Задачи:
- формирование основ экологических знаний;
- развитие наблюдательности и интереса к окружающему миру;
- воспитание любви к родной природе, бережного отношения к цветам, как части природы.
ХОД УРОКА
- Оформить стенгазету “Тайны цветов”, выставку рисунков детей на тему: “Берегите природу!”; выставку художественной литературы на тему “Растения – это одно из пяти царств природы” (Б.Вовк “Цветы”, Н.Усова “Лепестки”, Альбом “Астраханский заповедник”, Атлас Астраханской области, Альбом “Цветы занесенный в Красную Книгу” - оформлен учащимися).
- Подготовить стихи и выступления учащихся с рассказами о цветах Астраханского края, театральный эскиз “Ромашка и ведьма”.
- Написать плакаты: “Много тайн и приключений таит мир растений на нашей планете” Н.Усова; “В цветах земной красы начало. Польза цветов в их красоте, а красота людям необходима”;
“Человек, хоть будь он трижды гением,
Остается мыслящим растением,
С ним в родстве деревья и трава,
Не стыдитесь этого родства”
С.Я.Маршак
ПЛАН-КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА
Ведущий: Наша Земля удивительно прекрасна – это редкая жемчужина нашей Галактики. Жизнь на Земле – явление уникальное, и природа на ней – это великий и мудрый воспитатель. К глубокому сожалению, еще многие равнодушны к красоте и гармонии природы. Наверно оттого, что не представляют, как бедна была бы жизнь без обилия животных и растений, как они нужны, наконец, и необходимы нам. Все мы – дети природы.
Чтец 1:
Природу не уродуй,
Природу не обидь.
Родился человеком
Так надо им и быть.
Чтец 2:
“Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни”.
Ведущий: Мне хочется, ребята, чтобы вы смотрели на природу так, как смотрит друг – глазами доброго человека. И не забывали никогда эти простые заповеди. (Дети читают по очереди):
- Никогда не лазайте на деревья, не ломайте ветви, они живые!
- Не рвите цветы, не лишайте Землю красоты!
- Не разоряйте гнезд!
- Не вредите никаким живым существам!
- Будьте другом и защитником природы!
Ведущий: Много тайн и приключений таит мир растений на нашей планете. Растения – это одно из пяти царств природы. Учеными установлено, что растения реагируют на отрицательные и положительные эмоции человека. Бывая в лесу, на даче, в деревне, вы можете увидеть много удивительных и красивых цветов, без которых наша Земля не была бы такой прекрасной. И сейчас мы с вами приоткроем дверь в таинственный мир цветов.
(Театрализация эскиза “Ромашка и ведьма”. Выходит девочка-ромашка)
Девочка-ромашка: Здравствуйте дорогие друзья! Давайте с вами познакомимся поближе.
(В руках у девочки-ромашки букет лекарственных трав)
Девочка-ромашка:
Знакомые с детства родные ромашки
Вот легкий “поповник” у нашей реки
Вот белые звезды средь розовой кашки
В букете сияют его лепестки.
Он “любит – не любит” ответить нам может
И глянет приветливо желтым глазком
Вот эта ромашка знакома нам тоже –
Ее мы “лекарственным другом” зовем (показывает цветок)
И если случиться тебе простудиться
Привяжется кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Как вы уже догадались, меня зовут Ромашка. Скажите ребята, а какие еще лекарственные растения вы знаете? (Ответы детей: пижма, мята, зверобой, шалфей, одуванчик, мать-и-мачеха и т.д.).
Девушка-ромашка: Молодцы! Вы много знаете полезных растений.
Много трав растет полезных
На земле страны родной,
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
(Показывает растения на выставке рисунков. В это время входит травяная ведьма)
Травяная ведьма:
Я хочу, тебе дружок,
Дать в букет еще цветок. (Протягивает ей)
Девочка-ромашка: (Осматривает, показывая детям)
Разгадала твой обман!
Посмотрите, вот дурман – ядовитая трава.
Разболится голова от подарка твоего,
Забирай назад его!
(Бросает ей цветок и прогоняет ведьму)
Девочка-ромашка: Ох, уж эта Травяная ведьма! Так и норовит сделать гадость! То корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.
(Крадучись возвращается ведьма)
Травяная ведьма:
Я одумалась ребята,
Лучше вместе в лес пойдем.
Соберем шалфей и мяту, нежных ландышей нарвем.
Дома их поставим в воду…
Девочка-ромашка: Поняла, я братцы, сразу, хитрый замысел ее. А ну-ка уходи отсюда, вредная!
(Загораживает детей от ведьмы. Грозит, и та убегает.)
Девочка-ромашка: Мы растения эти знаем, бережем и охраняем. От таких, как эта, собирательница букетов. В Красную Книгу они давно уже занесены.
Мы их рвем не на потеху,
Отнесем мы их в аптеку –
Из даров лесного царства,
Люди делают лекарства.
(Уносит букет лекарственных трав в аптеку. Уходит.)
Ведущий: Ребята, а кто скажет, что такое Красная Книга? (Ответы детей: Книга, в которую заносят редкие виды животных и растений. Представителей природы, охранять их нужно особенно бережно). А что вы знаете о цветах и растениях нашего Астраханского края? Где они растут? Может вы знаете какие-нибудь мифы или легенды? Есть ли у нас такие, которые занесены в Красную Книгу?
(Рассказы детей о цветах и растениях Астраханского края)
Ученик 1: Цветы сопровождают человека от рождения до смерти. Они даруют не только красоту, они еще и дружат с человеком: врачуют, указывают дорогу, стерегут подземные клады, предсказывают погоду. Верите ли вы в чудеса, которые совсем рядом?! (Ответы детей) У каждого цветка, каждой травки есть своя маленькая тайна. Какая? Об этом расскажет вам наша стенгазета “Тайны цветов!”. Можете после нашего мероприятия прочесть. Я расскажу одну из них. Она о прекрасном растении нашего края, Лотос (показывает рисунок на выставке). огромную водную гладь покрывают крупные, округлые, похожие на зонт, листья. Они покрыты водоотталкивающими веществами. Близко располагаясь друг от друга, листья похожи на спину сказочного дракона. Самой красивой частью растения являются цветки лотоса. Крупные, с головку ребенка, на высоких цветоножках на фоне темно – зеленых листьев, они горят, как фонарики. Лотос – лекарственное растение, произрастает в дельте Волги. Его использовали в китайско–тибетской медицине, для лечения болезней крови и нервной системы. У нас используют для лечения ревматизма. Орешки лотоса могут прорасти даже через 2 тысячи лет. Он считается священным растением, его изображения встречаются на изъеденных веками барельефах Египта, Ассирии, Индии. В результате хищнического истребления это растение чуть было не исчезло с лица Земли. Создание Астраханского заповедника спасло это растение. Лотос занесен в Красную Книгу и по-прежнему нуждается в нашей заботе и охране.
Чтец 3:
Давай пройдемся медленно по лугу
И здравствуй скажем каждому цветку
Ты должен над цветком наклонится
Не для того, чтоб рвать или срезать
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать(Р.Гамзатов)
Ученик 2: Многие люди считают, что после лотоса – это самое красивое растение нашей области. О каком растении идет речь?
(Ответы детей. Обращает внимание на выставку рисунков)
Правильно. Это кувшинка белая. Когда увидишь речку или озеро, заросшие белой кувшинкой, то кажется, что попадаешь в сказку. Много легенд было сложено об этом удивительном растении. Люди восхищались красотой кувшинки и не могли объяснить, почему цветки появляются и исчезают вместе с солнцем. Легенды рассказывают, что под водой цветы превращаются в прекрасных русалок, а первые лучи солнца возвращают образ цветка. У славянских народов кувшинке приписывались могущественные силы. Ее называли одолень-трава и верили, что она лечит от болезней и сохраняет от многих бед. На самом же деле не могла им помочь кувшинка, она за себя то постоять не может. Ее цветки привлекают охотников за букетами. А без воды, кувшинка погибает, даже в вазе. Каждый из нас должен помнить, что сорванный цветок – это десятки погибших в вашей руке будущих растений. Настоящий любитель природы не позволит себе совершить подобный поступок.
Чтец 4:
Если я сорву цветок,
Если все: и я, и ты
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны –
И не будет красоты
(Т.Собакина)
Ведущий: Немного прервемся и отгадаем загадки о цветах (показ отгадок на выставке в виде рисунков):
1. На лугу и в поле
Мы его встречаем
Лепесточки белые
Мы на нем считаем
Сердцевинка желтая
У цветка того,
Будто крошка солнышка
Забралась в него.
(Ромашка)
2. Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдешь
Хоть не красный он, а синий
Все ж на звездочку похож.
(Василек)
3. То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречается с тобой
Звонким названьем он наделен,
Посмотришь – подходит название это,
И никогда нам не слышится звон
Из голубого лесного букета.
(Колокольчик)
4. Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка
Был цветок и нет цветка!
(Одуванчик)
5. Четыре ярко-красных,
Блестящих лепестка
И зернышки в коробочке
У этого цветка.
(Мак)
6. Белые горошки на зеленой ножке.
(Ландыши)
Ведущий: Молодцы, ребята, хорошо справились с этим заданием. А теперь послушаем, о каких цветах и растениях расскажут нам ребята.
Ученик 3: Тюльпан Шрепка – это одно из самых красивых растений нашей области. (Обращает внимание ребят на выставку рисунков). Этот тюльпан чуть меньше обычных садовых тюльпанов, цветы от желтого до фиолетового цвета. Весной вся степь покрывается цветами, среди них прячутся и тюльпаны Шрепка. За свою красоту они сильно уничтожаются людьми, поэтому его занесли в Красную Книгу России. Тюльпаны являются чуть ли не национальными цветами Голландии. Попали он туда в 16 веке. Каждый мечтал посадить около дома эти цветы. За одну луковицу платили целое состояние. А одному матросу, из любопытства съевшему луковицу тюльпана, пришлось полгода просидеть в тюрьме, да еще и выплатить большой денежный штраф. Представьте, как в то время ценили тюльпаны. В Европу их привезли наши предки, которые всегда любовались ими, т.к. наши степи – родина тюльпанов. Неужели мы дадим им погибнуть?
Ведущий: На территории Астраханской области насчитывается около 700 высших видов растений. Мы же сегодня познакомились с малой ее частью. Посмотрите на атлас Астраханской области (показывает страничку “животные и растения занесенные в Красную Книгу России”). Как видите, у нас, их очень много и все они нуждаются в нашей защите. И очень важно, чтобы каждый у нас научился ценить красоту окружающего нас мира, беречь ее. “Природа будет ограждена от опасности только в том случае, - писал известный французский зоолог Жан Дорст, - если человек хоть немного полюбит ее, просто потому, что она прекрасна, и потому, что она не может жить без красоты”. От нашего хозяйского глаза, от нашей заботы о родной природе будет зависеть наш завтрашний день.
Чтец 5:
Ты дружок, смотри, не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай, не птахи, не сверчка,
Не покупай для бабочки сачка
Люби цветы, леса, простор полей –
Все, что зовется родиной своей.
(И.Л.Холодковский)
ЛИТЕРАТУРА
1. Н.А.Никифорова “Природа нашего края”,
Астрахань 1998 г.
2. Плешаков А.А. “Зеленые страницы” М:
Просвещение 1994 г.
3. Е.Тимофеева “Экологическое воспитание”,
Йошкар-Ола 1999 г.