Урок русского языка в 7-м классе по теме "Причастный оборот"

Разделы: Русский язык


“Дни поздней осени…”.
Склонение причастий. Безударные гласные в окончаниях причастий.

На первый взгляд, тема урока проста. Но простота эта кажущаяся. При всей понятности, “лёгкости” изучаемого правила, практическое применение его традиционно затрудняет учащихся. Ошибки на правописание безударных окончаний причастий относятся к разряду частотных.

Учитывая, что практическая отработка подобного рода материала рутинна, скучна, урок разнообразят единая речевая тема “Осень глазами поэта и художника”, создающая эмоциональный фон занятия, и смена видов упражнений.

Кроме того, работа над словосочетаниями с причастием то в роли главного, то в роли зависимого слова исподволь, ненавязчиво подготовит учащихся к восприятию темы “Причастный оборот”.

К уроку было предложено опережающее задание:

Подобрать и записать в тематическую тетрадь строфы из стихотворений на тему “Осень”, в которых были бы причастия.

Эти подборки стали основой для дидактического материала к уроку.

Цели и задачи урока:

  • развитие орфографической зоркости (умение обнаруживать орфограмму, указывать способ применения правила, выделять графически условия выбора орфограммы);
  • развитие навыков самоконтроля во время письма;
  • развитие речи и воспитание эстетического вкуса (на материале единой речевой темы урока “Осень глазами поэта и художника”).

Методы и приёмы:

  • наблюдение, сопоставление языковых явлений;
  • орфографический и пунктуационный разборы;
  • тренинг по осознанному применению правила;
  • работа с картиной и текстом искусствоведческого содержания;
  • сочинение-миниатюра.

Оборудование урока:

  • репродукции картин русских художников, посвященных осени для создания эмоционального настроя (И. Левитан “Золотая осень”, “Осенний день. Сокольники”, В.Поленов “Осень в Абрамцеве”, М.Нестеров “Осенний пейзаж”, С.Жуковский “Лесное озеро”);
  • демонстрационная таблица “Волшебный спасательный круг, или Как не утонуть в море орфограмм”;
  • транспарант с образцом обозначения условий выбора изучаемой орфограммы;
  • на доске эпиграф к уроку:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно…

А.С.Пушкин

Ход урока.

I. Слово учителя. (Эмоциональный настрой, целеполагание).

Так уж получилось, что изучение темы “Причастие” приходится на осенние дни. Одарив нас последним теплом “бабьего лета”, она готовит для нас холод, ненастье, слякоть. Есть от чего впасть в уныние. А вот Пушкин любил эту пору, умел находить в ней свою прелесть.

(Чтение эпиграфа)

-Как вы понимаете слова А.С.Пушкина “мила красою тихою, блистающей смиренно”?

Дети, объясняя слова поэта, говорят о неяркой, неброской красоте поздней осени. Учитель подскажет ещё один синоним: “кроткая”. Нельзя не заметить и слова “блистающей”, утверждающего настоящую, высокой пробы красоту.

“Дням поздней осени” посвятит поэт немало чарующих своей красотой стихотворных строк. Среди них и эти, из романа в стихах “Евгений Онегин”, без которых не обходится ни одна хрестоматия.

(Выразительное чтение строк.

Записанные на выдвижной доске, они станут материалом для орфографического и пунктуационного разборов).

II. Орфографический и пунктуационный разбор.

Уж(?) небо осенью дышало,
Уж(?) реже солнышко бл.стало,
Короче ст.новился день.
Лесов т.инстве(н,нн)ая сень
С печальным шумом обн.жалась,
Л.жился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Т.нулся к югу: пр.ближалась
Довольно скуч(?)ная пора;
Стоял ноябрь уж(?) у двора.

Задание.

  1. “По цепочке” вставляются пропущенные буквы, раскрываются скобки, объясняются условия выбора орфограмм.
  2. Объясняется постановка знаков препинания. Рисуются схемы предложений и сравниваются со схемами, приготовленными учителем на выдвижной доске.

Попутно отметим необыкновенную наблюдательность поэта, от взора которого не укрылась ни одна из примет поздней осени, “прозрачность” синтаксиса, скупо используемые тропы

(эпитеты “таинственная сень”, “с печальным шумом”), перенос (“…приближалась довольно скучная пора”), “разбивающий ритм, приближающий текст к разговорной речи.

III. Актуализация знаний.

Задание.

Выписать словосочетания “прилагательное + определяемое слово” (из этого стихотворного отрывка - I вариант и из эпиграфа - I I вариант), обозначить орфограмму “Безударное окончание прилагательного”.

таинственная сень
с печальным шумом

поздней осени
читатель дорогой

гусей крикливых
скучная пора

красою тихою
красою блистающей

Обязательно найдётся несколько человек, выписавших словосочетание “красою блистающей”: ведь мы только ещё в самом начале большой дороги изучения причастий, но эта ошибка поможет понять главное: правописание безударных окончаний прилагательных и причастий регулируется одним правилом.

- Почему достаточно легко спутать причастие с прилагательным?

Причастие по форме напоминает прилагательное (отвечает на вопрос какой?, изменяется, как и прилагательное, по родам, числам и падежам, имеет ту же систему окончаний. (Проверим, просклоняв словосочетание “краса тихая, блистающая”).

- Какие части речи тоже похожи по форме на прилагательные?

Порядковые числительные, определительные местоимения. А значит, и их

безударные окончания регулируются тем же правилом.

- Определим место изучаемой орфограммы в системе орфограмм. Вспомним наш

“Волшебный спасательный круг”.

(Вывешивается таблица “Волшебный спасательный круг, или Как не утонуть в море орфограмм”).

Учитывая основной принцип русской орфографии – морфологический, орфограммы в располагаются в секторах круга (1- орфограммы в приставке, 2- орфограммы в корне, 3 – орфограммы в суффиксе, 4 – орфограммы в окончании).

- Можно ли сразу объяснить условие выбора орфограммы, если она находится в окончании?

Нет, только орфограммы, находящиеся в приставке и корне, “выходят” сразу на

правило. Если орфограмма в суффиксе или окончании, то надо определить, к

какой части речи относится слово, потому что у каждой изменяемой части речи

своя система суффиксов и окончаний, написание которых регулируется особыми

правилами.

Вывод.

Выбор безударных гласных в существительном зависит от склонения и падежа, у глагола – от спряжения, у причастия (как и у прилагательного, порядкового числительного, определительного местоимения – то есть слов, отвечающих на вопросы какой?) – от вопроса, задаваемого к нему от определяемого слова.(Проверяем по учебнику правильность своих выводов).

I V. Отработка практических навыков.

1. “Перекличка поэтов”.

а) Выписать словосочетания “причастие + определяемое слово”. Обозначить условия выбора орфограммы “Безударное окончание причастия”.

а) Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

А.К.Толстой

д) Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной.

И.А.Бунин

б) Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

И далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и светлая лазурь

На отдыхающее поле.

Ф.И.Тютчев

е) Утром холод, днём туманы,

Шум несносный желобов;

В час заката – блик багряный

Отшумевших облаков.

А.Н.Апухтин

в) Природа вся полна последней теплоты;

Ещё вдоль влажных меж красуются цветы,

А на пустых полях засохшие былины

Опутывают сеть дрожащей паутины.

А.К.Толстой

ж) Седое небо надо мной

И лес раскрытый, обнажённый.

Внизу, вдоль просеки лесной,

Чернеет грязь в листве лимонной.

И.А.Бунин

г) Всюду грустная примета;

В серых тучах небеса;

Отцветающего лета

Равнодушная краса.

А.П.Апухтин

з) Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит;

Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как тающий сахар леджит.

Н.А.Некрасов

б) Выписать словосочетания “причастие + определяемое слово”, изменив падеж на указанный.

а) Опять дожди, опять туманы,

И листопад, и голый лес,

И потемневшие поляны,

И низкий свод небес. Д.п.

С.Т. Аксаков

г) Сыплет дождик большие горошины,

Рвётся ветер, и даль нечиста,

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа. Р.п.

Н.А.Заболоцкий

б) Шумит во дворе непогода,

А в доме давно уже спят;

К окошку, вздохнув, подхожу я –

Чуть виден чернеющий сад. П.п.

А.К.Толстой

д) Листва янтарный отблеск льёт;

Играя, в небе промелькнёт

Скворцов рассыпанная стая –

И снова всё кругом замрёт. В.п.

И.А.Бунин

в) В золотых небесах за окошком моим

Облака проплывают одно за другим,

Облетевший мой садик безжизнен и пуст…

Да простит тебя Бог, можжевеловый куст!П.п.

Н.А.Заболоцкий

е) Шумит во дворе непогода,

А в доме давно уже спят;

К окошку, вздохнув, подхожу я –

Чуть виден чернеющий сад. Д.п.

А.Н.Апухтин

в) Выписать фрагменты “определяемое слово + причастие + зависимое от него слово”, обозначить условия выбора изучаемой орфограммы и падеж причастия.

а) Родной ландшафт… Под дымчатым навесом

Огромной тучи снеговой

Синеет даль с её угрюмым лесом.

Окутанным осенней мглой.

Ф.И.Тютчев

в) О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

И.А.Бунин

б) Там осеняет осень сад

Таинственною кущей,

Листвой, летящей наугад,

Отрадою цветущей.

А.К.Передреев

г) Всё голо так – и пусто-необъятно

В однообразии немом…

Местами лишь просвечивают пятна

Стоячих вод, покрытых первым льдом.

Ф.И.Тютчев

2. Работа по картине И.Левитана “Осенний день. Сокольники”.

Рассмотрите внимательно картину. Каким настроением проникнута она?

Спишите текст, согласовав причастия с определяемым словом.

Вставьте пропущенные буквы, объясните условия выбора орфограмм.

Это было началом нов.й пейзажн.й ж.вопис(е,и). Левитан стремился передать общее сост.яние пр.роды, “погоду пейзажа”, передать влажность воздуха, как бы (опутавший) предметы и (стёрший) его оч.ртания.

Серая и з.л.тая осень, печалью (дышащий) с холста, щемила у зрителей сердце.

По д.р.жке Сокольнического парка идёт м.л.дая жен(?)щина в ч.рном. Она одна среди осе(н,нн).. рощ(е,и). Одиночество, (окружающий) её ощущением грусти и задумчивости, тревожит душу.

(Пр.обр.тённый) Третьяковым и (пом.щённый) в его галере(е,и) картина усилила уважение к автору, способствовала его пр.знанию. (По К.Г.Паустовскому)

3. Работа по развитию письменной речи.

Используя предложенные опорные словосочетания, и впечатления от картин русских художников, написать сочинение-миниатюру “Лес поздней осенью”.

Потемневшее осеннее небо. Нависшие тучи. Оголённые деревья. Дорожка, покрытая увядшими листьями. Покосившийся мостик. Мелкий дождик, сеющийся с утра. Улетающие на юг птицы. Листва, шуршащая под ногами.

V. Контроль и подведение итогов урока.

Программированный опрос.

Обозначьте словосочетание “причастие + определяемое слово” цифрой “1”, а словосочетание “причастие + зависимое слово” - цифрой “2”.

1 серия

2 серия

  1. Вянущие рябины
  2. Осыпающиеся листья
  3. Отшумевшие навсегда
  4. Отцветающего лета
  5. Очарованные осенью
  6. Оставшиеся зимовать
  7. Быстро вянущие
  8. Отшумевших облаков
  9. Очарованные сны
  10. Потемневшие на глазах
  11. Покрытая листьями
  12. Оставшиеся птицы
  1. Шуршащие под ногами
  2. Нависшие тучи
  3. Потемневшее небо
  4. Потускневшие от дождя
  5. Оголённые деревья
  6. Синеющая даль
  7. Сотканная из тумана
  8. Сверкающая паутина
  9. Налетевший ветер
  10. Подолгу моросящий
  11. Улетающие птицы
  12. Моросящий дождь

Ключ

Серия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

I

1

1

2

1

2

2

2

1

1

2

2

1

II

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

Домашнее задание:

Выписать 10-12 предложений с причастиями из I главы рассказа И.А.Бунина “Антоновские яблоки” на тему “Осень”. Обозначить условия выбора орфограммы “Безударное окончание причастия”.