Тема урока: “Сложение и вычитание десятичных дробей”
Цели урока
Образовательные: направить деятельность учеников на исследование закономерностей между темами.
Развивающие: развивать познавательную активность, культуру речи, способствовать формированию умений переноса знаний в новую ситуацию.
Воспитательные: воспитывать ответственность, аккуратность и самостоятельность, организованность.
Оборудование: экран, кодоскоп, кодопозитивы, магнитофон, сигнальные карточки, динамическая таблица разрядов для десятичных дробей, листы с копиркой.
На доске записана тема урока; 4 типа примеров, которые закрыты; оценочная таблица.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель: В начале урока мы повторим материал, который нам будет нужен при изучении новой темы;
2 человека – начитывают по опроснику правила на магнитофон;
3 человека – работают по карточкам;
2 человека – помогают мне контролировать ваши ответы.
II. Разминка
1) Сравнить десятичные дроби:
7,13 и 10,5
7,37 и 7,39
0,3 и 0,299
1,485 и 1,5 Почему? Ответ обосновать.
Сигнальные карточки (> <).
2) Таблица разрядов.
Прочитайте десятичные дроби:
- Сколько единиц содержит каждый разряд в
данном числе?
- Сколько единиц?
- Сколько десятых долей?
- Сколько сотых долей?
III. Новый материал
Записали число и тему урока.
- Какие числа умеете складывать и вычитать? [Натуральные, обыкновенные дроби]
- Давайте повторим. Сложите числа 356 + 1268
- Кто желает? Объясните принцип решения?
- А так можно сложить? Таблица
- Какой принцип используем? [Принцип поразрядного сложения]
- А какие еще числа умеете складывать? и вычитать? (Открыть пример)
Тема нашего урока "Сложение и вычитание десятичных дробей."
Какая же задача стоит перед нами?
Чему мы должны научиться?
Запомните это. В конце урока мы к этому вернемся.
I группа
3,5 + 2,3 = ?
Посмотрите на пример и, опираясь на то, что умеете, попробуйте найти прием решения.
Проверим, правильно ли решили?
138,12 + 66,14 Попробуйте записать столбиком, опираясь на знания.
Кто желает? (1 человек выполняет на доске)
А так вот можно записать? Таблица
А как вычитать десятичные дроби?
138,24 – 66,14 (1 человек на доске)
Давайте назовем этапы:
- записать, запятая под запятой;
- складываем, не смотря на запятые;
- поставить запятую под запятой.
Открывается II группа примеров.
II группа
3,5 + 7,15
14,13 + 2,3
23,13 + 31,456
Чем отличаются эти примеры от I группы? [Разное количество знаков]
Как же выполнить сложение? [Уравнять]
Вызвать по 1 человеку уравнять.
- Теперь они отличаются от I группы?
- Что выполнили? [Уравняли количество знаков]
III группа открыть
13 + 4,15 - Что надо сделать? [Уравнять]
3,17 + 5 - Отделяем целую часть.
- Запомните ведущие слова:
УРАВНЯТЬ
ЗАПИСАТЬ
СЛОЖИТЬ
ПОСТАВИТЬ ЗАПЯТУЮ
(Слова прикрепить на доску)
- Проверим, правильно ли мы сделали вывод (выставляю правило, написанное на переносной доске)
Выделите главные действия, подчеркните (1 ученик подчеркивает)
- УРАВНЯТЬ…
- ЗАПИСАТЬ…
- СЛОЖИТЬ…
- ПОСТАВИТЬ ЗАПЯТУЮ
Выполнить № 1186 (а, б, г); № 1187 (а, б) [2 человека одновременно].
Кто тему понял хорошо, оставили красные карточки и выполняют самостоятельно № 1192
Кто не совсем хорошо разобрался, оставил синие карточки и работаем вместе со мной.
1 человек с классом объясняет
2 человека – самостоятельно.
Проверим № 1192 через кодоскоп. Кто допустил ошибку?
IV. Проверочная работа
Раздаются карточки с копиркой.
На работу отводится 5 минут.
- 0,26 + 0,45 =
- 12,123 + 4,024 =
- 6,28 – 5,32 =
- 51,72 – 5,7 =
- 0,93 + 1,507 =
- 51,72 – 5,7 =
- 7,35 – 0,48 =
- 25 – 2,647 =
- 1 – 0,99 =
На доске оценочная таблица:
4 примера – “3” 5-6 примеров – “4” 7-9 примеров – “5” |
Сдаем листы, на которых писали ручкой, и проверяем работу (через кодоскоп).
Ученики ставят себе оценки.
Итог урока:
1. Какая перед нами стояла задача на уроке?
2. Кто не научился? Кому нужна моя помощь?
3. Вспомним правила. 4 этапа:
- уравнять-…
- записать-…
- сложить-…
- поставить запятую -…
Записать домашнее задание: п. 32 до середины
№ 1228 (а, б, в)
№ 1229 (а, б, в)
№ 1238.
Выставляю оценки за урок: за устный счет, за работу по карточкам, за работу на уроке; магнитофонную запись прослушиваю на перемене.
V. Игровой момент
Клоун Тишка решил над нами подшутить и стер в примерах запятые. Вот какие смешные равенства получились:
32 + 18 = 5
3 + 108 = 408
42 + 17 = 212
Восстановите запятые на места.