Приемы технологии критического мышления: кластеры, синквейн, ключевые слова.
Цели урока:
- систематизировать знания по теме “Атмосфера”;
- развивать у учащихся умение критического анализа информации,
- способности ее систематизации , оценки.
ХОД УРОКА:
1. Организационная часть урока.
На доске записана тема, таблицы, ключевые слова.
2. Введение в тему. Стадия вызова.
Настанет время, когда космонавты покинут околоземные орбиты и пустятся в странствие по просторам Вселенной. И как моряк, возвращаясь из дальнего плавания , ловит тот миг, когда сквозь голубую дымку горизонта прорежется полоска суши, так пилоты межзвездных кораблей будут всматриваться в черный бархат космической бездны , стремясь увидеть родную планету.
Наверное, он очень красив ,если смотреть из дальнего космоса ,мягко светящийся голубой шар, очертания которого размыты сияющей дымкой . Эта дымка отгораживает нашу планету от космоса . Она бережет планету от губительных излучений вселенной ,от смертоносных колебаний температуры , которые несет в космос смена дня и ночи .Она поддерживает неугасимый огонь жизни , питая его кислородом.
Прочно – легкая на вид , она становится грозной преградой для пришельцев из космоса . В ней бесславно сгорают “каменные гости” - метеориты .
Это атмосфера. Воздушная оболочка нашей планеты - ее космическое предместье.
Что же такое атмосфера? Над этим вопросом уже более 200 лет работают ученые. За это время собраны обширная информация . С частичкой накопленного знания мы с вами познакомились.
Вопрос к классу(погружение в тему).
Назвать ключевые слова , которые позволять полнее представить тему “Атмосфера”.(Слова записаны на доске)
Оказывается сколько мы знаем, но наши мысли еще пока громоздятся, я предлагаю их оформить в определенном порядке ,т.е. построить кластеры. (Кластер(гроздья)-выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке. Правило простое. Рисуем модель солнечной системы: звезды, планеты, спутники. В центре звезда – это наша тема, вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы, соединяемые по прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников - свои.)
3.Стадия осмысления.
Работа по группам. Каждая группа работает над своей веточкой.
Темы:
1.строение атмосферы;
2. состав атмосферы;
3.осадки;
4.облака;
5.ветер;
6. воздушные массы.
Итогом работы будет презентация схемы одним из членов группы.
Класс работает в своих индивидуальных схемах , добавляет , исправляет докладчиков .
Презентация.
Итог : на доске собрался “ кластер” - “Атмосфера”.
Подведение итогов.
Д\З
Одна “веточка” в индивидуальных схемах оказалась незаполненной. Подумать ,что можно еще вынести в схему.
Синквейн
(Синквейн ( пять) стихотворение их 5 строк,
которое строится по правилам.
1 строка-тема называется одним
словом.(существительное)
2 строка- это описание темы из 2-х
слов(прилагательные)
3 строка – это описание действия в рамках этой
темы 3 слова.
4 строка- это фраза из 4 – слов, показывающая
отношение к теме.
5 строка- это синоним из одного слова, которое
повторяет суть темы.)
Со словом "атмосфера".(Работа ведется по группам ) Результат работы - общий синквейн со всеми словами, которые подобрали группы.
Атмосфера
Газообразная , прозрачная
Защищает, предохраняет, сохраняет
Верхняя оболочка Земли.
Воздух
Лист контроля.
Успешно справились с работой ,систематизировали знания по теме “Атмосфера”,но проверить, как вы усвоили материал мне поможет мини-тест , который есть на листе контроля. Вы также отобразите настроение и то, как вы оцениваете совместную работу, знания, приобретенные за сегодняшний урок .
Лист контроля по теме: “Атмосфера”
1. | Какое значение для тебя имеют знания, умения полученные на уроке? | +++ - очень важное ++ - важное + - не очень важное |
|
2. | Как ты оцениваешь полученные сегодня знания? | +++ - глубокие ++ - осознанные + - неосознанные |
|
3. | С каким настроем ты изучал материал? | +++ - было интересно ++ - не очень интересно + - не интересно вообще |
|
4. | Как оцениваешь свою деятельность? | +++ - отлично ++ - хорошо + - удовлетворительно |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №1.
СТРОЕНИЕ АТМОСФЕРЫ.
Цели работы:
- повторить понятия : тропосфера , стратосфера, мезосфера и термосфера;
- закрепить знания о характерных особенностях слоев;
- объяснять причины выделения слоев в атмосфере ;
- закрепить умения строить “кластеры”.
РАБОТА В ГРУППЕ.
(выполнить следующие задания)
1 задание: вспомнить, из каких слоев состоит атмосфера (названия слоев), последовательность расположения ;
2 задание : собранную информацию из задания №1. оформить в виде кластера.(Смотреть схему на листе ватмана).
3 задание: вставить пропущенные слова в предложении.
(В случае затруднения обратиться к учебнику стр. … )
4 задание: подготовиться к защите работы.
Мы знаем ,что атмосфера имеет несколько слоев .Каждый слой имеет ряд особенностей. В ____________ формируется погода Земли , здесь сосредоточены все живые организмы . В ___________________(слой) концентрируется ____________(вещество). Его тонкая пленка поглощает ультрафиолетовые лучи, губительные для всего живого. В высоких слоях из – за большой разреженности воздуха возникает___________ сияние.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 2
СОСТАВ АТМОСФЕРЫ.
Цели работы:
- повторить понятия : азот, кислород, углекислый газ;
- закрепить знания о соотношении газов в атмосфере ;
- объяснять причины современного состава атмосферы ;
- закрепить умения строить кластеры.
РАБОТА В ГРУППЕ:
1 задание : вспомнить из каких газов состоит атмосфера ( название газов), их соотношение ;
2 задание: собранную информацию о газовом составе атмосферы оформить в виде “ кластера” (Смотреть лист ватмана)
3 задание вставить пропущенные слова в предложениях. (В случае затруднения обратиться к учебнику стр.___)
4.задание: подготовится к защите работы.
Мы вспомнили ,что воздух - это газообразное тело . Он состоит в основном из смеси двух газов - _______(78%) и ________(21%).Оставшийся 1% приходится на другие газы , в том числе и на _________ газ.
Состав атмосферы менялся на протяжении исторических этапов развития Земли. В настоящее время в результате хозяйственной деятельности человека происходит загрязнение атмосферы . Последствия : _________ дыры, __________ эффект,________ дожди.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА№3.
ОБЛАКА.
Цели работы:
- повторить понятия :
- облачность ,конденсация ,виды облаков (слоистые ,перистые , кучевые);
- закрепить знания о важной характеристики погоды – облачности ;
- объяснять причины появления облаков ;
- продолжить формировать умение строить кластер.
РАБОТА В ГРУППЕ:
1 задание: вспомнить основные виды облаков ;
2 задание: собранную информацию об основных видах облаков оформить в виде “ кластера”.(Смотреть лист ватмана)
3 задание :вставить пропущенные слова (В случае затруднения обратиться к учебнику стр. )
4 задание : подготовится к защите работы.
Мы вспомнили ,что облака образуются так : поднимаясь вверх с поверхности океанов , влажный воздух _____________( что делает) , водяной пар ,содержащийся в нем, __________________ ( что делает) .
Получаются капельки ____________,которые сливаются вместе , образуя _________( что ).
Облака самые низкие или, как говорят, тяжелые ,облака – слоистые . Они располагаются не выше ____км. На высоте до 8 км. Можно наблюдать более легкие __________. Самые высокие и легкие ______ облака, расположены на высоте 8 -18 км.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА№4
ВЕТЕР.
Цели работы :
- повторить понятия :
- разность давлений ,бриз ,муссон, постоянные ветры;
- закрепить знания о причинах возникновения ветра ;
- объяснить причины формирования пассатов ,западных ветров бризов , муссон;
- продолжить формировать умения строить кластеры.
РАБОТА В ГРУППЕ.
1 задание : вспомнить основные виды ветров, причину их образования;
2 задание : собранную информацию по видам ветров оформить в виде “кластера”.(Смотреть схему на листе ватмана);
3 задание: вставить в предложения пропущенные слова. (В случае затруднения обратиться к учебнику стр. ____)
4 задание: подготовится к защите работы.
Вода и суша нагреваются по –разному , это влечет за собой разность _________ (чего).
Ветер всегда дует из области ______________ давления в область __________давления .
Бриз меняет свое направление 2 раза в сутки : днем и ночью ; муссон – 2 раза в ________. Причина возникновения бриза и муссона в том ,что океан и суша , по – разному __________ и остывает ,то причина возникновения постоянных ветров Земли - в чередовании областей низкого и _________ давления на земном шаре , вследствие различного нагрева его поверхности Солнцем.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА№5.
ОСАДКИ.
Цели работы :
- повторить понятия :
- атмосферные осадки: дождь , снег , роса, иней , град;
- закрепить представления об атмосферных осадках ;
- объяснить причины возникновения осадков;
- формировать умение строить кластеры.
РАБОТА В ГРУПЕ.
1 задание :вспомнить основные виды осадков ;
2 задание : собранную информацию по основным видам осадков оформить в виде кластера;
3 задание: допиши предложение (в случае затруднений обратится к учебнику стр. _____)
4 задание : подготовится к защите работы.
Дождь ,снег, град – вся вода в твердом и ____________ состоянии , которая выпадает из облаков , называется атмосферные ___________. Однако , осадки выпадают не только из облаков , но и из воздуха - роса и _______. Они образуются потому ,что после захода солнца , земля и поверхность растений быстро _____________, и воздух соприкасаясь с поверхностью земли , _________________.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА№6.
ВОЗДУШНЫЕ МАССЫ.
Цели работы :
- повторить понятия : воздушная масса, виды воздушных масс(экваториальная, умеренная, тропическая, антарктическая );
- закрепить знания о свойствах воздушных масс;
- объяснить причины формирования воздушных масс;
- продолжить формирование умения строить кластеры
РАБОТА В ГРУППЕ .
1 задание : вспомнить основные виды воздушных масс (ВМ).
2 задание : собранную информацию по основным видам воздушных масс оформить работу в виде кластера.
3 задание: вставить пропущенные слова.
4 задание : подготовиться к защите работы.
Воздушные массы – это подвижные части ______________(слой), отличающиеся друг от друга свойствами :__________ и ____________ (какими). АВМ- формируются в полярных областях Земли , _____и ____(свойства). УВМ - температура и влажность , отличается по _____________ года. ТВМ – имеют ________ температуру , но влажность ________(какая). ЭВМ – в течение всего года ,___________ и __________ ( свойства ).