Личный герб

Разделы: МХК и ИЗО


Тип урока – комбинированный.

Развивающая цель: развитие пространственных представлений, образного мышления; развитие творческих способностей.

Воспитывающая цель: воспитание художественного вкуса; содействие стремлению самовыразиться, ощутить уникальность своей личности.

Обучающая цель: познакомить уч-ся с геральдикой как наукой и орнаментальным искусством, познакомить с правилами и законами создания герба; выполнить рисунок личного герба.

Зрительный ряд: репродукция “Средневековый рыцарь”, иллюстрация “Рыцарский турнир”, рисунок щита рыцаря, наглядное пособие “Виды щитов”, пособие “Основные части герба”, пособие “Серийные гербы”, рисунок герба Саши Румянцева, рисунки с изображениями дуба, орла, льва; 2 рисунка ярких гербов, пособие “Девизы”, 2 современных герба.

Музыкальный ряд: инструментальная музыка.

Материалы для уч-ся: акварель, гуашь, фломастеры.

Оформление доски: Плакат – Герб – род щита с изображением на нём знаков, присвоенных государству, городу, дворянскому роду и пр. (В. Даль)

Ход урока:

I.Оргмомент.

II.Основная часть.

1.Вступление. Каждый из нас стремится самовыразиться, стать индивидуальностью, мечтает ощутить уникальность своей личности. Существует много способов самовыражения. Вы, наверное, сами не раз замечали: один хочет поразить окружающих необычной одеждой или вызывающей причёской, другой – эксцентричным поведением, третий – тем, что насмешничает над всеми… Но если мы хотим стать культурными людьми, то стоит искать иные формы для самовыражения. Человечество уже много думало об этом и создало блистательный, яркий, остроумный способ подчеркнуть и показать уникальную ценность человека. Это герб.

Современные мальчик или девочка, приклеивающие себе на дневник переводную картинку, ищут, по сути дела, то, что искал до них ещё древний человек – свой символ, присваивают себе знак. Посмотрим, как люди в прошлом искали и находили образ своей индивидуальности и, опираясь на находки и открытия мировой геральдики, найдём каждый для себя символы самовыражения.

2.Средневековые рыцари.

476 год – такую дату называют историки как дни конца Римской империи, конца античности и вступления Европы в мрачную, полную войн и болезней, кровавую, грубую эру раннего средневековья. Это был период культа силы, власти жестокости, лицемерия, алчности. Маленькие крестьянские поселения по множеству раз переходили из рук в руки в борьбе захватчиков за земельные владения. Владельцы земли – феодалы – бесконечно воевали друг с другом за расширение своих владений.

В эту мрачную кровавую эпоху в Европе появился новый герой, родилась одна из самых прекрасных идей человечества.

(Репродукция “Средневековый рыцарь”.)

Облик нового героя был необычен, а образ противоречив, но заложенная идея столь высока и прекрасна, что сердца людей потянулись к нему в надежде на помощь и защиту.

Это был аристократ. Воин. Всадник, всегда готовый к бою, умеющий дать отпор любому нападению. Его так и назвали в Германии, где он появился – riter – всадник, что потом стало звучать по всем европейским странам как рыцарь.

Рыцарь – не просто конный воин. Это военный герой, не просто удачливый в боях, а прежде всего, аристократ по крови и духу. Рыцари служили королю или феодалу, составляя военную дружину. Их главным достоинством считалась верность своему сеньору, преданность и честь.

Отличаться от других, выделяться своими подвигами и достоинствами – вот что было принципом рыцарей. В эпоху рыцарства и произошёл уникальный прорыв: желая проявить себя, рыцари придумали сделать это в новой, особой форме – в виде изображения животных или предметов – в знаках.

(Репродукция “Рыцарский турнир”.)

Каждое изображение относилось к единственному, конкретному человеку, обозначало его, отвечая его личностным качествам. Новая традиция была заложена. Был изобретён рассказ о человеке в особом знаковом рисунке – в гербе.

Первые гербы были очень просты по форме и скромны, немногословны по знакам.

(Рисунки щитов.)

Чаще всего они имели вид подлинного щита, овала, с помещёнными внутрь одной-двумя или тремя фигурами, окрашенными в 2-3 цвета. Такой рассказ о себе рыцарь мог придумать сам.

Герб был с рыцарем повсюду, всё неразрывнее становясь частью его одежды, жилища, предметов быта. И даже когда окончилась эпоха крестовых походов, создание гербов не остановилось – красивая идея продолжала развиваться. Потому, что из военной необходимости и личной потребности успело родиться новое искусство и новая наука – геральдика. Наука создания рассказа о человеке в нарисованных фигурах, ставшими знаками убеждений, желаний – всего того, что составляет личный мир каждого.

Два века понадобилось, чтобы освоить и осмыслить новое явление. Со II половины XIII века герб стал неизменным атрибутом представлений сначала о рыцаре, а потом и о любом знатном, именитом человеке. Гербы создавали уже особые люди – герольды. Выученные специально, они очень хорошо знали правила гербов, их формы, смысл каждой фигуры, законы создания герба.

3. Состав герба (наглядное пособие).

Основа герба – щит. Они были созданы в разное время. Посмотрите, как изменялись со временем очертания щитов. Первые гербы были очень просты, и щит имел почти круглую форму. Он закрывал только грудь воина. Со временем щит удлиняется. Плавно и округло растёт его поверхность. Она уже напоминает форму человеческого тела, грудь и торс. Такой щит не только закрывает, за ним можно спрятаться, укрыться. Чем больше в мире создавали гербов, тем изысканнее был их рисунок и тем дальше отходил он от схемы человеческого тела. Однако названия основных частей, составляющих герб, сохраняются доныне.

Вот основные части герба:

(Наглядное пособие “Основные части герба”.)

Корона.

Намёт. Намёт первоначально был покрывалом, которое набрасывалось на шлем рыцаря, чтобы защитить его от дождя и палящего солнца. Затем стал рисованной частью герба.

Щит (щиток).

Щитодержатель. Щит на гербе обычно держат звери, люди или вымышленные существа.

Девиз.

4. Деление щита.

Создавая новые и новые гербы, художники старались рассказать в каждом из них как можно больше о своём герое, поместить на щит несколько фигур, знаков, символов. Герб постепенно становился своего рода повествованием о человеке. Но как этого достигнуть, ведь размер герба ограничен. Никто не может до бесконечности увеличить поверхность щита. Как же быть? И художники нашли выход. Высокие мастера своего дела, умелые живописцы и хорошие психологи, придумали площадь щита делить на части. Тогда на каждую часть поверхности можно вписать свой знак, свой символ – вот и получится многомерный “портрет” человека. Так герб превращается в своего рода условный закодированный портрет своего владельца.

(Наглядное пособие “Деление щита”.)

В том, как делить щит на части, художники проявили большую свободу действий и выдумку. Делят герб и по вертикали, и по горизонтали – самые простые, доступные и известные всем деления листа, но делят его также и по диагонали. И всё это делают художники для того, чтобы рассказать о своём герое полно, красочно, увлекательно. Чем богаче внутренне, разнообразнее и сложнее скрытый за гербом человек, тем сложнее и замысловатее деление щита.

5. История герба.

По разному появлялись гербы у русских людей. Что ни герб – то своя история. Вот одна из самых интересных. Однажды больше чем 300 человек один за другим получили похожие гербы. А дали им эти гербы одного вида, одной “серии”, по высочайшему повелению.

Ученик: Было это в XVIII веке. После смерти императора Петра I в России воцарился грабительский и бездумный режим. Возмущённые им верные Петру I полки приняли участие в дворцовом перевороте и привели на престол дочь великого государя – Елизавету Петровну.

Она, женщина умная и дальновидная, понимала – человека красит благодарность, а особенно важно это качество для того, кто печётся о своём достоинстве и чести. Благодарная память – непременная черта доброго монарха, каким она хотела быть вслед за своим выдающимся отцом. И вот, в память о помощи, оказанной ей при восшествии на престол, Елизавета Петровна и решила отблагодарить своих единомышленников. А были они – солдаты гренадерской роты Преображенского полка. Как отблагодарить? А вот как – честь оказать, уважение проявить такое, чтоб жило оно и в потомстве, чтоб и дети, и внуки знали и помнили о той великой помощи, какую оказали солдаты – преображенцы будущей императрице, и той благодарности, какою она отплатила им впоследствии. Деньги растрачиваются, дома горят или распродаются, имения ветшают. Что же остаётся на долгие годы и века? А вот что: высокое наименование доблестного человека, оказанная ему честь, в гербе прекрасном запечатлённая…

Так и порешила мудрая императрица Елизавета. 31 декабря 1741 года сделала она всем своим добрым воинам роскошный новогодний подарок: издала указ. А в том указе объявила высочайшую свою царскую милость, Гренадерская рота Преображенского полка названа была лейб-компанией (т.е. придворной компанией), и все чины её возведены были в потомственное дворянство. Императрица повелела всем новым дворянам выдать дипломы с гербами. Рисунок герба был просмотрен и одобрен лично императрицей.

(Наглядное пособие “Серийные гербы”.)

Герб состоит из щита, разделённого на 2 части. В правой, общей для всех, в чёрной полосе изображено золотое стропило с наложенными на нём тремя горящими гранатами натурального цвета, между тремя серебряными звёздами, а в левой части помещаются эмблемы храбрости, трудолюбия и подобных качеств. Над щитом стальной дворянский шлем, который украшает наложенная на него лейб-компанская гренадерская шапка с красным и белым страусовыми перьями. По обе стороны распростёрты чёрные орлиные крылья. Внизу щита лента с девизом: “За верность и ревность”.

Ученик: Случилась однажды в С.-Петербурге страшная беда: город захватила эпидемия. Было это в XVIII веке. Пришла болезнь, от одного названия которой люди содрогаются до сих пор: оспа. Появление оспы в С.-Петербурге повергло горожан в отчаяние. Царствовала в то время в России императрица Екатерина II. Она велела отыскать мальчика, больного оспой. Звали его Саша Румянцев. Екатерина II знала, что в Европе уже научились защищать людей от страшной оспенной заразы. Медики придумали лёгкий в исполнении способ – маленький надрез на коже руки здорового человека, туда вносится капелька, содержащая в себе крохотную порцию инфекции – и всё. Дальше организм человека сделает всё сам: ранка зарубцуется. Вместо оспин по всему телу и лицу человек обойдётся всего-навсего одной ямкой на предплечье. Но прежде, чем это случится, человек перенесёт несколько дней нетяжёлой болезни. Но в России в то время прививку от оспы не делали. Недолго раздумывая, Екатерина решилась. Пошла она на невиданный шаг. Ей нужно было спасать народ, население города от эпидемии. Но прежде всего, как всякая мать, она хотела защитить своего сына – маленького Павла, но не решалась повергнуть его жизнь испытанию прививкой. И тогда Екатерина сама, первой решилась испытать новый способ защиты. У Саши Румянцева Екатерина II приказала взять необходимую пробу болезни, нужную для прививания. И смело подставила нежную царскую руку свою для невиданной в С.-Петербурге операции. Через несколько дней болезни на руке императрицы увидели то, о чём говорили медики: аккуратную оспенную выемку. Императрица не заболела. Она тут же поспешила спасти своего сына. Павлу сделали прививку. Это окончательно убедило придворных в надёжности нового способа борьбы с оспой. Город был спасён. Императрица же прониклась добрыми отеческими чувствами к мальчику, у которого взяли пробу болезни, кто стал своеобразным “донором” инфекции. Маленький Саша выздоровел и уже весело резвился с другими детьми. Он был обласкан императрицей и приближен к царскому двору.

Память об этом случае и о начале прививания оспы в России императрица запечатлеть решила по-императорски: щедро наградив ребёнка. Она решила подарить ему герб – символ его исключительной роли в судьбах Отечества. Саша Румянцев получил новое имя – псевдоним. Стал теперь мальчик называться Саша Оспенный.

(Показ герба Саши Оспенного.)

6.Язык герба: листья дуба, лев, орёл.

Появляясь на гербе, изображения получают особый, символический смысл. Они превращаются в знаки человеческих качеств. Таким деревом – знаком в гербе стал, например, дуб.

(Рисунок дуба.)

Его раскидистую крону или его части – листья, жёлуди – изображали тогда, когда хотели подчеркнуть, что в судьбе героя герба была какая-нибудь существенная победа, что он человек удачливый. Дубовыми венками издавна венчали победителей. Вот и на гербе дуб появляется как знак победы. Ещё один символ победы – орёл.

(Рисунок орла.)

Чем же они отличаются друг от друга и зачем два символа одного и того же? Давайте сравним. Орёл – существо быстрое, воинственное. Его стихия – нападение, стремительная атака. А дуб силён своей мощью, неторопливостью, долгожительством и долготерпением. Славен дуб своими мощными корнями и обширной раскидистой кроной. Это дерево-город, дерево-планета. Оно само не нападает, а только противостоит натиску. Вот и выходит: орёл – это победа, добытая атакой, а дуб – силой сопротивления, терпения.

Рядом с орлами или листьями дуба, на гербах появляется другой знаменитый символ. Царь зверей – лев.

(Рисунок льва.)

Лев – символ царского трона, знак сдержанной мощи, безграничной щедрости.

7.Язык цвета.

Настоящий герб всегда очень нарядный.

(Показ яркого герба.)

Но ведь он и был частью наряда. Сначала во времена рыцарских турниров он не только закрывал своего хозяина, но и служил ему богатым роскошным украшением, а потом, в мирной жизни, гербы стали изысканной деталью интерьеров, украшали каждый богатый и знатный дом в Европе и России. Цвета в гербе – это тоже своего рода знаки, часть геральдического языка. Каждый имеет свой, символический смысл, непонятный непосвящённым, зато глазу знатока несёт богатую информацию о владельце герба.

(Наглядное пособие “Значение цвета”.)

8.Девиз герба.

(Наглядное пособие “Девизы”.)

Перед вами разнообразие словесных выражений, обозначающих жизненные взгляды, убеждения и веру людей. Это тоже части герба – девизы. Выберите себе девиз. Можете выбрать из тех, которые помещены здесь, можно выбрать слова из какой-нибудь пословицы или поговорки. Главное, чтобы выбранные слова действительно вам нравились, верно указывали бы на ваши убеждения и жизненные ориентиры и цели.

Мы немного соприкоснулись с “классикой” геральдики. Художники-геральдисты обладали большой выдумкой и остроумием, владели острым чувством красоты и праздничности. И вы, следуя за ними, вовсе не обязаны слепо подражать готовым образцам и повторять чужие находки. В деле создания герба вполне уместны ваша собственная фантазия, остроумие и свобода ассоциации. Герб – дело личностное.

Сегодня вы придумаете совершенно новый, свой собственный уникальный рисунок герба. В нём новым и неожиданным может быть всё: и форма щита, и его деление, и фигуры, и сочетание цветов. Пусть всё на нём окажется неповторимым, будет только вашим, пусть он содержит в себе подлинный рассказ о вас, о ваших предках, о ваших желаниях и надеждах.

III.Самостоятельная работа.

(Включить музыку.)

IV.Итог урока.

Просмотр лучших работ, пояснения учащихся.

-Что-нибудь знаете Вы о гербах?

-Как? О хлебах?

-О гербах!

-О грибах?

-Нет, о гербах!

-Шумно тут! Не услышу никак.

-Да, о гербах! Понимаете – герб!
Личности знак и символика вер.
Белое поле, алеющий щит:
Герб вашу славу и честь защитит.
Лилий трёхлистья и звёзды в кайму…

-Что-то я Вас не пойму, не пойму…
Белое поле – кому? Ни к чему!
Что-то твердите про поле и щи…
Щавель во щи – то? Он в поле торчит?
Красные щи? От свеклищи поди?
Да не таращьте глазищи-то, и…

-Нет! Вы не поняли! Я – о гербах!
Герб – это ваш великаний размах,
Львиные пасти и очи орла,
Рода история, знак ремесла,
Чтобы Отечества память цвела!
Перья над конскою мордой литой…
Герб – это эхо судьбы родовой!

-Ну, заболтался! Твердит про гербы…
Мы-то для этих изделий грубы!

-Нет, Вы поймите, в туманной дали
Были же гербы у нашей земли –
Белое поле, крыло над плащом!
Юрий – Георгий, крыло над плечом,
Змей, поражённый блестящим копьём!

-Ты фантазёр, ну а я, брат, бедняк,-
Что толковать про таинственный знак?
Может его у забытых могил
Кто-то из предков твоих схоронил?
Я же скажу тебе, друг: ерунда!
Легче на свете прожить без герба
Вдосталь картошки, да мясо, да хлеб,
Боль головную нашёл себе – герб!
Этак любой из бедняг и зевак
Требовать станет отличия знак.
Лишнее хватит просить у судьбы:
Выжить бы! Этим же надо – гербы!

-Чёрен мой день, но мой ум не померк.
Помню я: был, не утрачен мой герб.
И, как Петрушка с дурацким горбом,
Пусть я погибну – но стану гербом.
Герб – дарованье не мне одному.
Герб не отдам никогда, никому!