаний, учитывая симпатии и антипатии. В третьем-четвертом классах ребята на группы разбиваются сами: начинают понимать, что если всех отличников собрать вместе – играть будет неинтересно. И группы мы называем по-разному: команды, компании, бригады…, смотря какая сегодня тема и какое настроение.
Хочу предложить вашему вниманию “Осенние уроки”, которые мы с моими второклашками провели в конце первой четверти. Обучаемся мы по программе “Школа 2000-2100”.
Осенние уроки
(Урок-панорама, рассчитанный на 3 учебных часа, 2 класс)
Предварительная работа с детьми:
В начале октября проводится экскурсия “Золотая осень”, дети приносят в класс различные красивые листья. Часть листьев учитель отбирает для мини-гербария. Остальные служат образцом для изготовления “волшебных” листьев на уроке труда. Детям даются трафареты, ребята сами выбирают, какой лист они будут делать: большой, средний или маленький; дубовый, кленовый, липовый и т.п. Затем детям предлагается раскрасить листья так, как им нравится: как в природе или по-своему, по-“волшебному”. В итоге появляется целая коллекция красочных разнообразных листьев. На вопросы детей: “А зачем мы это делали?”, прошу подождать до конца четверти, листья собираю и складываю в отдельную папку.
На уроках рисования рисуем с детьми различную осень: яркую, золотую и пасмурную, “плачущую”. Делаем выставку рисунков, решаем, что на праздник сделаем выставку рисунков только “Золотой осени”. Предлагаю детям, кто хочет, принести еще свои работы.
За 10 дней до праздника (урок-панорама для детей – праздник, проходит в последний учебный день четверти) раздаю детям стихи об осени, загадки о деревьях и грибах, поздравления. Ребят прошу держать в тайне свои стихотворения – тогда на празднике всем будет интересно.
Для оформления:
“Солнышко” - с одной стороны грустное, с другой – улыбающееся, 4 тучки, 8-9 капелек с тучкиными вопросами, лучики солнышка – для награды за верные ответы, маленькие “солнышки” с лучиками (на лучиках написаны имена детей, которые работают в одной группе). Листочки-подарки детям – осенним именинникам.
Оформление:
На доске слева выставка рисунков детей. В центре – “волшебное” дерево, украшенное листочками, которые делали ребята. На дереве листья расположены парами: большой и средний. Справа – грустное солнышко в окружении тучек (под тучками спрятаны капельки с вопросами). Оставшиеся листочки разбросаны по всей доске для создания настроения. На партах маленькие солнышки с лучиками.
После выполнения каждого задания учитель награждает группу лучиками.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети рассаживаются группами по “лучикам”. Звучит красивая спокойная музыка. Под музыку учитель читает стихотворение Г.Ходырева “Свет души”.
Снова осень, | CCC | И его красоту для себя сбереги. |
Горят, не сгорая березы. | Сбереги эти звонкие сполохи листьев, | |
Серебристыми нитями воздух пролит. | Этот праздничный лепет лесного ручья. | |
На последнее вече слетелись стрекозы, | У него рыжеватый, как мордочка лисья, | |
Сонный ветер лениво листву ворошит. | Притаился прощальный кусочек луча. | |
Приутихли леса. | Притаился и смолк, как забытое счастье, | |
Затуманились дали. | Осторожно его на ладонь положи. | |
Далеко-далеко слышны чьи-то шаги… | И когда завихрит, закружится ненастье, | |
Ты войди в этот мир торжества и печали | Он спасительным светом коснется души. |
Учитель:
Дорогие ребята, вы уже догадались, что у нас сегодня необычные уроки. Сегодня мы с вами работаем в группах, значит, будем помогать друг другу.
Посмотрите на доску. Что это с нашим солнышком? Грустное какое…
Дети:
Солнышко окружили тучи, оно боится, что его съедят. А мы будем спасать наше солнышко.
Учитель:
Молодцы! Мы сегодня действительно будем спасать солнышко. Вы видите дерево с волшебными листочками? Каждый большой листок – это какой-либо урок, а каждый маленький – переменка.
Но прежде, чем начать уроки, давайте дадим названия своим группам.
Один из ребят в каждой группе учил стихи об осени, теперь он шепотом читает это стихотворение своим друзьям, и все вместе придумывают название группы, созвучное стихотворению.
Поспевает брусника, Карусели! Карусели!
Стали дни холоднее. | CCC | Всюду листья полетели. |
И от птичьего крика | С крепких веток сорвались | |
В сердце только грустнее. | Закружились, понеслись. | |
Стаи птиц улетают | Лиловые… | |
Прочь за синее море, | Розовые… | |
Все деревья блистают | Кленовые… | |
В разноцветном уборе. | Березовые… | |
Солнце реже смеется, | И в мое влетел окошко, | |
Нет в цветах благовонья. | Опустился на тетрадь | |
Скоро осень проснется | Листик дуба, как ладошка, | |
И заплачет спросонья. | Мне здоровья пожелать! | |
(Осень) |
С праздником осенним! | |
С ярким, карусельным! | ||
(Карусели) |
Превращаются леса | CCC | |
В расписные паруса. | ||
Снова осень, снова листья | Листопад, листопад… | |
Без начала, без конца | Загрустил осенний сад. | |
За рекой и у крыльца. | Словно птицы перелетные, | |
Вот они плывут куда-то – | Листья по ветру летят. | |
То назад, а то вперед. | Дней прошедших не вернуть, | |
От рассвета до заката | В небе облачная муть. | |
Ветер их на части рвет. | Машут ветками деревья, | |
Целый день дожди косые | Провожая листья в путь. | |
Тянут нити сквозь леса, | Листопад, листопад… | |
Словно чинят расписные | Но живет надеждой сад, | |
Золотые паруса… | Что весною, словно птицы, | |
(Паруса) |
Листья снова прилетят. | |
(Листопад) |
Каждая группа ярким фломастером в центре своего солнышка пишет название:
Осень, Паруса, Карусели, Листопад.
Учитель:
Ребята, посмотрите на волшебное дерево. На нем ваши листочки, но не простые, а загадочные: большой лист – это урок, маленький - перемена. Выполним задания урока, тучка отдаст нам свои капельки с вопросами. Ответим на все тучкины вопросы, убежит она, мы спасем наше солнышко. А после урока переменка – сил набраться перед следующим испытанием. Итак, начинаем спасать солнышко!
Дети по очереди подходят к дереву и снимают листочки: большой – маленький, отвечают на тучкины вопросы. Постепенно на правой стороне доски остается одно грустное солнышко.
Листочки-уроки
Чтение:
Каждому ребенку выдается текст стихотворения его группы. За пять минут под руководством знающего стихотворение наизусть ребята готовят выразительное чтение. Читают два раза: первый раз все вместе, второй – тот, кто готовил заранее.
Каждой группе выпадает своя капелька с вопросом из тучки.
“Карусели”. | CCC | Какие листочки “закружились, понеслись”? (Не забыть о листике дуба). |
“Осень” | В чем блистают деревья? Что скоро сделает осень? | |
“Паруса” | Во что превращаются леса и кто же их чинит? | |
“Листопад” | С чем или с кем сравнивает автор листья? Кто провожает листья в путь? |
Русский язык:
Заранее подготовленные ребята читают загадки про деревья и показывают гербарные заготовки. Команды записывают названия деревьев, проверяют в группах правильность написания. Затем сочиняют по два предложения с этими словами, все записывают и передают учителю для проверки.
Как это скучно – | ССС | Она такая тонкая и нежная |
Сто лет без движенья | Надела платье белоснежное. | |
В воду глядеть на свое отраженье! | А солнышка осенний свет | |
Свесила ветви с обрыва | Покрасил косы в желтый цвет. | |
Тихая, грустная | Таким нарядом каждый год | |
(Ива) |
Встречает осени приход. | |
(Береза) |
Он встречает самым первым | CCC | Она нарядная дивчинка, |
Осени приход. | На ее плечах – косынка. | |
Кружит в воздухе веселый | Бусы ярки, как огонь, | |
Листьев хоровод, | Только их пока не тронь. | |
Землю быстро укрывает | Эти бусы - украшенье | |
Золотым ковром – | И для птичек угощенье. | |
Пусть родная засыпает | Любят птички зимним днем | |
Долгим зимним сном. | Украшение ее. | |
(Клен) |
(Рябина) |
В саду осеннем у дорожки | CCC | Он дождя и ветра |
Она хлопает в ладошки. | Вовсе не боится. | |
Вот почему на той неделе | Кто сказал, что дереву | |
Ее ладошки покраснели. | Страшно простудится? | |
(Осина) |
Ведь до поздней осени | |
Он стоит зеленый. | ||
Значит, он выносливый, | ||
Значит, закаленный. | ||
(Дуб) |
Это он – знают все –
Чемпион по росту.
И достать его макушку
Вам совсем не просто,
Потому что он за лето
Вырастает на два метра.
(Тополь)
Вопрос из тучки (общий для всех групп, дети отвечают по очереди):
Посмотрите на листья в гербарии, назовите деревья, о каком дереве не было стихотворения? Какие из этих деревьев растут в школьном дворе? Составьте и запишите предложение о школьных деревьях.
Математика:
Детям раздаются листочки с частями стихотворения “Собрались и полетели”, на обратной стороне – примеры. Необходимо решить, записывая в столбик, пример каждому члену группы, проверить друг друга, результаты расположить в порядке возрастания, перевернуть листочки – получится текст стихотворения:
Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу,
378-261
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
931-654
Заяц в мех оделся белый,
Стало зайчику тепло.
574-165
Носит белка месяц целый
Про запас грибы в дупло.
543-62
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
423+289
Хвою щиплют глухари
Зимовать к нам прилетели
Северяне снегири.
205+ 617
Вопрос из тучки:
Все ли примеры решены верно? (Группы меняются листочками и проверяют друг друга). Прочитайте выразительно стихотворение. (Читает каждая группа).
Окружающий мир:
Выходит ученик и читает стихотворение:
Доброй летней порой | CCC | Я от страха онемел, |
Бродим по лесу с сестрой. | В стороне за пень присел. | |
Хоть устали от хотьбы, | Громко сердце мое бьется, | |
В кузовках у нас грибы. | А сестра смеется: | |
Вдруг мне крикнула сестричка: | Нас не съест она, поверь: | |
- Глянь, под елкою лисичка! | То …….. такой, не зверь. |
Дети хором кричат: грибок.
Выставляются фотографии различных грибов. Ребята сначала показывают лисичек, а затем, по мере чтения загадок, остальные грибы. (В каждой группе есть ученик, который учил загадку.)
Нет грибов дружней, чем эти, - | ССС | Я в красной шапочке расту |
Знают взрослые и дети. | Среди корней осиновых. | |
На пеньках растем в лесу, | Меня увидишь за версту - | |
Как веснушки на носу. | Зовусь я … | |
(Опята) |
(Подосиновик) |
Не спорю, не белый – | CCC | И под старою сосною, |
Я, братцы, попроще. | Где склонился пень-старик, | |
Расту я обычно | Окружен своей семьею | |
В березовой роще. | Первый найден… | |
(Подберезовик) |
(Боровик) |
Вопрос из тучки:
На уроках окружающего мира вы узнали о звездах, планетах, спутниках. Узнали, что Земля вращается вокруг…… (хором: Солнца). Вот и капельки из тучки. Выполняем задание, и тучка исчезает.
Соедини верно:
Солнце | CCC | планета |
Венера | спутник | |
Луна | звезда . |
Музыка:
Дети поют песни об осени, которые учили на уроках музыки. Какая группа поет ту или иную песню определяем при помощи листочка-жребия.
Вопрос из тучки:
Как называются знаки, которыми записывают музыку? (ноты) Назовите ноты. Кто может их спеть по порядку?
Рисование:
За десять минуть нарисовать (всем вместе в группе) портрет осени.
(На уроках рисования ребята уже учились индивидуально рисовать осень, теперь же надо распределить кто что будет рисовать.)
Вопрос из тучки:
Сколько в радуге цветов? Нарисуйте радугу. Назовите цвета радуги.
Переменки
- Собери слово.
- Горячая картошка.
- Самый ловкий, самый быстрый.
- Хлопок – молчок.
- Дружная.
Детям раздаются карточки с буквами (группы сами выбирают набор букв). За столом надо собрать слово, затем распределить буквы, встать в шеренгу так, чтобы это слово прочитали товарищи.
осень, сентябрь, октябрь, ноябрь
Дети становятся в круг. По кругу в одном направлении передаются три картофелины под музыку. Музыка остановилась, тот, у кого в руках картофелина, выбывает. Игра заканчивается, когда в кругу остаются три игрока-победителя.
Дети становятся вокруг стола, на столе конфеты (на одну меньше, чем число играющих). Под музыку бегут вокруг стола, приближаться нельзя. Как только музыка закончилась, все хватают по одной конфете. Тот, кому не хватило, берет конфету и выходит из игры. Игра продолжается. Победителю – кроме конфеты еще какой-нибудь приз.
(Это самая любимая игра в нашем классе, играем на каждом празднике. Однажды обыграли даже родителей.)
Играть можно и сидя, и стоя. Учитель читает стихотворение, делая паузу после каждого слова. Если данное растение растет в наших краях – хлопок, если нет – молчок.
Яблоня, груша, малина, мимоза.
Ель, саксаул, облепиха, береза.
Вишня, черешня, лимон, апельсин.
Липа, клен, баобаб, мандарин.
Группами становятся “паровозиком”. По команде начинают движение по классу между партами. Задача: никого не потерять и никого не толкнуть.
Учитель:
Вот и разогнали мы с вами тучи. Только солнышко почему-то все еще грустное. Как вы думаете почему?
Дети:
А у солнышка лучиков нет. Давайте отдадим солнышку наши лучики!
Учитель снимает с доски солнышко, кладет его грустной стороной вверх на стол.
Дети подходят к столу и наклеивают по одному лучику на солнышко. После того, как дети расселись на свои места, учитель берет солнышко, аккуратно его переворачивает и прикрепляет к доске.
Ура! Солнышко улыбается! И “замечает” рисунки детей слева на доске. Хвалит и награждает каждого художника (обидно было тем, кто поленился оформить рисунки для выставки).
Ученик:
В золотой карете, | CCC | Ярко-желтым цветом |
Что с конем игривым, | Землю раукрасила. | |
Проскакала осень | Сентябринки, Октябринки, | |
По лесам и нивам | Ноябринки принесла | |
Добрая волшебница | Ребятишкам очень милым | |
Все переиначила, | Подарила, раздала. |
Учитель:
Ребята, кому же в нашем классе Осень подарки принесла?
Дети:
Нашим осенним именинникам.
Учитель:
Именинники на сцену!
Вместе с именинниками выходят трое ребят и читают сентябринки, октябринки, ноябринки. Эти стихи написаны на красивых больших, сделанных из цветной бумаги, листах, которые потом вручаются именинникам.
Страничка Сентябринок:
Не уходи, сентябрь!
В молчанье золотистом,
В березовых мечтах
На бирюзе небес.
Не уноси с собой
Дыханье добрых листьев
И розовый пожар цветов.
Страничка Ноябринок:
Хлябь ноября.
Морозный хрип трясины
Окраинной дороги и полей…
Нагая скорбь
Березы и осины,
Сквозная даль
Простуженных аллей.
Страничка Октябринок:
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад –
Дорога промерзает.
Журча, еще бежит за мельницу ручей.
Учитель:
Вот и подошли к концу наши Праздничные уроки, наш урок-панорама. Мы повторили основное, что учили в первой четверти. Мы учились работать в группе, помогая друг другу. Мы немного поиграли. А впереди у нас …(хором) КА-НИ-КУ-ЛЫ! Желаю вам хорошего отдыха и не забывайте …(хором) ЧИТАТЬ КНИГИ!