Цели и задачи:
- “Профессиональной направленности обучения посвящается конкурс “Зеркала и наши профессии”,
- подготовке учащихся проводить эксперимент - конкурс “Любители чудес”,
- воспитанию графической грамотности - конкурс художников,
- связь с современными достижениями физики отражена в конкурсе “Поэзия красок”.
“Свет это самое темное пятно в физике”
(Cозданы две команды, выбраны капитаны названия).
I. Разминка “Зрительные ощущения”
II. Домашнее задание (1 часть)
Последний вопрос является переходом к 1-ой части домашнего задания, которую мы назовём “Поэзия красок ”
- Ещё Ньютон составил перечень основных цветов спектра, которые иногда рекомендуют запомнить с помощью знаменитой фразы: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”.
- Составьте подобные фразы для запоминания цветов спектра. (Ученики произносят свои фразы)
- Сдайте выполненные дома дифракционные решетки (Ученики выполнили дома дифракционные решетки из капрона, шёлка, птичьих перьев, половинок лезвия, отражательные решетки из виниловых пластинок и лазерных дисков и т.д.).
- Теперь задание-экспромт: кроме 7-ми основных цветов в дисперсионном спектре содержатся переходные, дополнительные цвета. В русском языке можно найти множество слов для их названий, например:
КРАСНЫЙ, ВИШНЁВЫЙ, РУБИНОВЫЙ, ПУРПУРНЫЙ, МАЛИНОВЫЙ, РОЗОВЫЙ, КРОВАВО-КРАСНЫЙ.
Подготовьте за 1 минуту все известные вам названия оттенков одного цвета
(1 команда “зелёный”, 2 команда - “голубой”)
- Ныне известна трёхцветная природа зрения. На ней основано воспроизводство цветов в кино, телевидении, цветной фотографии и полиграфии. Методы количественного измерения цветов также базируются на существовании трёх цветов: красного, зелёного, синего. Создайте, смешивая, новые цвета. (Командам раздают краски, кисточки, листы бумаги. Ученики за 1 минуту создают, смешивая, новые цвета).
- Следующий конкурс ПЕСЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ
- Свет в нашей жизни играет большую роль. Известно немало стихов, песен, загадок, посвящённых свету и его источникам. Покажите, как в народной мудрости отражены световые явления.
(Командам даётся 1 минута на обдумывание)
III. Проверка 2-ой части домашнего задания
Переходим к проверке 2-ой части домашнего задания, которая называется “Необыкновенные оптические явления в природе”.
4 человека по 2 от каждой команды делают сообщения:
- “РАДУГА”
- “ЗАКАТ СОЛНЦА”
- “МИРАЖ”
- “ГАЛО”
IV. Применение полученных знаний на практике.
Конкурс “ЗЕРКАЛА И НАШИ ПРОФЕССИИ”
– Архимед – один из самых замечательных учёных Древней Греции придумал способ поджигать вражеские корабли – с помощью тысячи больших зеркал, которые держали в руках воины осаждённого города Сиракузы. Этими зеркалами солнечные зайчики были сфокусированы в единый луч, который и воспламенил суда неприятеля.
- Ребята из различных команд по очереди перечисляют, где используются зеркала, в каких приборах и демонстрируют приборы собственного изготовления: перископ, зеркало из “комнаты смеха”…
- Вносят “чёрный ящик”, в котором спрятаны оптические приборы, дети угадывают какие. (Например, калейдоскоп, очки, фотоаппарат, слайдоскоп и т.д.).
Перед последним конкурсом демонстрируются занимательные опыты под девизом “Посредством глаза, а не глазом, смотреть на мир умеет разум”. (Уильям Блейк)
- Показать ручное зеркало, сделанное из двух прямоугольных зеркал, укреплённых в прямоугольной оправе, под прямым углом друг к другу. В таком зеркале зрители увидят себя перевёрнутыми вверх ногами. Повернуть зеркало на 90°. Изображение повернётся на 180°. Объяснить явление.
(Лучи света, отражённые одним зеркалом, попадают сначала на второе зеркало, а потом уже в глаз. Таким образом, верхняя и нижняя части лица при двойном отражении как бы меняются местами и переворачиваются.)
- На столе поставить большое зеркало и положить перед ним лист бумаги. Вызвать одного ученика и предложить ему, глядя на отражение своей руки в зеркале, написать на бумаге крупными печатными буквами свою фамилию. Это обычно не удаётся. Показать ученикам написанное и предложить им объяснить, почему выполнить задание не удалось.
- Трёхкопеечную монету заранее закоптить. Затем положить её гербом вверх на дно сосуда с водой. В таком виде монету показать ученикам и предложить определить её достоинство. Она кажется им серебряной. Затем монету вынуть из воды и вновь показать. Объяснить явление.
(Из-за копоти поверхность монеты покрыта слоем воздуха, на границе которого с водой происходит полное внутреннее отражение освещающего монету света.)
- Что больше - высота шляпы или ширина полей (см. рис.1)?
(Они одинаковы, хотя высота шляпы кажется больше её полей. Это объясняется тем, что поворот глаз в вертикальной плоскости требует большего мышечного напряжения, чем такой же поворот в горизонтальной плоскости, вследствие чего вертикальные расстояния кажутся нам больше равных им горизонтальных.)
- Одинаковы ли по высоте верхние и нижние части типографских знаков, изображенных на рисунке 2?
– Верхние части знаков кажутся равными по высоте нижним, хотя они на самом деле меньше нижних, в чем можно убедиться, перевернув рисунок.
- Одинаково ли расстояние между вертикальной линией и кругом в левой части рисунка и между двумя кругами в правой части этого рисунка? Проверить ответ с помощью линейки. Объяснить полученный результат. (см рис. 3)
- На расстоянии 4-5 м от вызванного к столу ученика ребром к нему подвесить небольшое кольцо диаметром 2 см. Он должен, закрыв левый глаз ладонью, подойти к кольцу и продеть в него карандаш, что обычно сразу не удаётся. Объяснить явление.
(Если два предмета неодинаково удалены от наблюдателя, то расстояние между их изображениями на сетчатке одного глаза не равно соответствующему расстоянию на сетчатке другого глаза. Это дает возможность человеку оценивать расстояние до предметов. При зрении одним глазом изображения получаются только на сетчатке одного глаза, поэтому способность человека оценивать расстояние до предметов значительно ухудшается.)
- Лист бумаги размером 15х15 см расчертить карандашом на квадратики 2х2 мм и раскрасить в шахматном порядке в 2 цвета - желтый и голубой. Показать этот лист сначала издалека, а затем вблизи. В первом случае он кажется зеленым. Объясните явление.
(Если раскрашенный лист находится далеко, то изображения соседних желтых и голубых квадратиков укладываются на одном светочувствительном элементе сетчатки глаза и поэтому дают ощущение, соответствующее смешанному цвету.)
Ребята рассматривают рисунки на доске и рассуждают, кто что видит. (см. рис. 4-9)
V. Последний конкурс, конкурс капитанов, который называется “Кто как смотрит и кто что видит”
– Приведите по очереди примеры, что вы знаете о зрительных восприятиях человека и животных.
– Нарисуйте изображение противника в выпуклом зеркале.
VI. Подведение итогов. (Определение победителей)